Системный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Современный деловой мир основан на принципах рыночной экономики. С развитием информационных технологий, технологий маркетинга и ведения предпринимательской деятельности перед организациями различных форм собственности открываются новые перспективы. Коммерческие организации являются основным инструментом достижения целей, сформированных собственниками, руководством и персоналом организации. Целью создания коммерческого предприятия, как правило, является извлечение прибыли в виде продукции, товара, имущества и/или финансового дохода. Значительное повышение целенаправленности и эффективности коммерческой деятельности может быть обеспечено использованием системного подхода, который нашел широкое применение в организации и управлении системами. Коммерческая деятельность обладает всеми свойствами и признаками, которые присущи системам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика системного подхода в менеджменте….5
1.1. Сущность системного подхода………………………………………..5
1.2. Практическое применение системного подхода в управлении …….9
1.3. Виды системного подхода…………………………………………….11
Глава 2. Роль системного подхода в управлении………………………..17
2.1. Основные элементы организационной структуры………………….17
2.2. Значение системного подхода в системе управления……………….20
2.3. Особенности системного подхода в социальном менеджменте……24
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая оригинал.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

Выделим в социальном менеджменте два подхода: макропроход, когда учитывается социальная структура общества и возможности управления формированием общественных классов.

Анализ позволяет выделить в качестве инструментов социального менеджмента переходной экономики:

1) законодательную и нормативную  деятельность;

2) прямое администрирование;

3) информационные технологии;

4) финансы и финансовый  менеджмент.

Основой системного подхода в социальном менеджменте может быть признан тот факт. Что только все общественные классы в их совокупности могут обеспечить воспроизводственный процесс в государстве [16, c. 126-127].

При системном подходе в социальном менеджменте важно рассмотреть отношения социальной политики, целеполагания, маркетинга, менеджмента.

Полезно также структурировать инструменты социального менеджмента, определить условия и ограничения на их использование.

Субъектом социальной политики и менеджмента выступают органы власти в центре и на местах, а их объекты – общественные классы.

В социальном менеджменте в зависимости от способа взаимодействия с объектом управления возможны различные подходы.

Устройство политической системы демократических государств основывается на принципе разделения властей – разделения функций государственных органов. Объективно в социальном менеджменте могут быть выделены функции: социального целеполагания. Социального маркетинга, социального менеджмента, согласования решений.

Функции социального целеполагания, социального маркетинга. Социального менеджмента, согласования решений выполняют конкретные субъекты политического устройства государства. Для того чтобы реализовать в государстве сбалансированную системную социальную политику, эти субъекты должны быть одновременно относительно независимы, и представлять некоторое системное единство – политическую систему. Так как цели, инструменты и типы менеджмента взаимосвязаны, то в рамках системного подхода определяются взаимосвязи, предусматриваются регулярные контакты и процедуры согласования решений [6, с. 218-220].

Реализация любого управленческого решения изменяет баланс власти, порядок распределения ресурсов и т.п. и может приводить к конфликту. Конфликт может снижать эффективность, блокировать выполнение решения, увеличивать затраты на его выполнение, повышать риски. Поэтому важно при разработке управленческого решения прогнозировать конфликты и предусматривать меры по их разрешению.

Таким образом, при подготовке и реализации управленческих решений социального менеджмента необходимо учитывать особенности возникновения и разрешения конфликтов переходной экономики.

«Социальный конфликт определяется тем. Что сознательное поведение одной из сторон (личности, социальной группы ил общественного класса) вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает такое поведение или ответное противодействие этой (другой), стороны, что приводит к снижению эффективности совместной работы, повышению риска, прекращению совместной деятельности, «пропуску» рыночных возможностей, блокированию выполнения решений или другим негативным последствиям». При разработке управленческого решения в социальном менеджменте может быть рекомендовано:

1) оценить его воздействие  на общество в целом и его  социальную структуру;

2) осуществить прогноз  возможных причин, форм, следствий  социального конфликта;

3) предложить и включить  в состав решения меры, снижающие  вероятность возникновения такого  конфликта;

4) предусмотреть возможные  методы и резервные ресурсы  для разрешения все же возникших  конфликтов.

Cогласование решений – один из элементов процедуры разработки решений при социальном менеджменте. Важно, что согласование решений может выступать в качестве способа предупреждения и разрешения конфликта как при определении целей и сценариев их достижения. Так и в процессе исполнения решений, процедуры согласования решений определяются и типом организации (корпоративная или индивидуалистская), характером взаимодействия объектов и субъектов управления при различных типах менеджмента. В социальном менеджменте для согласования решений наиболее часто используют метод круглого стола.

