Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 08:43, курсовая работа
Проблема стимулирования труда занимает одно из ключевых положений
экономической теории, и очень актуальна в наше время. Побуждение людей к
активной трудовой деятельности является предметом пристального внимания как
зарубежной, так и отечественной науки. В научных исследованиях последних лет как, впрочем, и в хозяйственной практике отмечается снижение трудовой
активности наемных рабочих и служащих, их индифферентность к делам
предприятий и фирм. Поиски новых подходов побуждения человека к активному
труду сосредоточиваются на трех вполне очевидных направлениях:
1) анализе объективных предпосылок формирования новых стимулов труда;
2) теоретическое осмысление системы стимулов;
3) формирование действенной модели стимулирования и перспективы ее
развития.
Введение
2
1
Сущность и функции заработной платы
6
1.1
Понятия и сущность заработной платы
6
1.2
Формы заработной платы
13
1.3
Функции заработной платы
14
2
Элементы и формы системы оплаты труда
19
2.1
Элементы оплаты труда
19
3
Системы оплаты труда
36
3.1
Тарифная оплата труда
36
3.2
Бестарифная тарифная оплата
34
4
Государственное регулирование зарплаты
38
4.1
Государственное регулирование оплаты труда
38
4.2
Регулирование заработной платы и цены как неотъемлемые составляющие друг друга
40
Практическая часть
43
Задание 1
43
Задание 2
47
Заключение
49
Список литературы
4. Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда.
4. Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.
5. Функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму. Заключается в определении их покупательной способности, что, в свою очередь, оказывает влияние на совокупный спрос, структуру и динамику национального производства. Действие этой функции позволяет при помощи регулирования величины заработной платы устанавливать рациональные пропорции между товарным спросом и предложением.
6. Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд, а значит, предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения зарплаты. В этой функции воплощается реализация предыдущих функций через систему тарифных ставок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий, порядок их исчисления и зависимость от ФОТ.
Производственно-долевая функция важна не только для работодателей, но и для работников. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие системы предполагают тесную зависимость индивидуальной заработной платы от фонда оплаты труда и личного вклада работника. Внутри предприятия фонд оплаты труда отдельных подразделений может строиться на аналогичной зависимости (через коэффициент трудового вклада (КТВ) или другим образом).
Глава 2
Элементы и формы системы оплаты труда
2.1 Элементы оплаты труда
Основное значение системы оплаты труда -
заключается в том, чтобы стимулировать
производственное поведение сотрудников
компании, направив его на достижение
стоящих перед ней стратегических задач,
иными словами, соединить материальные
интересы работников со стратегическими
задачами организации.
Традиционная
система компенсации - система вознаграждения
работников, в основу которой положен
принцип определения вознаграждения каждого
работника (величины должностного оклада
и набора материальных льгот) как функции
двух переменных: внутренней для организации
ценности занимаемого им рабочего места
и его абсолютной (рыночной) ценности.
Заработная плата
- это денежное вознаграждение, периодически
выплачиваемое организацией сотруднику
за выполнение возложенных на него обязанностей.
Традиционный алгоритм
определения величины заработной платы
каждого из сотрудников состоит из следующих
этапов:
1. Описание рабочих мест.
2. Классификация рабочих мест.
3. Анализ рынка труда.
4. Определение цены рабочего места.
5. Установление заработной платы.
Льготы - часть компенсации
работникам организации в форме предоставления
права получения услуг, повышающих их
жизненный уровень: медицинское страхование,
материальная помощь, дополнительный
отпуск, бесплатное питание, пользование
автомобилем компании, отдых в санаториях
и т.д.
Используемые сегодня
нетрадиционные методы компенсации можно
разделить на три основные группы:
1. Системы переменной заработной платы,
например сдельная заработная плата, разновидностью
которой являются комиссионные или системы
стимулирования продаж, а также различные
виды премирования.
2. Системы групповой заработной платы,
включают вознаграждение по итогам работы
подразделения, вознаграждение по итогам
работы организации, премия по результатам
работы компании, участие в прибыли, приобретение
акций компании (опционы).
