Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 20:03, курсовая работа
Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств кандидата и личного знакомства с ним. Прежде всего, должно быть выяснено знание специалистом того дела, за которое он берётся. Конкретное содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией) рабочего места. Проверяется, насколько претендент понимает предстоящую работу (функции, технологии), знает технические средства, которыми ему предстоит пользоваться.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1.СУЩНОСТЬ СОБЕСЕДОВАНИЯ В ЦЕЛОМ…………………………………………..5
1.1 СОДЕРЖАНИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ………………………………………………....5
1.2 ПОНЯТИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………....16
2. МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ…………………………………...19
2.1 ВИДЫ И ТИПЫ собеседования………………………….. …………………..19
2.2 Методики ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....…………………26
18. Помните, что вы ограничены
во времени, не давайте кандидату
перехватить инициативу в разго
19. Предоставьте возможность
20. Постарайтесь сделать
21. Интервьюеру следует избегать
длинной вступительной лекции
об организации или о самой
работе, поскольку это может вызвать
льстивые или определенным
22. Не делайте для себя поспешных выводов, пока не получите всю информацию. Лишь по окончании собеседования можно составить впечатление о собеседнике, а затем дать аргументированную оценку.
23. Сделайте сравнительную
24. Завершите встречу. Спросите, когда кандидат может приступить к работе. Сколько ему нужно времени для принятия решения. Какие еще есть предложения и как он будет выбирать. Рекомендуется говорить "Спасибо за встречу. Я постараюсь в течение 2 - 3 дней переговорить с генеральным директором о вашей кандидатуре, и в случае заинтересованности мы свяжемся с вами для назначения встречи.
25. Продолжайте поиски кандидата до тех пор, пока сотрудник не выйдет на работу. Жизнь такова, что все может сорваться в последнюю минуту
Постарайтесь задать вопросы, на которые нельзя было бы подготовить стандартные ответы. Обратите внимание на нервозность — в общих случаях это не имеет большого значения, но в других случаях это может оказаться крайне важным.
Хороший интервьюер, чтобы извлечь максимум достоверной информации, пользуется широкой палитрой вопросов, различных как по содержанию, так и по форме. Что же это за вопросы?
1. Вопросы, требующие развернутых
ответов (такие вопросы
2. Вопросы, предполагающие однозначные ответы (например: «Вы готовы приступить к работе со среды?» или когда уточняете: «Вы проработали в АО «Перспектива» 2 года?»).
3. Вопросы, имеющие целью более
реально оценить ответы на
предыдущие вопросы («А были ли
у вас ситуации, в которых все
складывалось не столь удачно?»
4. Вопросы, иллюстрирующие рассказ о стиле поведения («Расскажите о том, как вы занимались...» или «Приведите пример того, как...»).
5. Если вас что-то насторожило, то спросите: «Приходилось ли вам и в других случаях вести себя подобным образом?».
6. Чтобы направлять беседу, можно воспользоваться концовкой «не так ли?» (например: «Поскольку времени у нас мало, мне кажется, стоит перейти к следующему кругу вопросов, не так ли?»).
7. Зеркальные вопросы, когда утверждение
кандидата вы повторяете в
вопросительной форме и
8. Вопросы, требующие выбора и его обоснования (например: «Хотелось бы знать, что вы предпочтете, если...?»).
9. Предлагается ситуация, и вы спрашиваете мнение собеседника (например: «Мне всегда казалось, что обслуживать клиента следует только после того, как он оплатил счет, а как выдумаете?»).
10. Наводящие вопросы («Мы считаем, что клиент всегда прав, а что вы думаете по этому поводу?»).
11. Серии вопросов, чтобы сосредоточить внимание на разных аспектах ситуации (например: «Можете ли вы работать в авральном режиме?», «Расскажите о ситуациях, когда вам приходилось это делать», «Трудно ли было уложиться в срок?», «Как возникла критическая ситуация?», «По чьей вине?», «Что вы делали?» и т. д.). Выдав всю серию вопросов «одной обоймой», вы можете проверить, способен ли кандидат быстро воспринимать информацию и принимать решения в стрессовом режиме.
