Социальная политика организации на примере ОАО «Якутуголь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические и методологические подходы к понятию «социальная политика» организации и разработать рекомендации по совершенствованию элементов социальной политики в данной организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
1) изучить теоретические подходы к исследованию понятия «социальная политика»;
2) рассмотреть элементы социальной среды организации;
3) описать структуру, кадровый состав и методы исследования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях……………………………………………………………..5
1.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием…………………………………………………………………….5
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия…………9
2 Исследование социальной политики ХК «Якутуголь» ……………..12
2.1 Анализ организационно – функционального механизма социальной политики на предприятии ……………………………………………………..12
2.2 Анализ социальной политики предприятия ………………………21
2.3 Исследование проблем системы управления социальным развитием предприятия …………………………………………………………………….25
2.4. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ХК «Якутуголь»…………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………..34
Список нормативных правовых актов и документов………………….35

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

- Участие в прибыли  (выделение части прибыли на  формирование поощрительного фонда. Доля, приходящаяся на руководителя, коррелирует с рангом в служебной иерархии и определяется в процентах к его доходу);

- Дополнительные выплаты  (подарки от предприятия, субсидирование  деловых расходов, покрытие личных  расходов, косвенно связанных с  работой);

- Выплаты по временной  нетрудоспособности (оплата больничных  листов);

- Отчисление в пенсионный фонд;

- Льготное кредитование (выделение льготных кредитов на строительство жилья, приобретение товаров длительного пользования).

Моральное поощрение. Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу. Поэтому в ХК «Якутуголь» большое внимание уделяется и моральному поощрению работников.

Используется достаточно широкий спектр средств нематериального стимулирования: Доска почета, выпуск специальных значков для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествование лучших работников, публикации в корпоративном издании. Работников выдвигают на присвоение звания «лучших рабочий по профессии».

Поощрения в связи  с профессиональными праздниками  и юбилейными датами структурных  подразделений ХК «Якутуголь» (25-, 50-, 70-летие со дня ввода подразделения в эксплуатацию), а также с юбилейными датами работников (для мужчин – 50 и 60 лет, для женщин – 50 и 55 лет) подкрепляются материально. Это может быть ценный подарок либо денежная премия в размере до четырех минимальных тарифных ставок в зависимости от стажа работы в ХК «Якутуголь».

Социальные программы. В 2006 году Холдинговая компания «Якутуголь» затратила на социальное развитие коллектива более 700 млн. рублей. Расходы предприятия, а вернее вложение средств в социальную сферу, то есть в своих работников, постепенно наращивалось. В первую очередь, на содержание большого перечня объектов социального назначения в г. Нерюнгри: это спорткомплекс «Шахтер», санаторий-профилакторий «Горизонт», пансионат «Нерюнгри» в г. Артем на берегу Тихого океана, в котором за сезон отдыхает порядка 400 человек. Большое количество своих работников, порядка тысячи человек, ежегодно отправляются за пределы республики на санаторно-курортное лечение в санаториях Белокуриха, Ессентуки, Шмаковка, Аршан, другие. Дети работников отдыхают на побережье Черного моря, на Волгу, на Байкал, в санаторий в Амурской области. Всего по путевкам с выездом отдыхает около 800 детей. «Якутуголь» тратит на программу оздоровления своих работников ежегодно из общей суммы около 200 млн. рублей.

В компании созданы условия  для получения ежегодного реабилитационно-восстановительного лечения в СП «Горизонт» работников из группы риска, работающих в условиях с вредными производственными факторами, более 300 человек, которые трудятся на больших машинах, на экскаваторах, где высокая вибрация, другие отрицательные факторы. Им рекомендовано в обязательном порядке проходить профилактические и лечебно-оздоровительные курсы. Уделяется большое внимание вопросу оздоровления работников, постоянно обновляем медоборудование в санатории –профилактории, расширяем перечень услуг: ванны, лечим грязями, в барокамере, работает опытный стоматолог, есть оборудование для обширных анализов пациентов. Год от года повышается стоимость и качество питания.

