Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций и предложений по внедрению механизма управления собственным капиталом предприятия в реальных условиях хозяйствования в России с учетом основных мировых тенденций. Для достижения поставленной цели, в дипломной работе необходимо решить следующие основные задачи: - на основе обзора достижений и российских и зарубежных ученых раскрыть особенности современного состояния и выявить тенденции эволюционного изменения управления собственным капиталом хозяйствующих субъектов; - обобщить основные принципы построения системы управления структурой собственного капитала;
Введение 3
1. Понятие и состав собственного капитала 7
Понятие собственного капитала 7
Состав собственного капитала 18
Цена собственного капитала предприятия 34
Управление собственным капиталом предприятия на примере ОАО «Прима»
Учетная политика предприятия 42
Дивидендная политика предприятия 56
Эмиссионная политика предприятия 58
Пути совершенствования эффективности использования собственного капитала предприятия 61
Заключение 63
Список литературы 67
Говоря о собственном и заемном капитале предприятия, можно сказать, что собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии. Величина уставного капитала должна быть определена в уставе и других учредительных документах организации, зарегистрированных в органах исполнительной власти. Она может быть изменена только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Все собственные средства в той или иной степени служат источниками формирования средств, используемых организацией для достижения поставленных целей.
Заемный капитал общества характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Источники заемного капитала можно разделить на две группы - долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным в российской практике относятся те заемные источники, срок погашения которых превышает двенадцать месяцев. К краткосрочному заемному капиталу можно отнести кредиты, займы, а также вексельные обязательства - со сроком погашения менее одного года; кредиторскую и дебиторскую задолженности.
Давая понятие собственного капитала предприятия, нельзя не упомянуть об управлении собственным капиталом. Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.
Политика
формирования собственных
Основными задачами
управления собственным
- определение целесообразного размера собственного капитала;
- увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного выпуска акций;
- определение рациональной структуры вновь выпускаемых акций;
- определение и реализация дивидендной политики.
Разработка политики
формирования собственных
1. Анализ формирования
собственных финансовых
На первом этапе
анализа изучаются общий объем
формирования собственных
На втором этапе
анализа рассматриваются
На третьем этапе
анализа оценивается
2. Определение общей потребности
в собственных финансовых
Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр, (1)
где Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;
Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;
СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;
Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.
Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
4. Обеспечение
максимального объема
5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:
СФРвнеш = Псфр – СФРвнут , (2)
где СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;
Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;
СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов планируемых к привлечению за счет внутренних источников.
Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.
6. Оптимизация
соотношения внутренних и
- обеспечении
минимальной совокупной
- обеспечении
сохранения управления
Эффективность
разработанной политики
Коэффициент
самофинансирования развития
Ксф = СФР / (DА + ПП), (3)
где Ксф – коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;
СФР – планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;
DА – планируемый прирост активов предприятия;
ПП – планируемый объем потребления чистой прибыли.
Успешная
реализация разработанной
- обеспечением
максимизации формирования
- формированием
эффективной политики
- формированием
и эффективным осуществлением
политики дополнительной
Основу
формирования собственных
Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:
- прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);
- прибыли от реализации имущества;
- прибыли от внереализационных операций.
Среди
этих видов главная роль
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
Механизм
управления формированием
В процессе
управления формированием
- какое влияние
окажет на прибыль изменение
цен на реализуемую продукцию,
изменение переменных и
- какой объем
реализации обеспечит
- каковы оптимальные объем и структура выпуска;
- как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
- какой «запас
прочности» есть у предприятия;
- какой объем
продаж позволит достичь
- какую прибыль
можно ожидать при данном уровн
- какой минимальный
уровень цен на продукцию
- как изменение
в ассортименте реализуемой
- производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне;
- какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.
Ключевыми
элементами анализа
Маржинальный
доход – это разница между
выручкой предприятия от
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.