Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:16, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что мотивация- один из важнейших элементов управления в организации, путь к достижению поставленных целей, а иногда и единственный шанс удержаться на плаву, особенно в настоящей неустойчивой экономической ситуации. Цель работы: показать, что такое мотивация и почему она так важна, раскрыть суть мотивационных теорий и выяснить как они используются на практике.
Введение
Управление персоналом включает
многие составляющие. Среди них: кадровая
политика, взаимоотношения в коллективе,
социально-психологические
Актуальность данной работы заключается в том, что мотивация- один из важнейших элементов управления в организации, путь к достижению поставленных целей, а иногда и единственный шанс удержаться на плаву, особенно в настоящей неустойчивой экономической ситуации.
Цель работы: показать, что такое мотивация и почему она так важна, раскрыть суть мотивационных теорий и выяснить как они используются на практике.
1. Мотивация
Мотивация - побуждение к чему-либо. Слово произошло от французского “motif” – побуждение ; это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.
Мотивация — процесс создания
у членов организации внутреннего
побуждения к действиям для достижения
организационных целей в
Мотивирование людей осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека. Отдельный прием или способ мотивирования выступает в виде определенного мотиватора. Зная то, какие мотиваторы побуждают человека к тем или иным действиям, можно с их помощью пытаться управлять поведением человека. Мотиваторами служат различные типы поощрения- непоощрения, наказания- ненаказания, принуждения- непринуждения. При этом мотиватор как способ воздействия, может быть применен к человеку до начала и после завершения действия. На рис. 1.1 показаны четыре фактора, от которых зависит исполнительность: сноровка и способности; четкое понимание природы работы; понимание того, что случится, если работа выполнена хорошо или плохо; собственно мотивация.
Рис. 1.1. Нужды, мотивация и удовлетворенность
Мотивация возникает из неудовлетворенных нужд и стремления удовлетворить их в случае успеха. Некоторые нужды, такие как голод, никогда не удовлетворяются полностью, а только на короткий промежуток времени. Даже если в чем-то мы получаем удовлетворенность, другие нужды заставляют нас действовать. Данная схема слишком общая, и для использования на практике требует многих дополнительных деталей. Например, какие нужды увеличивают мотивацию для определенного человека в определенное время? Какая окружающая обстановка мотивирует к достижению лучшей исполнительности? Что случится, если нужды будут удовлетворены?
Знание логики процесса мотивации
не дает существенных преимуществ в
управлении этим процессом. Можно указать
на несколько факторов, которые усложняют
и делают неясным процесс практического
развертывания мотивации. Важным фактором
является неочевидность мотивов. Можно
предполагать, догадываться по поводу
того, какие мотивы действуют, но в
явном виде их «вычленить» невозможно.
Требуются длительные и скрупулезные
наблюдения для того, чтобы попытаться
с достаточной степенью достоверности
сказать о том, какие мотивы являются
ведущими, движущими в мотивационном
процессе человека. Следующим важным фактором
является изменчивость мотивационного
процесса. Характер мотивационного процесса
зависит от того, какие потребности инициируют
его. Однако сами потребности находятся
между собой в сложном динамическом взаимодействии,
зачастую противореча друг другу либо
же, наоборот, усиливая действия отдельных
потребностей. При этом составляющие этого
взаимодействия могут меняться во времени,
изменяя направленность и характер действия
мотивов. Поэтому даже при самом глубоком
знании мотивационной структуры человека,
мотивов его действия могут возникать
непредвиденные изменения в поведении
человека и непредвиденная реакция с его
стороны на мотивирующие воздействия.
Еще одним фактором, делающим мотивационный
процесс каждого конкретного человека
уникальным и не на сто процентов предсказуемым,
является различие мотивационных структур
отдельных людей, разная степень влияния
одинаковых мотивов на различных людей,
различная степень зависимости действия
одних мотивов от других. У одних людей
стремление к достижению результата может
быть очень сильным, у других же оно может
быть относительно слабым. В этом случае
данный мотив будет по-разному действовать
на поведение людей. Возможна и другая
ситуация: два человека имеют одинаково
сильный мотив на достижение результата.
Но у одного этот мотив доминирует над
всеми другими, и он будет добиваться результата
любыми способами. У другого же этот мотив
соизмерим по силе действия с мотивом
на соучастие в совместных действиях.