Дополнительные формы поощрения за достижения в труде. В соответствии с разработанным в ХК «Якутуголь» положениям всем работникам ежегодно выплачивается вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год.

В ХК «Якутуголь» разработано специальное положение о мотивации труда работников за разработку, внедрение, выпуск новой продукции и внедрение работ согласно плану организационно-технических мероприятий (ОТМ). Положение включает следующие пункты.

1. За увеличение объема  выпуска и реализации новой  продукции 1-го года выпуска за счет разработки и внедрения в серийное производство новых изделий.

2. За технические решения,  предусматривающие изменение конструкции и технологии изготовления изделий, методик измерения параметров ИЭТ, изменение состава материалов и сокращения их расхода, механизацию и автоматизацию производственных процессов, совершенствование организации труда и производства.

3. Другие виды поощрений.

Таким образом, в ХК «Якутуголь» существуют следующие виды заработной платы: сдельно-премиальная, косвенно-сдельно-премиальная, повременно-премиальная, аккордная, окладная. Причём, в результате анализа было выяснено, что для работников пятого разряда тариф повременной оплаты труда ниже тарифа сдельной оплаты на 10%. Следовательно, для того, чтобы зарплата повременщика и сдельщика была на одном уровне, нужно увеличить часовую ставку повременщика.

 

 

2.2 Анализ социальной  политики предприятия

В ХК «Якутуголь» система мотивации труда представлена совокупностью следующих блоков: материальное стимулирование (зарплата, бонусы, участие в прибыли и др.), моральное поощрение (доска почёта, выпуск специальных значков для ветеранов труда и проч.), социальные программы, поощрение путем продвижения по службе, дополнительные формы поощрения за достижения в труде.

К задачам социальной службы ХК «Якутуголь» относится разработка и реализация мероприятии, обеспечивающих социальное партнерство — взаимно заинтересованное сотрудничество работодателей и наемных работников в решении социальных проблем. Партнеров представляют, с одной стороны, предприниматели и их ассоциации, а с другой — трудовые коллективы и профсоюзные ХК «Якутуголь». Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

Функции отдела охраны труда и окружающей среды включает в себя:

    • оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации работ, применение эффективных технологий и материалов;
    • организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;
    • сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;
    • соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
    • наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.

Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами.

Функции отдел кадров ХК «Якутуголь»:

  • формирование кадрового состава.
  • подготовка проектов актов (и их регистрация после издания), связанных с поступлением, увольнением, переводом сотрудников, заключение трудовых договоров, направлением в служебные командировки, оформлением должностных инструкций.
  • обеспечение должностного роста работников.
  • подготовка и ведение штатного расписания.
  • оформление отпусков, больничных листов, командировочных удостоверений.
  • учет использования рабочего времени.
  • подготовка и оформление документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
  • формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование.
  • оформление и учет наградных материалов.
  • оформление и выдача служебных удостоверений.
  • ведение и хранение личных дел, трудовых книжек работников, личных карточек формы Т-2, своевременность и правильность внесения в них изменений.
  • изучение потребности в обучении, планирование профессиональной переподготовки, повышении квалификации работников. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
  • ведение информационной базы данных о кадровом составе.
  • ведение единого учета работников Учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также проведение мероприятий по обеспечению работников и членов их семей путевками в лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные, детские подведомственные учреждения.
  • подготовка установленной статистической отчетности по кадровым вопросам.
  • обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
  • рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
  • консультирование работников по трудовому законодательству.

