Социальная ответственность руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

При выполнении данной работы ставится цель изучить проблемы социальной ответственности руководителя организации.
Для достижения поставленной цели решается ряд задач, а именно:
рассматриваются теоретические основы изучения социальной ответственности руководителя организации;
характеризуется роль государства в реализации социальной ответственности организации и ее руководителя;
анализируются проблемы внутренней социальной ответственности на предприятии ООО Деревоперерабатывающая компания «Курск-клёст».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.99 Кб (Скачать файл)

 Организация, подчиняющаяся  всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным  образом, однако, она не обязательно  будет также считаться и социально  ответственной.

Споры о роли бизнеса в  обществе породили многочисленные аргументы  за и против социальной ответственности [13, с. 176].

Аргументы в пользу социальной ответственности:

Благоприятные для бизнеса  долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь  местного общества или устраняющие  необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах  предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия  и для деятельности бизнеса. Кроме  того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием  высоки, в долгосрочной перспективе  они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков  и местного сообщества формируется  более привлекательный образ  предприятия.

Изменение потребностей и  ожиданий широкой публики. Связанные  с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и  реальным откликом предприятий, их вовлеченность  в решение социальных проблем  становиться и ожидаемой и  необходимой.

Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными  финансовыми ресурсами, ему следовало  бы передавать их часть на социальные нужды.

Моральное обязательство  вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным  образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более  того, поскольку законы не могут  охватить все случаи жизни, предприятия  должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности [9, с. 176-177].

Аргументы против социальной ответственности:

Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние  принципа максимизации прибыли. Предприятие  ведет себя в наибольшей мере социально  ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и  оставляя социальные проблемы государственным  учреждениям и службам, благотворительным  институтам и просветительским организациям.

Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия  издержками. В конечном счете, эти  издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с  фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются  в неблагоприятном положении  в конкуренции.

Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих  не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система  хорошо контролирует экономические  показатели предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. До тех  пор, пока общество не разработает порядок  прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать  в социальных действиях, за которые  они не считают себя ответственными.

Недостаток умения разрешать  социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен  к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях [6, с. 55-56].

В настоящее время руководители часто сталкиваются с нехваткой  образованных кадров для социальных действий. Поэтому создаются специальные  бизнес-субъекты, занимающиеся именно этой областью деятельности. Они набирают профессиональных работников, занимающихся консультированием и оказывающих  определенные услуги компании.

Услуги, предоставляемые  специалистами по социальной деятельности:

  • Разработка стратегии корпоративной социальной ответственности. Анализ текущей социальной и благотворительной деятельности компании и разработка рекомендаций по ее улучшению с учетом бизнес-интересов компании.
  • Оценка социально-экономической ситуации и оптимизация социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, относящихся к сфере интересов компании.
  • Планирование и методические консультации по внедрению благотворительных программ и программ социальных инвестиций, конкурсов, грантов, вложений в социальную инфраструктуру.
  • Разработка и проведение экспертизы, мониторинга и оценки эффективности инвестиционных и благотворительных программ социальной направленности.
  • Обучение персонала в ходе семинаров и тренингов [3, с. 176-177].

Таким образом, по итогам данной главы можно сделать вывод  о том, что социальные ожидания в  отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление  общества о роли бизнеса. Ответственность  имеет непосредственное отношение  к выполнению обязательств, под которыми понимают обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

Осознание организацией необходимости  социальной ответственности связано  с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и  других.

 

 

 

Глава 2. Роль государства  в реализации социальной ответственности

руководителя организации

 

2.1. Социальные функции  бизнеса

 

 

Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность  тесно связаны. Едва ли не все сферы  бизнес-активности в большей или  меньшей степени включают социально-значимые компоненты.

Ниже приведен список основных функций бизнеса, имеющих отношение  к корпоративной социальной ответственности:

  • Общая политика и стратегия: насколько политика и стратегия компании служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам;
  • Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;
  • Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;
  • Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;
  • Продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами;
  • Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников (в том числе представителей меньшинств), охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;
  • Финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность
  • финансового контроля, открытость документации, качество работы совета
  • директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;
  • Проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;
  • Отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;
  • Отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;
  • Меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду [15, с. 66-67].