3. Системы платы за знания и компетенции.
При создании СОТ
для конкретной организации необходимо
учитывать несколько базовых принципов,
на которых строится вся система оплаты
труда.
1. Оплата труда непосредственно зависит
от стратегии организации. Стратегия влияет
на деятельность организации, ее структуру,
критерии оценки результатов труда, род
занятий работников и систему оплаты труда.
2. СОТ должна соответствовать корпоративной
культуре организации. СОТ должна быть
частью общей системы организации, а не
каким-то чужеродным элементом.
3. Создание концепции оплаты труда. СОТ
должна декларировать принятые в данной
организации принципы и критерии оплаты
труда таким образом, чтобы они были ясны
и понятны всем сотрудникам. 4. Принцип
соотношения оплаты и результатов труда.
Оптимальным в настоящее время является
принцип оплаты труда по результатам и
система вознаграждения, учитывающие,
как может измениться оплата труда каждого
сотрудника в зависимости от его производительности.
5. Принцип внутреннего и внешнего равенства.
Под внутренним равенством подразумевается
степень равенства от группы к группе
внутри организации, основанного на функциональных
обязанностях, а не на личностях сотрудников.
Под внешним равенством подразумевается
возможность сравнения уровня оплаты
труда в организации с рынком или сходной
областью бизнеса.
6. Принцип "прозрачности" СОТ для
всех сотрудников. Имеются весомые аргументы
в пользу открытых разговоров об оплате
труда:
o организация платит за то, что считает
важным, за работу по главным направлениям
бизнеса. Поэтому открытое обсуждение
того, на что нацелена программа оплаты
труда, дает прекрасную возможность убедить
каждого сотрудника действовать в этом
же направлении;
o открытое распространение информации
о принципах оплаты труда подразумевает;
что сотрудникам можно доверять и деликатную
информацию, а организация, со своей стороны,
поделилась с сотрудниками правилами
игры.
Важно: обсуждению
подлежат не конкретные размеры заработков
отдельных сотрудников, а СИСТЕМА оплаты
труда, принципы распределения денег.
7. Возможность участия сотрудников в изменении
СОТ. Большинство рядовых сотрудников
не являются экспертами в области оплаты
труда, но нередко их замечания бывают
полезными для оценки эффективности СОТ.
8. Адекватность СОТ изменению условий
ведения бизнеса. Очевидно, что СОТ не
может быть постоянной и неизменной во
времени. Изменяющаяся экономическая
ситуация или стратегия компании могут
вносить свои коррективы в концепции оплаты
труда.
9. Технология реализация СОТ. Под технологией
реализации СОТ мы подразумевает совокупность
действий сопровождающих введение, сопровождение
и анализ эффективности СОТ. Для эффективной
работы СОТ очень важен внутренний PR -
только в том случае, если СОТ понятна
всем сотрудникам и поддерживается ими,
она достигает поставленных целей.
Новая система оплаты труда
Основным принципом новой
системы оплаты труда (НСОТ) является разделение
заработной платы работника на две части
- на гарантированную часть, которая выплачивается
работнику за исполнение должностных
обязанностей, и на стимулирующую часть,
размер которой зависит от того, насколько
качественно, эффективно и результативно
работал сотрудник. Размер стимулирующих
выплат не ограничен.
Структура фонда
оплаты труда включает в себя три основных
составляющих:
• размер оклада (должностного оклада),
ставки заработной платы (базовая часть);
• выплаты компенсационного характера;
• выплаты стимулирующего характера.
Аналогичная структура
фонда оплаты труда принимается и в регионах,
переходящих на НСОТ. Нередко эти элементы
имеют несколько отличающиеся наименования.
Например, первые два элемента могут именоваться
базовой частью, разделяющейся на общую
и специальную части, что соответствует
окладам (ставкам) и компенсационным выплатам.
Вопрос наименования не принципиален,
важно назначение выплат каждого рода.
Размеры должностных
окладов и ставок заработной платы призваны
обеспечить оплату выполнения работниками
своих должностных обязанностей, определяемых
трудовыми договорами, должностными инструкциями
и иными документами. Работник получает
за исполнение круга своих обязанностей
в полном объеме оклад (ставку) заработной
платы. При этом следует помнить, что требовать
от работника выполнения работы, которая
не входит в его должностные обязанности,
без согласия работника запрещается ТК
РФ. Если же работник соглашается выполнить
какую-то работу, которая не входит в его
должностные обязанности, то эта работа
должна оплачиваться дополнительно.
НСОТ предусматривается,
что размеры окладов (должностных окладов),
ставок за-работной платы устанавливаются
руководителем учреждения на основе требований
к профессиональной подготовке и уровню
квалификации, которые необходимы для
осуществления соответствующей профессиональной
деятельности (по так называемым профессиональным
квалификационным группам), с учетом сложности
и объема выполняемой работы.
Согласно статье
144 ТК РФ, Правительство РФ может устанавливать
базовые оклады (базовые должностные оклады),
базовые ставки заработной платы по профессиональным
квалификационным группам. При этом заработная
плата работников государственных и муниципальных
учреждений не может быть ниже установленных
Правительством РФ базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок
заработной платы соответствующих профессиональных
квалификационных групп.
Определение
базовых окладов и ставок может относиться
как к сфере федеральных полномочий, так
и к сфере полномочий субъектов Российской
Федерации. Субъекты Российской Федерации
должны установить свои базовые оклады
и ставки по профессиональным квалификационным
группам, если они не установлены для них
Правительством РФ. В случае если такие
оклады и ставки будут установлены федеральным
правительством, субъекты Федерации вправе
устанавливать региональные базовые оклады
и ставки, превышающие оклады и ставки,
установленные федеральным правительством
по соответствующим профессиональным
квалификационным группам. Такие правомочия
органов государственной власти субъектов
Федерации вытекают из норм статьи 6 и
других статей ТК РФ.
Выплаты компенсационного
характера призваны возместить работникам
разного рода, отклоняющиеся от нормальных
условия, в которых они выполняют свои
должностные обязанности. Например, трудящиеся
на Крайнем Севере работают в более сложных
климатических условиях, в связи, с чем
получают компенсацию, выплата которой
обусловлена именно этим фактом. Компенсационная
выплата устанавливается не потому, что
работник выполняет больший объем обязанностей
(по сравнению с не получающим такую выплату),
а в связи с тем, что он выполняет свои
должностные обязанности в специфических
условиях (например, неблагоприятные климатические
условия, вредные или тяжелые условия
труда, работа в иных условиях, отклоняющихся
от нормальных, на-пример ночью, и т. п.).
Выплаты компенсационного
характера устанавливаются к окладам
(должностным окладам), ставкам заработной
платы работников по соответствующим
профессиональным квалификационным группам
в процентах к окладам (должностным окладам),
ставкам или в абсолютных размерах, если
иное не установлено федеральными законами
или указами Президента РФ.
Выплаты компенсационного
характера, размеры и условия их осуществления
в конкретном учреждении (как элемент
системы оплаты труда) устанавливаются
коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами в соответствии
с трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права, перечнем видов
выплат компенсационного характера, если
такой перечень будет принят учредителем.
Выплаты
стимулирующего характера устанавливаются
работникам с целью стиму-лировать их
более качественно выполнять свои должностные
обязанности. Это в первую очередь выплаты
за высокие результаты труда, высокое
качество работы, выплаты по итогам работы.
Не следует путать такие выплаты с оплатой
добросовестного исполнения должностных
обязанностей. Работник, выполняющий весь
объем установленных по его должности
обязанностей, получает за эту работу
оклад или ставку заработной платы. Если
же он не просто добросовестно выполняет
работу, но показывает при этом высокие
результаты, то в этом случае он и должен
получать выплаты стимулирующего характера.