В этом случае данный человек будет вести
себя по-другому.
2. Мотивационные теории
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Рассмотрим основные теории мотивации, которые условно можно разделить на 3 группы (рис. 2.1).
Рис. 2.1 Мотивационные теории
2.1 Содержательные теории.
Содержательные теории мотивации
основаны на идентификации внутренних
побуждений, заставляющих человека поступать
определенным образом. Эти теории связаны
с изучением человеческих потребностей
и механизма влияния на них
в процессе мотивации. При этом под
потребностью понимается физиологическое
или психологическое ощущение человеком
недостатка чего-либо. Потребность
невозможно непосредственно наблюдать,
но о ее существовании можно судить
по тому, что делает человек, поскольку
именно потребности во многом определяют
поведение людей. Наиболее известными
теориями мотивации этой группы являются:
1) теория иерархии потребностей, разработанная
Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером;
3) теория приобретенных потребностей
МакКлелланда и 4) теория двух факторов
Герцберга.
2.1.1 Теория иерархии потребностей А. Маслоу
В настоящее время можно говорить о том, что классической мотивационной теорией является теория потребностей Абрахама Маслоу, предложенная им в работе "Теория человеческой мотивации" (1943 г). Все человеческие потребности А. Маслоу разделил на 5 категорий:
1.Физиологические, удовлетворяя которые человек получает возможность выжить, - это потребности в еде, одежде, жилище;
2. В безопасности и уверенности в будущем, включающие, во-первых, потребности в защите от физического и психологического нападения окружающих и, во-вторых, потребности в уверенности, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;
3. Социальные - это потребности ощущать себя членом какой-либо человеческой общности, иметь социальные контакты, ощущать привязанность и поддержку;
4. В уважении - это потребность в признании личных качеств и достижений;
5. В самовыражении, то есть потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в личностном росте.
Суть теории А. Маслоу может быть изложена в двух основных положениях.
1. Если у человека существуют
две потребности разных
Рис. 2.2 Иерархия потребностей Маслоу
2. Физиологические потребности
и потребности безопасности
Следствием этих положений является достаточно простой практический вывод: руководитель, заинтересованный в росте результативности своих подчиненных, должен заботиться не только об удовлетворении имеющихся у них потребностей, но и о развитии этих потребностей.
Теория А. Маслоу оказала
большое влияние на развитие современного
менеджмента. Однако жизнь показала,
что в ней есть ряд очень
уязвимых моментов. Так, потребности
по-разному проявляются в
2.1.2 Теория потребностей Д. Мак-Клелланда
Иной подход к классификации потребностей высших уровней предложил Дэвид Мак-Клелланд в работе "Два лица власти" в 1970 г. Он выделил потребности власти, успеха и причастности.
Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей. Человек с этой потребностью чаще проявляет себя как энергичный, не боящийся конфронтации, стремящийся отстаивать собственную позицию. Он хороший оратор и требует к себе повышенного внимания со стороны других. Руководящие должности привлекают людей с потребностью власти.
Потребность успеха удовлетворяется
не провозглашением и признанием
успеха, а процессом доведения
работы до успешного завершения. Люди
с потребностью успеха предпочитают
иметь дело с проблемами, при решении
которых они могут взять
Мотивация на основании потребности в причастности по Д. Мак-Клелланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
2.1.3 Теория К. Альдерфера
Дальнейшее развитие теории потребностей было предложено Клейтоном Альдерфером в 1972 г. в работе "Существование, причастность и рост: человеческие потребности в организации".
К. Альдерфер выделил три уровня потребностей:
E (existence) - потребности существования,
то есть потребности,
R (relatedness) - потребности причастности,
которые могут быть
G (growth) - потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых знаний и в самоуважении.
Потребности существования
как бы включают в себя две группы
потребностей пирамиды А. Маслоу: физиологические
потребности и потребности
2.1.4 Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
Двухфакторная теория мотивации была предложена Фредериком Герцбергом в 1959 г. в работе "Мотивация на работе". Эта теория по своей сути является эмпирической, то есть результатом обработки большого количества экспериментальных данных. Согласно теории Ф. Герцберга все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
К факторам-мотиваторам
Значение этих факторов оценивается людьми только положительно и в наихудшем случае может быть равно 0.
К гигиеническим факторам относятся: