Системы управления Генри Форда и подходы к управлению А. Слоуна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Управление как исторический процесс развивалось с того момента,
когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность
коллективов людей. История знает немало примеров рационального
управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами
и империями. П

Содержание работы

Введение .................................................................................................................. 2
Глава 1.Система управления Генри Форда. ......................................................... 3
1.1. Менеджмент с точки зрения Г. Форда.................................................... 3
1.2. Основная концепция системы..................................................................... 7
Глава 2. Подходы к управлению Альфреда Слоуна.......................................... 13
2.1. Достижения А. Слоуна .............................................................................. 13
2.2. Стратегия Слоуна....................................................................................... 15
Глава 3. Управление компаниями «Ford Motor Company» и «General Motors» .
17
3.1 «Ford Motor Company»................................................................................ 17
3.2 «General Motors».......................................................................................... 19
3.3 «General Motors» и «Ford» борются с кризисом....................................... 21
Заключение............................................................................................................ 22
Список литературы..........................

Файлы: 1 файл

курсовая новая версия.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

Кафедра: Антикризисное управление и управление персоналом

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: менеджмент

на тему: Системы управления Генри Форда и подходы к

управлению А. Слоуна

 

 

 

 

                                                                         Выполнил: Сумцов В.С.

Проверил: ______________

 

 

 

 

 

 

 

                                        Улан-Удэ, 2010

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в начале XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной.

Целью данной работы является рассмотрение системы Форда и подходов к управлению Слоуна. Для этого необходимо проанализировать как один метод, так и другой, и провести их сравнительную характеристику1.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что Г. Форд и А Слоан внесли огромный вклад в развитие менеджмента как науки и удачно применяли свои разработки на практике.

 

 

Глава 1.Система управления Генри Форда.

    1.  Менеджмент с точки зрения Г. Форда.

 

Самым сильным качеством Г. Форда как создателя автомобильной индустрии США было понимание значения «производительности». Одним из основных результатов этого понимания было желание Г. Форда обеспечить своей компании максимально возможную автономность, другим — вера в возможность «изобилия для всех» или в соответствии с его девизом: «Высокие зарплаты для создания крупных рынков». Он не был изобретателем конвейерного производства (хотя и во многом его символизировал), повременного контроля над запасами, вертикальной интеграции, слегка грубоватой, но эффективной версии маркетинговой концепции, крупной автомобильной компании в качестве мультинациональной корпорации, управления человеческими ресурсами. Но он сумел первым практически реализовать некоторые из этих идей, значительно усовершенствовать другие и эффективно объединить большинство из них вместе. Однако его основным достижением было то, что он сделал автомобиль массовым средством передвижения американцев и при этом способствовал повышению благосостоянию населения и избавлению миллионов людей от необходимости тяжелого физического труда. Он также опередил свое время в том, что ставил интересы покупателей и рабочих выше интересов акционеров.

Г. Форда  считается создателем «отрасли отраслей» XX века и человеком, благодаря которому промышленная революция достигла кульминационной точки развития. Его компания осуществляла производство и сборку практически всех узлов выпускавшихся автомобилей, используя постоянно движущуюся ленту главного сборочного конвейера и многочисленные снабжающие ее деталями вспомогательные линии, а также применяя принцип вертикальной интеграции взаимодействующих между собой подразделений. Деньги и усилия людей расходовались таким образом, чтобы обеспечивать значительные объемы производства: начиная с 1914 г. рабочие Г. Форда получали исключительно высокую зарплату; цены на продукцию были низкими; сбыт поддерживался на высоком уровне; расширение компании финансировалось из внутренних источников.

Хотя Г. Форду часто приписывают изобретение сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства, большинство из его идей и практических инноваций, обеспечивших процветание и известность и предпринимателю и компании, были известны в течение многих десятилетий, а иногда и веков. Кроме двигателя внутреннего сгорания и автомобиля как такового эти изобретения и идеи включали в себя методы научного менеджмента, требующие хронометрирования и изучения трудовых движений, а также планомерное применение заработной платы как стимула к труду; использование взаимозаменяемых деталей; планирование и стандартные процедуры контроля над запасами, выпуском продукции и ведением бухгалтерского учета; применение сборочных и производственных линий; и даже непрерывно движущееся конвейерное производство2.

Однако Г. Форд действительно разработал системы производства, сборки и транспортировки, оказавшиеся беспрецедентными по своей мобильности и размерам и предвосхитившие появление в конце XX в. методов «точно вовремя». Главная мечта Г. Форда о массовой автомобилизации населения была по сути чисто американской, основанной на его симпатиях к равенству, мобильности, изменениям, реализму, прямоте и простоте. Способ, которым талант Г. Форда к саморекламе способствовал воспеванию и популяризации его достижений, его пренебрежение долгосрочной организацией дела и слабость управления компанией, обнаружившиеся вскоре после первоначального успеха, также были во многом типично американскими. В наши дни Г. Форд нередко ассоциируется с жесткими схемами производства и эксплуатацией рабочих, но существует немало оснований для того, чтобы считать его замечательным новатором и филантропом.

В то же время Г. Форд недостаточно серьезно относился к проблемам совершенствования техники, теорий менеджмента и организации. Он с предубеждением относился к инженерам с высшим образованием, и его компания формировалась и управлялась довольно бессистемным образом. Мало что делалось для организации учета на конкретных линиях, явно недостаточное внимание уделялось рекламе, а подходы к управлению персоналом варьировались от применения передовых методов просвещенного патернализма до откровенно параноидальных форм принуждения.

Хотя имя Г. Форда часто ассоциируется с научным менеджментом, какие-либо свидетельства того, что промышленник находился под непосредственным воздействием какой-либо современной ему передовой управленческой теории, отсутствуют. Хотя к 1920 г. он действительно разработал в высшей степени рациональную и прекрасно организованную систему производства, его периодические попытки личного управления ею нередко приводили к тяжелым последствиям. На философию и жизненные взгляды Г. Форда оказало влияние несоответствие простоты первых лет его жизни и сложности делового мира США конца XIX— начала XX в. К нему, истинному американцу, настоящему янки, твердо верящему в идеи равноправия и принимающему полученные социальные установки, часто применяли такие определения, как простой, оригинальный, прагматичный, оптимистичный, нешаблонный, демократичный и склонный к экспериментам. Он действительно был специалистом по упрощению проблем и задач, чья любовь к эффективности проистекала из суровых условий сельской жизни периода его детства. С годами эти качества его характера укреплялись и перерастали в упрямство и авторитаризм. Сила его подхода к вопросам управления заключалась в его прагматичном новаторском внедрении возможного («can-do»), оборотной стороной которого было отсутствие должного уважения к планированию и рациональным способам разделения труда. Г. Форд во многом сумел добиться своей цели — облегчения труда за счет использования механизмов и создания большого числа новых рабочих мест, разрабатывая систему занятости, производства и маркетинга, которые обеспечили массовое изобилие, так что положительные результаты его деятельности оказались весомее отрицательных.

Утилитарная убежденность в необходимости обеспечения наибольшего блага для наибольшего числа людей и глубокое чувство ответственности поддерживали все практические начинания Г. Форда. Он ценил достаток и мобильность, и его отношение к рабочим, а также его истинно американская цель превращения предметов роскоши в предметы первой необходимости были непосредственно связаны с его верой в то, что нравственное развитие с наибольшей вероятностью может последовать за прогрессом в материальной сфере.

Как в Ford Motor Company, так и вне ее жизнь Г. Форда была чрезвычайно сложной и противоречивой. К примеру, как предприниматель в одних ситуациях он проявлял себя просвещенным и прогрессивным руководителем, а в других — грубым и капризным автократом. Однако имеются основания считать его жизнь примером длительной борьбы за достижение цели, приведшей к впечатляющему успеху, за которым наступил длительный и лишь частично замаскированный период упадка, причем все стороны его деятельности были тесно переплетены между собой и постоянно оказывали глубокое взаимное влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основная  концепция системы.

 

В основе фордовской системы лежала определенная концепция, сформированная из следующих положений:

  • Неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия);
  • Производство должно происходить из самого продукта;
  • Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспосабливаются к фабрикату;
  • В методах производства постоянно предпринимаются значительные изменения, никогда не бывает застоя, вот в чем причина дешевизны производства;
  • Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек не подходящий, то и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот;
  • Требовать, чтобы на ту или иную работу тратилось больше силы, чем это абсолютно необходимо, значит быть расточительным3.

 

Цель Форда состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли он полагался на размеры сбыта. Равным образом, его цель – уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность.

 

Кроме того, Фордом были сформулированы четыре следующих основных принципа его производства:

  1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому.
  2. Не обращай внимания на конкуренцию.
  3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды.
  4. Производить – не значит дешево покупать и дорого продавать.

Система Форда, отличаясь внутренней целостностью, является весьма разносторонней. Она естественным порядком распадается на несколько самостоятельных направлений, каждое из которых является далее предметом особого рассмотрения.

 

Экономия на издержках производства.

По Форду, снижение издержек производства осуществляется по нескольким направлениям.

Первым из них может быть признано сбережение материалов. Это сбережение рассматривалось в двух аспектах: как собственно сбережение материала и как сбережение труда, который им осуществлен.

Второе направление снижения издержек производства – механизация трудовых процессов. Высшим достижением на заводах Форда было внедрение конвейерной сборки, принципиально изменившее характер выполнения сборочных операций. В связи с этим внедрением Форд писал: «Ныне мы следуем двум общим принципам при всех работах: заставлять рабочего, по возможности, не делать никогда больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось наклоняться вперед или в стороны».

Третье направление снижения себестоимости – это упрощение перевозок.

Четвертым направлением удешевления производства являлась стандартизация. Стандартизация в истинном смысле слова есть сочетание наилучших способов производства, позволяющих производить товар в достаточном количестве и по наименьшей цене для потребителя, что дает производителю огромные прибыли.

И последнее, что относится сюда же – децентрализация производства. Самый экономичный метод производства в будущем будет состоять в том, что все части изделия будут изготовляться не под одной крышей. Каждая часть будет производиться там, где она может быть сделана наиболее совершенно. Собираться же все части будут в центре потребления.

 

Рационализация труда и повышение его производительности. Если 12 тысяч служащих сберегут ежедневно по 10 шагов, то получится экономия пространства и силы в 50 миль.

Использование рабочей силы, условия труда и социальная поддержка работников.

Введение 8-часового рабочего дня, так как, согласно исследованиям, в течение этого времени рабочие дают наилучшую работу.

 

Классификация работников и подбор кадров. «Мы не нуждаемся в обученных рабочих, так как все «умение» заменено машинами. Если бы каждое действие нашего производства требовало умения, то нашего производства не существовало бы (такого количества квалифицированных рабочих найти не удалось бы, кроме того, машина, сделанная их руками, из-за высокой цены не нашла бы покупателя)» - говорил Форд.

 

Условия труда.  Непременным условием высокой работоспособности и гуманной обстановки являются чистые, светлые и хорошо проветриваемые помещения. Ни одна машина в производстве не считается пригодной, если она не абсолютно безопасна.

 

Социальная поддержка. В 1916 году была основана промышленная школа Г.Форда для мальчиков, которые под давлением обстоятельств вынуждены преждевременно оставить обычную школу. В школе Форда придерживались трех принципов:

  • Дать мальчику возможность остаться мальчиком вместо того, чтобы воспитывать из него скороспелого мастерового;
  • Вести научное образование рука об руку с ремесленными уроками;
  • Воспитывать у мальчика чувство гордости и ответственности за свою работу.

Была организована больница Форда. В ней не было больничных палат. Все комнаты были рассчитаны на одного больного и имели ванну. В больнице на первое место ставились интересы пациента. Все врачи и сиделки получали приличное жалование и им не разрешалось практиковать вне больницы. В 1919 году началась организация магазинов, чтобы устранить сложившееся положение, когда с рабочих лавочники брали несообразные цены и хорошая зарплата оказывалась недостаточной. Всего было открыто 10 магазинов. Цены в них были в среднем на 25% ниже рыночных. Магазины отпускали товары только рабочим компании Форда и исключительно за наличные.

Информация о работе Системы управления Генри Форда и подходы к управлению А. Слоуна