Как показывает
практика работы учреждений, где уже введены
новые системы оплаты труда, некоторые
руководители «традиционно», все еще руководствуясь
прежними представлениями, считают, что
выплаты за качество, за результативность
труда должны производиться всем работникам,
которые «нормально» выполняют свои должностные
обязанности. Мотивы, которыми объяснялось
принятие такого решения, включают в себя
следующее: работают все сотрудники, деньги
нужны всем, необходимо помочь каждому.
В этой связи отметим, что такой подход
к распределению не позволяет реализовать
цели перехода на НСОТ, то есть стимулировать
качественное исполнение своих обязанностей
сотрудниками. Кроме того, следует разграничивать
функции учреждения как работодателя
и функции социальной защиты. Такой подход
не соответствует государственной политике
в области оплаты труда: просто добросовестное
выполнение должностных обязанностей
оплачивается окладом или ставкой заработной
платы, и если работник не выполняет какие-то
свои обязанности или выполняет их ненадлежащим
образом, то должен ставиться вопрос о
его соответствии занимаемой должности
или о дисциплинарной ответственности.
Добросовестное и надлежащее выполнение
обязанностей - это нормальная ситуация,
и именно такое выполнение оплачивается
окладом/ставкой. Если же работник не просто
должным образом работает, но выполняет
свои обязанности на высоком уровне, с
высокими результатами по сравнению с
другими работниками - только в таком случае
работодатель должен выплачивать ему
стимулирующие выплаты. Этого требует
основополагающий принцип трудового права
- оплата по труду.
Стимулирующая
часть заработной платы имеет принципиальное
отличие от других частей: стимулирующие
выплаты не гарантированы всем работникам,
они не могут быть уравнительными в силу
своего назначения, и не все работники
могут иметь право на получение стимулирующих
выплат, а лишь те, которые достигли в работе
определенных нормативными документами,
действующими у работодателя (локальными
нормативными актами, коллективным договором,
соглашением), показателей и результатов.
Стимулирующие выплаты должны назначаться
исключительно за показатели в работе,
превышающие минимально требуемые (т.
е. за превышение «нормального» выполнения
трудовых обязанностей), свидетельствующие
о достижениях и успехах в работе.
Оценка
результатов труда работника должна быть
объективной и основанной на нормативных
документах (локальных актах, коллективных
договорах, соглашениях), предусматривающих
порядок, виды и размеры стимулирующих
выплат и определяющих показатели результативности,
за достижение которых работодатель должен
назначать такие выплаты. На уровне учреждений
при установлении систем оплаты труда
(принятии перечисленных выше документов
нормативного характера) необходимо предусматривать
виды выплат стимулирующего характера,
размеры и условия их осуществления. Условия
выплаты стимулирующей части заработной
платы, в свою очередь, должны быть расписаны
по срокам (периодам) выплат (выплаты могут
быть разовыми, ежемесячными в течение
определенного периода времени, например
полугода, года, итоговыми по окончании
определенной работы или рабочего периода
и т. д.), а также по показателям (критериям),
выполнение (соответствие которым) работника
дает ему право на получение данной выплаты.
К условиям также должен быть отнесен
порядок определения (на-значения) выплаты.
Руководитель не должен произвольно, по
собственному усмотрению распределять
фонд стимулирующих выплат.
При
установлении стимулирующих выплат следует
иметь в виду, что это эффектив-нейший
инструмент управления работой коллектива.
Как показывает практика, коллектив чутко
реагирует на установление выплат по тем
или иным основаниям. Поэтому следует
особенно внимательно определить, что
именно необходимо сти-мулировать посредством
этой части оплаты труда.
Для того чтобы на стимулирование качества
труда направлялись достаточные средства,
предполагается, что объем стимулирующей
части должен составлять не менее 30% от
фонда оплаты труда.
Предполагается,
что заработная плата руководителей учреждений,
их заместителей и главных бухгалтеров
также состоит из трех частей: должностного
оклада, компенсационных выплат и выплат
стимулирующего характера. Должностной
оклад руководителя учреждения определяется
трудовым договором, и предполагается
его установление в кратном отношении
к средней заработной плате работников,
которые относятся к основному персоналу
возглавляемого им учреждения. Новые правила
оплаты труда руководителей (заместителей
и главных бухгалтеров) призваны стимулировать
их к тому, чтобы заработная платы основного
персонала возглавляемого ими учреждения
была высокой и увеличивалась. Должностные
оклады заместителей руководителей и
главных бухгалтеров учреждений планируется
устанавливать на 10-30 процентов ниже должностных
окладов руководителей этих учреждений.