А вот как, по мнению американских потребителей, ведет себя «честная фирма» (оценка проведена по 50 пунктам  исходя из степени важности темы):

  • Ведет честный бизнес.
  • Гарантирует высокое качество продуктов/услуг.
  • Заботится о безопасности потребителей.
  • Обеспечивает безопасные условия труда работников.
  • Ведет «белую» финансовую отчетность.
  • Не подкупает госчиновников.
  • Быстро и честно ликвидирует «этические проколы».
  • Строит честные отношения с поставщиками.
  • Обеспечивает социальную защиту работникам компании, вышедшим на пенсию.
  • Занимается вопросами экологии.
  • Поддерживает образовательные и исследовательские программы.
  • Оказывает местным организациям поддержку, предлагая им товары и услуги.
  • Спонсирует мероприятия, проводимые местными организациями.
  • Поддерживает искусство.
  • Недавние социологические исследования показывают, что российские граждане ждут от бизнеса примерно того же [3. с. 44].

 

 

2.2. Социальная ответственность  государства и организации

 

 

Организация как социальная система, устойчивая форма объединения  людей, имеющих общие интересы и  цели, характеризуется разносторонностью  функционирования. Ее развитие осуществляется по крайней мере в трех направлениях - техническом, экономическом, социальном. Первое из них в основном связано  с совершенствованием средств и  технологий производства, наличием нужного  оборудования и материалов, степенью механизации и автоматизации  трудовых процессов. Второе направление  выражает формы собственности, уровень  специализации и кооперирования производства, систему организации  и оплаты труда, структуру и методы управления.

Социальное же развитие объемлет персонал организации с его традициями, предпочтениями, интеллектуальным потенциалом  и профессионально-квалификационными  качествами, способы удовлетворения материальных и духовных потребностей работников, межличностные и межгрупповые отношения, морально-психологическую  атмосферу в коллективе.

Следовательно, социальную среду организации, теснейшим образом  взаимосвязанную с технической  и экономической сторонами ее функционирования, составляют те материальные, общественные и духовно-нравственные условия, в которых работники  трудятся, живут вместе со своими семьями  и в которых происходят распределение  и потребление благ, складываются реальные связи между личностями, находят выражение их морально-этические  ценности.

Эту среду образуют: сам  персонал организации с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам — полу, возрасту, образованию  и т.д., а также разнообразными межличностными и межгрупповыми  связями; социальная инфраструктура, включая  объекты социального назначения; слагаемые качества трудовой жизни  работников, так или иначе определяющие материальное и моральное вознаграждение труда, атмосферу солидарности, сотрудничества и взаимопомощи, степень сплоченности коллектива, престижность совместной работы [18, с. 18-19].

Всегда, а на современном  этапе общественного развития особенно, успешная деятельность любой организации  зависит от высокой результативности совместного труда занятых в  ней работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, от того, насколько условия  работы и быта благоприятствуют гуманизации  труда, удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей людей, разностороннему  проявлению личности. Вектор социального  развития организации должен быть обращен  на то, чтобы разнообразить и обогатить  содержание трудовой деятельности, более  полно использовать интеллектуальный и творческий потенциал работников, повысить их дисциплину и ответственность, создать надлежащие условия для  эффективной работы, хорошего отдыха, устройства семейных дел.

Развитие социальной среды  выражается как в форме объективных  процессов, т. е. в связях между людьми по поводу их жизненных условий (труда, быта и досуга), так и в субъективном, осознаваемом виде, т.е. в явлениях психологической  атмосферы, межличностных отношениях и нравственных оценках.

К факторам такого развития относятся условия, которыми характеризуются  содержание изменений в социальной среде и адекватные этим изменениям последствия. Они различаются по направленности и формам влияния  на персонал как непосредственно  — в ходе, во время совместного  труда, так и опосредованно —  там, где работники и их семьи  живут, растят детей, общаются с друзьями, отдыхают [5, с. 303-304].

Значительное, а нередко  решающее влияние на социальную среду  организации, уровень благосостояния и качество трудовой жизни работников оказывают и более общие факторы. Имеются в виду, как показано на рисунке, социально-экономическое положение  страны, духовно-нравственное состояние  общества, социальная политика государства.

Информация о работе Социальная ответственность руководителя