Социальная ответственность руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

При выполнении данной работы ставится цель изучить проблемы социальной ответственности руководителя организации.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические основы изучения социальной ответственности руководителя организации;
характеризуется роль государства в реализации социальной ответственности организации и ее руководителя;
анализируются проблемы внутренней социальной ответственности на предприятии ООО Деревоперерабатывающая компания «Курск-клёст».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.99 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современном мире все  большее влияние на репутацию  и имидж организации оказывает  занимаемая ею и ее руководителем  социальная позиция. Оценивая деятельность организации и, в частности, ее руководителя, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует  интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом.

В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит степень сформированности их социальной ответственности. Именно ее развитие выступает критериальным  показателем, наличие которого позволяет  обеспечить не только экономическую  эффективность организации, но и  ее социальное развитие.

В настоящее время отсутствует  теоретико-методологическая база социальной ответственности хозяйствующих  субъектов, которая позволила бы адекватно проанализировать процессы её формирования и функционирования, оценить роль руководителя организаций  в этих процессах. Не разработанность  концепции социальной ответственности  руководителя не дает возможности оценить  реальное влияние факторов, её формирующих  и способствующих её повышению. Именно это определило выбор темы исследования в данной работе.

Проблема повышения социальной ответственности руководителя заключается  в преодолении противоречия между  потребностями организации и  ожидаемым обществом социально-значимым поведением организаций. Решению проблемы способствуют знания и использование  механизмов его формирования, в числе  которых ведущее место занимает социальная ответственность руководителя как необходимый атрибут системы  управления.

Социальная ответственность  руководителя представляет собой реализацию не только своих экономических интересов  и целей, но и учет социальных последствий  воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность.

Актуальность темы исследования определяется и тем, что выгоды социально  ответственного поведения заключаются  в сокращении операционных расходов, привлечении инвесторов, потребителей, что способствует увеличению объёмов  деятельности и её эффективности. В  результате повышается конкурентоспособность  организаций, фактором которой является социальная ответственность.

В связи с необходимостью повышения социальной ответственности, субъектам управления современными организациями важно учитывать, что требования общества к организациям становятся всё более персонифицированным. Поэтому возникают проблемы определения  степени социальной ответственности  организаций и их руководителей  перед обществом в целом, обслуживаемым  населением и своими работниками, и  разработки концепции социальной ответственности  по отношению ко всем заинтересованным группам.

Теоретическому и практическому  исследованию различных аспектов, направленных на реализацию социальной миссии, посвящены  работы В.И. Блистера, Д.Е. Давыдянца, В.Т. Жигалова, М.К. Ивлиева, Е.В. Исаенко, З.А. Капелюк, В.Г. Киктенко, О.И. Клименко, Н.М. Паршина, Т.Н. Прижигалинской, В.П. Прижигалинского, К.А. Раицкого, А.К. Семенова, Е.Е. Тарасовой, А.О. Темирбулатова, В.И. Теплова, Л.Е. Тепловой, И.У. Усманова, A.M. Фридмана, М.В. Хайруллиной  и других.

Несмотря на рост числа  исследований, посвященных управлению, в современных условиях научную  разработанность этой проблемы в  целом еще нельзя признать исчерпывающей.

Объектом исследования выступает  предприятие ООО Деревоперерабатывающая компания «Курск-клёст», предметом  – проблемы социальной ответственности  руководителя данного предприятия.

При выполнении данной работы ставится цель изучить проблемы социальной ответственности руководителя организации.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:

  • рассматриваются теоретические основы изучения социальной ответственности руководителя организации;
  • характеризуется роль государства в реализации социальной ответственности организации и ее руководителя;
  • анализируются проблемы внутренней социальной ответственности на предприятии ООО Деревоперерабатывающая компания «Курск-клёст».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной ответственности 

руководителя организации

 

    1. Социальная ответственность руководителя организации: сущность, классификации, области реализации

 

 

На сегодняшний день экономическое  благосостояние общества остаётся крайне тяжелым, особенно для менее защищенных слоев населения. Данное положение  свидетельствует о необходимости  социальной ответственности организаций  перед обществом, работниками и  собственниками. Растёт зависимость  малообеспеченного населения от деятельности организаций. Современное  экономическое развитие способствует нарастанию данной тенденции. Организациям приходится непрерывно балансировать  между повышением эффективности  и результативности, и соответствием  ужесточающимся требованиям в области  охраны окружающей среды, безопасности и социальной ответственности, между  желанием получать более высокую  прибыль и интересами общества.

В последнее время специалисты  по менеджменту уделяют серьезное  внимание вопросам социальной ответственности  руководителя организации в условиях рыночных отношений. Деятельность организаций  никогда не развивалась в отдельном  социальном пространстве. И последние  годы показали, как расширилось восприятие общественностью ответственности  предпринимателей перед обществом. Это понятие рассматривается  глубже, чем ответственность за экономический  рост. Социальная ответственность каждого  производителя должна подразумевать  определённые обязанности. Предприятия  должны быть вовлечены в решение  широкого спектра социальных проблем: от нищеты до проблем загрязнения  окружающей среды [16, с. 77-78].

Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают обещание или  договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

В научной литературе даётся достаточно четкое определение социальной ответственности, показывается ее значение для организации, но не раскрывается целостный механизм ее реализации.

Социальная ответственность - это «действия организации или  руководителя, предпринимаемые во благо  общества добровольно, а не по требованию закона» [12, с. 135].

 Организации должны  нести обязательства перед обществом  в отношении тех элементов  и структур, которые они изменяют  в отрицательную сторону благодаря  тем или иным действиям. Это,  к примеру, может касаться загрязнения  окружающей среды. В остальном,  организация должна сама определить  меру (величину) своей социальной  ответственности с учётом воздействия  общества. Это, в свою очередь  будет оказывать влияние на  формировании общественного доверия  и имиджа организации. И в  конечном итоге от них будут  зависеть конечные результаты  хозяйственной деятельности.

Осознание организацией необходимости  социальной ответственности руководителя связано с действием различных  факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других.

По нашему мнению, кроме  вышеперечисленных факторов на социальную ответственность воздействуют ценности, особенности субкультуры и моральные  обязанности организации.

Как уже отмечалось выше, социальная ответственность руководителя является добровольной и сознательной деятельностью, поэтому первоначально  каждая организация, группа работников определяет для себя определённые социальные нормы. Социальная ответственность  имеет непосредственное отношение  к выполнению групповых норм поведения. Если работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это  значит, что такие нормы существуют, и что человек должен им следовать [7, с. 71-72].

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы, как  определенного сообщества, и, играющих роль важнейшего средства регуляции  поведения членов данной группы. Существование  групповых норм даёт возможность  прогнозировать поведение не только отдельных её членов, но и всей группы в целом.

Во главе каждой группы стоит руководитель, который несёт  ответственность за любое принятое решение. Но возможны ситуации, когда  руководитель не принимает конкретных решений. Непринятие решений может  являться нарушением социальной ответственности  руководителя.

Идея о том, что производство и реализация товаров и услуг  не единственная цель производителей, далеко не нова. Социологи уже в  начале нынешнего столетия отмечали, что каждая организация обязана  нести определённую ответственность  перед обществом. Впервые в 1919 году учёные высказали мнение о том, что  общественность может отвергнуть предпринимательство, если его представители не возьмут  на себя решение части социальных проблем [11, с. 444-445].

В настоящее время существуют две точки зрения на то, как следует  вести себя организациям в отношениях с общественной средой, чтобы считаться  социально-ответственными. Согласно первой точке зрения, организация социально  ответственна, когда максимально  увеличивает прибыль, при этом, не нарушая законов и норм государственного регулирования, то есть преследует только экономические цели. Суть другой точки  зрения в том, что организация  должна преследовать не только экономические  цели, но и учитывать человеческие и социальные факторы воздействия  своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, а  также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем  в той среде, где происходит ее деятельность. Таким образом, среда  сильно влияет на достижение целей, которые  поставила перед собой организация, и для их достижения ей необходимо уравновешивать экономические цели и социальные интересы.

Эта точка зрения отражает мнение о том, что общественность ожидает от современных организаций  не только высоких экономических  результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей  общества [4, с. 11-12].

 

 

1.2. Социальная активность, ответственность и ожидания

 

 

Существуют две точки  зрения на то, что следует понимать под концепцией социальной политики корпорации, которые порождаются  спорами о целях организаций.

С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как  экономическую целостность, обязанную  заботиться только об эффективности  использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет  экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых  для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для  акционеров. Согласно этой точке зрения, истинная роль бизнеса состоит в  использовании энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к  мошенничеству и обману.

С другой стороны, есть мнение, согласно которому организация - это  нечто большее, чем экономическая  целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация является сложной частью окружения, включающем множество составляющих, от которых  зависит само существование организации. К таким составляющим, иногда называемыми  посредниками (между организацией и обществом в целом), относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций [1, с. 99-100].

Эта многослойная общественная сила может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации  приходится уравновешивать чисто экономические  цели с экономическими и социальными  интересами этих составляющих середин. Согласно этой точке зрения, организации  несут ответственность перед  обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и не нарушения  закона. Организации должны поэтому  направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам, обязаны  жертвовать на благо и совершенствование  общества. Более того, в обществе сложились определенные представления  и стереотипы о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться  добропорядочным корпоративным  членом обслуживаемых сообществ.

Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации  должны ответственно действовать в  таких многочисленных сферах, как  защита среды обитания, здравоохранение  и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и  т.п. Бизнес обязан быть активно социально  ответственным по причине «железного закона ответственности», «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет» [17, с. 5-6].

Всем известно, что социальные ожидания в отношении бизнеса  с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в  представление общества о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической  ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а что не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов, - к примеру, сколько токсичных веществ может содержаться в промышленных стоках; как исключить дискриминацию при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать другим странам.

Информация о работе Социальная ответственность руководителя