Кроме того, руководителям также планируется
выплата стимулирующих премий (возможно,
за счет централизации определенной части
фонда оплаты труда).
Выше была рассмотрена процедура изменения
определенных сторонами (работником и
работодателем) условий трудового договора
по причинам, связанным с изменением организационных
или технологических условий труда (статья
74 ТК РФ). Данная процедура должна быть
соблюдена при изменении системы оплаты
труда. При введении НСОТ руководители
учреждений должны заблаговременно принять
соответствующие локальные нормативные
акты (либо заключить коллективные договоры,
соглашения), в которых было бы предусмотрено
введение новой системы оплаты труда,
уведомить работников и совершить все
иные требуемые действия.
Учитывая
права учреждения-работодателя по установлению
систем оплаты труда, и особенно стимулирующей
части оплаты труда, автономные учреждения
располагают гораздо большими возможностями
по повышению заработной платы своих работников
по сравнению с бюджетными учреждениями,
в которых все средства на оплату труда
работников определяются (и ограничиваются)
бюджетной сметой.
Глава 3
Система оплаты труда
3.1 Тарифная система оплаты труда
Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, определяющих дифференциацию и регулирование заработной платы в зависимости от качества, характера и условий труда. Оплата по тарифным ставкам (окладам) составляет существенную часть заработной платы рабочих и служащих. Тарифная система позволяет в определенной степени учитывать различия в квалификации работников, сложность, степень ответственности и интенсификации их труда, условия, в которых этот труда протекает.
Тарифная система оплаты труда рабочих. Ее составными элементами являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки и районные коэффициенты.
Тарифно-квалификационный справочник, — нормативный документ, который предназначен для тарификации работ и присвоения разрядов рабочим. Он представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. С помощью тарифно-квалификационного справочника сопоставляются (соизмеряются) разнообразные виды работ по степени их сложности, уровню квалификации работников. Действующий Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) служит для распределения по установленным разрядам тарифной сетки всех видов работ с учетом организационных и технических условий их выполнения.
Квалификационные
Согласно ЕТКС основным условием для присвоения рабочему определенного тарифного разряда служит наличие у него профессиональных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения работ, отнесенных к данному разряду. Рабочие высших разрядов должны уметь выполнять работы, тарифицируемые низшими разрядами по этой профессии.
Тарифные ставки определяют абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу рабочего времени. Поэтому различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Устанавливаются они по каждому квалификационному разряду.
На работах, нормируемых путем установления норм времени, как правило, применяются часовые тарифные ставки, а на работах, нормирование которых производится по сменным нормам выработки, — дневные. Для оплаты труда рабочих отдельных профессий существуют месячные тарифные ставки. Такой порядок распространяется в основном на рабочих, чей труд не оказывает непосредственного влияния на количественные результаты производства и которые находятся на повременной оплате труда. Причем некоторым рабочим (например, кладовщикам, уборщикам производственных помещений и др.) устанавливаются не тарифные ставки, а месячные оклады. Тарифная ставка является исходной нормативной величиной, определяющей размер оплаты труда рабочего.
На государственных и
Тарифная ставка 1-го разряда на государственных предприятиях устанавливается на основе минимальной заработной платы, деленной на нормативное количество часов работы в месяц. По состоянию на 1 января 1996 г. минимальная заработная плата установлена Федеральным законом в размере 63,25 тыс. руб. в месяц. Нормативное количество часов работы в месяц в 1996 г. — 168,2. Отсюда часовая тарифная ставка 1-го разряда составила 376 руб. (63250 : 168,2).
На предприятиях любых форм собственности тарифные ставки не могут быть ниже рассчитанных по минимальному размеру оплаты труда.
Тарифные сетки — это