Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:16, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что мотивация- один из важнейших элементов управления в организации, путь к достижению поставленных целей, а иногда и единственный шанс удержаться на плаву, особенно в настоящей неустойчивой экономической ситуации. Цель работы: показать, что такое мотивация и почему она так важна, раскрыть суть мотивационных теорий и выяснить как они используются на практике.
Табл. 2.3 теория X Y.
Теория человеческого
фактора Дугласа Мак-Грегора
2.3.2 Концепции Э. Шеина
Теория Д. Мак-Грегора
получила свое развитие в работах
Эдгара Шейна, важнейшая из которых
- "Организационная психология",
вышла в 1965 г. В ней Шейн сформулировал
концепции рационального
Концепция рационального экономического человека |
Концепция социального человека |
Концепция сложного человека |
1) люди мотивируются, в
первую очередь, |
1) люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность только через свои отношения с другими людьми; |
1) люди не только сложны, но и в высшей степени изменчивы; |
2) так как экономические
побуждения находятся под |
2) в результате научно-технической революции и рационализации процессов труда сама работа в значительной мере потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях на работе; |
2) в процессе своей трудовой деятельности люди способны приобретать новые стимулы, мотивирующие их поведение; |
3) поскольку человеческие чувства иррациональны, то необходимо воспрепятствовать их проникновению в сферу рационального учета собственных человеческих интересов, поэтому организация должна создаваться таким образом, чтобы она могла нейтрализовать и контролировать чувства людей. |
3) люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства; |
3) мотивы поведения людей в разных организациях могут быть различными; |
4) люди будут отзывчивы к распоряжениям руководства, если руководитель сможет удовлетворить их социальные нужды и их желание быть понятыми. |
4) в разное время люди могут по-разному реагировать на одни и те же методы управления. |
Табл. 2.4 концепции Шеина
2.3.3 Теория Z У. Оучи
Главная отличительная черта
теории "Z" - обоснование коллективистских
принципов мотивации. Согласно этой
теории, мотивация работников должна
исходить из ценностей "производственного
клана", т.е. предприятия как одной
большой семьи, одного рода. Эти ценности
требуют развития у сотрудников
- с помощью соответствующей
3.1 Применение
мотивационных теорий на
Построение системы мотивации в конкретной компании начинается с определения целей и стратегических задач организации, составления планов развития, выяснения стадии развития компании.
3.1.1 Совершенствование системы мотивации персонала на примере конкретной фирмы
Общество с ограниченной
ответственностью «Брянсксбыт» учреждено
на основании протокола №2 общего
собрания акционеров ЗАО «Предприятие
«Стройинструмент» от 05 июня 2000 года
в соответствии с федеральным
законом «Об обществах с
Место нахождения общества с ограниченной ответственностью «Брянсксбыт» – Российская Федерация, индекс – 241022, Брянская область , г. Брянск, ул. 2-я Мичурина, д. 2- «А».
Год образования предприятия – 2002 г.
Численность работающих – 105 человек.
ООО «Брянсксбыт» занимается производственно-коммерческой деятельностью, его главной целью согласно Уставу является получение прибыли его участниками на основе удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых других законных образований в товарах, работах и услугах, предлагаемых обществом.
Кроме того, целями деятельности данной коммерческой организации являются:
Общество имеет гражданские права и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Основными видами деятельности предприятия являются:
Исполнительным органом общества является генеральный директор, осуществляющий руководство текущей деятельностью общества. Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.
Основной общекорпоративной целью предприятия в 2007 году является повышение объемов реализации продукции и прибыли на 20 % с использованием имеющихся резервов мощностей и производительности труда. Учитывая существующую непокрытую потребность рынка и отсутствие необходимости дополнительных маркетинговых затрат, основным условием достижения этой цели является высокий уровень мотивации сотрудников к ее достижению. В то же время исследования внутренней среды предприятия свидетельствуют о том, что мотивация персонала является одним из наиболее слабых мест компании, тормозящим ее дальнейшее развитие. Рассмотрим более детально существующую систему мотивации работников ООО "Брянсксбыт". При этом все инструменты мотивации сотрудников целесообразно разделить на две традиционные группы - элементы материальной мотивации (главным образом денежное вознаграждение труда) и элементы нематериальной мотивации (не денежное вознаграждение труда). В таблице 6 приведены данные по анализу мотивационных инструментов для различных категорий сотрудников предприятия, начиная от вспомогательных рабочих и заканчивая высшим руководством.