Вопрос ответственности в социальном менеджменте переходного периода имеет особо актуальное значение.

Законодательство предусматривает возможность прямого административного управления при социальном менеджменте в обществе переходного периода.

В качестве административных воздействий могут использоваться:

1) условия (входные барьеры) и процедура выдачи лицензий  на определенные виды деятельности;

2) условия (входные барьеры) и процедура определения квот  на производство и экспорт  различных видов продукции (нефти, газа, вооружений и др.);

3) налоговые льготы определенным  категориям предпринимателей и  социальным группам;

4) льготы по оплате  коммунальных услуг и др.

Финансы как инструмент социального менеджмента позволяют через финансовый механизм перераспределения национального дохода:

– ускорять или замедлять развитие экономики;

– влиять на формирование социальных классов;

– создавать условия для накопления капитала;

– влиять на разделение труда, конкуренцию и др.

Социальное управление должно носить системный характер. Системный подход к социальному управлению является главным методологическим подходом к управлению социальными процессами. С помощью данного подхода социальное управление рассматривается как единое целое, со всеми сложившимися социальными связями и отношениями, а также, согласованием деятельности всех его подсистем.

Итак, в настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Сегодня системный подход можно назвать универсальным, - он используется в управлении любой организацией. Его значение в управлении трудно переоценить. Системой управления с точки зрения системного подхода является реализация совокупного воздействия на объект (систему - фирму либо на подсистему), для того, чтобы достичь определенной цели, основанной на прогнозе, составленном по информации о поведении объекта и состоянии окружающей его среды. Системный подход учитывает различия в социально-культурных особенностях людей, которые работают на предприятии, культурные традиции общества, в котором действует организация. Менеджеры могут легко координировать свою работу с данной организацией в целом, если они понимают систему и свою роль в ней.

Недостатком системного подхода, является то, что система означает определенность, последовательность, целостность, а в реальной жизни этого не наблюдается. Но подобные вещи имеют отношение к любой теории, и это не делает ее неоднозначной или противоречивой. В теории любой пользователь должен найти ключевые принципы и корректировать их в зависимости от ситуации. В рамках системы можно также привлечь внимание к проблеме копирования стратегии или технологии ее формирования, которая может работать в одной фирме и быть совершенно бесполезной в другой, и дело здесь как раз в характеристиках и индивидуальных особенностях этих фирм.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Абрамова, В.И. Менеджмент и маркетинг: Учеб. Пособие/ В.И. Абрамова - М.: Издательство РИОР, 2006. - 161 с.

2. Антонов А.В. Системный анализ. - М.: Высшая школа, 2004. - 454 с.

3. Басовский, Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие./ Л. Е. Басовский. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 216 с

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с

5. Веснин, В. Р. Менеджмент: Учебник./ В. Р. Веснин. - М.: ТД «Элит» - 2000, 2003. - 546 с

6. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем: Учебник для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 2006. - 511 с.

7. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В.Валового. - М.: ЗАО Бизнес школа «Интел - синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000. – 392 с.

8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2008 - 440 с. - (Высшее образование»).

9. Диев В.С. Управление, интуиция и неорационализм. // ЭКО. № 11, 2002. С. 146 - 147.

10. Жариков О. Н. Системный подход к управлению:  учеб. / О. Н. Жариков, В. И. Королевская, С. Н. Хохлов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 62 с.

11. Карпов А.В. Психология менеджмента – М.: Гардарики, 2004. – 251с.

12. Локтионов, М.В. Системный подход в менеджменте/ М.В. Локтионов - М.: Генезис, 2000.- 345с.

13. Мирошник И.В. Теория автоматического управления. Линейные системы: Учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

14. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий/Пер. с англ./Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 336 с.

15. Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте/ В.Н. Попов, В. С.Касьянов, И. П.Савченко - М.: КноРус, 2007.- 498с.

16. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г. Б. Поляка. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 527 с.

17. Социальный менеджмент. Попов С.Г. М.: Ось-89, 2009. - 160 с.

18. Повзнер Л.Д. Теория систем управления: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. МГГУ, 2002. - 472 с 

19. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. - М.: СИНТЕГ, 2000. - 528 с.

20. Розманов В.С. Теория управления. М., 2009.

21. Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента - М.: Дашков и Ко, 2006. - (с. 26)

22. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2003. - 368 с

23. Тебекин А.В.: Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2010

24. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем/ А.И. Уемов - М., 1998. – 324с.

25. Черняк В.З.: Теория управления. - М.: Академия, 2008

 


Информация о работе Системный подход