12. Вопросы, развивающие предыдущий
ответ («Расскажите об этом
Наряду с оценкой объективных успехов поступающего, подтвержденных характеристиками, рекомендациями, справками, почетными грамотами, дипломами и другими документами, при собеседовании изучаются склонности, способности и направленность личности поступающего. Направленность личности изучается посредством постановки вопросов, затрагивающих:
- особенности мировоззрения, осознание
своей жизненной позиции в
современном обществе, отношение
к важнейшим нравственно-
- особенности ценностных
- отношение поступающего к
Что стоит выяснить:
- Почему кандидат все-таки
- Реальная причина, по которой
он хочет получить данную
- Прилежен кандидат или ленив?
- Обладает ли кандидат быстрой реакцией?
- Открыт ли кандидат для
- Наблюдателен ли кандидат?
- Инициативен ли кандидат или нуждается в том, чтобы ему давали распоряжения?
- Насколько кандидат
Следует также выяснить, какова его способность к адаптации, поскольку это очень важная черта характера. Отсутствие психологической гибкости создает серьезные проблемы, потому что мешает росту и развитию сотрудника.
На что стоит обратить внимание:
Помните, что для некоторых должностей предшествующий опыт не обязателен и может оказаться даже недостатком данного кандидата, если вы предполагаете обучить его работать в соответствии с вашими требованиями.
Кандидату следует разъяснить некоторые специфические особенности и правила предприятия:
1. каковы основные требования, предъявляемые к работнику, критерии оценки производительности его труда и связанная с ними оплата (санкции);
2. кто определяет, каким образом
должны быть обеспечены
3. откуда и какую помощь следует ему ожидать;
4. каковы важнейшие негласные
нормы, касающиеся работы и
5. что требуется для успешной работы на предприятии, что ценится здесь как достоинство, какие люди чаще других вызывают уважение;
6. что считается серьезным
7. каким основным правилам
Как построить разговор с кандидатом, которого вы выбрали:
Итак, процесс выбора завершен. Вы определили того из кандидатов, кому предложите работу. Хорошо, если у вас в запасе остаются еще один-два кандидата, которые вас тоже в основном устраивают. Опыт показывает, что не так уж редко кандидата, проявлявшего заинтересованность в вашем предложении, по тем или иным причинам не удается принять на работу.
Сообщение кандидату о том, что фирма остановила на нем свой выбор, обычно делается по телефону. Не забудьте, что если вы звоните на работу, то обсуждать этот вопрос вашему собеседнику может быть в данный момент неудобно. Непременно начните с вопроса, располагает ли он временем и удобно ли ему обсуждать с вами этот вопрос.
Если вы позвоните и скажете, что предлагаете ему занять данное место в вашей фирме, то, вполне вероятно, услышите стандартную благодарность и просьбу отложить решение на некоторое время для обдумывания предложения. У кандидата могут быть самые разные причины для этого, например, он может ожидать ответа из другой фирмы, которая кажется ему более привлекательной. Он может просто «набивать» себе цену. Но в любом случае такое завершение разговора совершенно не выгодно вам.
Лучше позвонить и начать с вопроса, сохранил ли ваш собеседник интерес к должности, по поводу которой к вам обращался, — как правило, на это всегда следует положительный ответ. Уточните, не возникли ли у него за это время какие-то вопросы. Их обсуждение может оказаться целесообразным отложить до личной встречи и обсудить после того, как кандидат ознакомится с предлагаемым контрактом.
Возможно, он найдет в тексте контракта ответы на свои вопросы, а возможно, наоборот, появятся новые. Теперь можно переходить к своему предложению. Таким образом, сценарий разговора сам приведет к удобному для вас безотлагательному решению.
Получив устное подтверждение, целесообразно передать кандидату два экземпляра контракта. С момента возвращения вам подписанного кандидатом контракта он считается фактически принятым на работу.
По своей сущности - собеседование
это средство двусторонней коммуникации.
Его основной целью является обеспечение
обмена информацией таким образом, чтобы
выработать соответствующее направление
действий на будущее. Собеседование возможно
не только при приёме на работу, собеседование часто
используется как форма экзамена, в том
числе квалификационного экзамена при
аттестации. Оценочное собеседование
- определение лиц с необходимыми способностями
и целеустановками, которые могли бы стать
хорошими работниками организации.
Большинство собеседований преследуют конкретные цели. Собеседования при оценке кадров могут включать такие вопросы, как налаживание и улучшение взаимопонимания между руководителем и его подчиненным, или изменение отношения подчиненного к какой-то конкретной проблеме или аспекту его работы.
При собеседовании при отборе
кадров задача может
Общей целью любого