Табл. 3.1 Мотивационные инструменты управления результативностью трудовой деятельности в ООО "Брянсксбыт"
Категория персонала |
Элементы материального вознаграждения |
Элементы нематериального стимулирования |
Руководители высшего и среднего звена |
Должностной оклад, премия по результатам работы |
Престижность занимаемой должности |
Менеджеры по коммерческой работе |
Комиссионное вознаграждение |
- |
Производственные менеджеры |
Должностной оклад, премия за выполнение плана |
- |
Основные производственные рабочие |
Сдельная заработная плата |
- |
Вспомогательные рабочие |
Тарифная ставка |
- |
Таким образом, по большинству
категорий персонала
Рассмотрим также
Согласно этому подходу, процесс удовлетворения потребностей сотрудников рассматривается на трех уровнях:
1) потребности существования (existence) - физиологические и иные материальные потребности человека;
2) потребности родственности (relatedness) - потребности человека в межличностном взаимодействии, отношениях и оценке;
3) потребности роста (growth) - потребности развития и саморазвития личности.
Согласно теории Альдерфера, движение по удовлетворению потребностей идет не только вверх по иерархии, но и вниз. Полное блокирование или препятствие, встречающееся на пути удовлетворения потребности более высокого уровня (состояние фрустрации), влекут за собой актуализацию потребности более низкого уровня.
Индивиды склонны
При экспертной оценке мотивации сотрудников будем основываться на исследовании существующей системы мотивации на предприятии, в частности - уровня заработной платы данной категории работников по отношению к средней заработной плате в Брянской области, организации корпоративного общения, развития персонала, участия его в принятии решений.
Оценка степени удовлетворения потребностей сотрудников ООО "Брянсксбыт" по пятнадцати бальной шкале приведена в таблице 3.2.
Табл. 3.2. Оценка степени удовлетворения потребностей сотрудников ООО "Брянсксбыт"
Категория персонала |
Потребность в существовании |
Потребность в родственности |
Потребность в росте |
Интегральная оценка |
Руководители высшего и среднего звена |
Высокая (5) |
Средняя (3) |
Средняя (3) |
0,73 |
Менеджеры по коммерческой работе |
Выше средней (4) |
Ниже средней (2) |
Средняя (3) |
0,6 |
Производственные менеджеры |
Средняя (3) |
Низкая (1) |
Низкая (1) |
0,33 |
Основные производственные рабочие |
Средняя (3) |
Низкая (1) |
Низкая (1) |
0,33 |
Вспомогательные рабочие |
Низкая (1) |
Низкая (1) |
Низкая (1) |
0,2 |
Таким образом, мы видим, что у всех категорий сотрудников ООО "Брянсксбыт" имеет место низкий уровень удовлетворенности трудом, так как значительная часть присущих личности потребностей не находят своего удовлетворения в процессе труда. При этом степень удовлетворения потребностей отличается по категориям сотрудников.
Наиболее высокая
Производственные менеджеры
и рабочие, имея средний размер оплаты
труда, практически лишены доступа
к корпоративным культурным мероприятиям
и принятию решений по развитию фирмы.
Для этих категорий работников возможности
развития и карьерного роста неясны
и сомнительны. Недопустимо низкий
уровень удовлетворенности
Необходимо отметить, что для последних трех категорий сотрудников характерна высокая текучесть кадров, что является, с одной стороны, прямым следствием низкой удовлетворенности трудом, а с другой - негативно сказывается кадровом потенциале компании и достижении ее целей.