Функции отдела труда  и заработной платы:

  • расчет потребности в трудовых ресурсах
  • проведение коллективных переговоров
  • нормирование трудоемкости операций

Основные функции социально  – бытового отдела:

  • подготовка и заключение договоров, регистрация и рассылка документов по вопросам обеспечения работников медицинским и санаторно-курортным обслуживанием.
  • подготовка и заключение договоров, регистрация и рассылка документов по вопросам обеспечения лиц, гостиничными услугами, а так же размещение приглашенных лиц для проведения различных конференций и совещаний.
  • прием, регистрация, учет, хранение документов, связанных с постановкой на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подготовка и заключение договоров по объектам социально- бытового значения.
  • организация транспортного обслуживания работников в пределах своей компетенции.
  • контроль за обеспечением работников общественным питанием и другими социально-бытовыми услугами.
  • обеспечение бронирования железнодорожных билетов для сотрудников, выезжающих в служебные командировки.
  • обслуживание в пределах своей компетенции совместно с другими подразделениями проводимых производственных, общественных и др. мероприятий.
  • проведение совместно с Профсоюзным комитетом Министерства, единой социальной политики, направленной на защиту интересов и гарантий в пределах своей компетенции.
  • повышение квалификации сотрудников по вопросам, относящимся к их компетенции.

Очевидно, что социальное партнерство как действенный  механизм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.

 

 

2.3 Исследование проблем системы социальной политики предприятия

Слабые стороны кадровой работы также имеют место:

- недостаточно решены вопросы организации труда, в части рационального использования рабочего времени; не достаточно организовано сотрудничество с высшими учебными заведениями;

- не достигнут необходимый уровень корпоративной культуры персонала, лояльности и толерантности.

За последнее десятилетие ХК «Якутуголь» пережило кризис. Сокращение мощностей производства, ухудшение условий труда, задержки выплаты заработной платы привели к резкому сокращению штата работающих и оттоку высококвалифицированных специалистов в сферы деятельности, не требующие высокой квалификации (прежде всего в торговлю).

Нехватка квалифицированных  специалистов в ОАО определила необходимость разработки кадровой стратегии. Целью кадровой стратегии должно стать сохранение уникального кадрового потенциала (в первую очередь, «ядра»-высококвалифицированных рабочих и специалистов).

Складывающаяся ситуация на рынке труда активизировала работу кадровой службы. В настоящее время служба занятости не может удовлетворить потребности ОАО в квалифицированных технических работниках. Поэтому необходимость в подготовке кадров осознана в полном смысле.

Основными источниками  пополнения кадров в ОАО являются:

  • Рекомендации знакомых и родственников сотрудников;
  • Обращение в службу занятости;
  • Публикации объявлений в СМИ. Данный способ наиболее характерен для подбора рабочих специальностей;
  • Обращение в учебные заведения (профлицеи, колледжи, ВУЗы).

В результате проведенного среди руководителей структурных подразделений анкетирования выяснили, что 50% руководителей считают, что кадровая стратегия должна быть рассчитана на период от З до 5 лет. Основным ее направлением, для 75% опрошенных, должно стать подготовка и обучение персонала. На вопрос, что является наиболее важным для привлечения и закрепления молодежи в ОАО, большинство респондентов (75%) выбрали ответ высокая заработная плата.

Проведенное анкетирование  позволило определить основные направления  кадровой стратегии:

  • планирование персонала,
  • организация профориентационной работы,
  • эффективное сотрудничество с колледжами и вузами,
  • сотрудничество с Военными комиссариатами,
  • обучение персонала.

ОК в своей работе использует следующие документы: анкеты претендентов на вакантные места (заполняются самим претендентом); трудовые договора по приему на работу; приказы о прекращении действия трудового договора с работником; приказы о приеме работника на работу; заявления; оценочные листы, протоколы, различного рода списки рабочих; личные карточки работника (заполняет инспектор отдела кадров); каждый год ОК отправляет сведения о профессиональном обучении работников и потребности в кадрах в Региональное статистическое наблюдение (Форма № 6-Т).

Информация о работе Социальная политика организации на примере ОАО «Якутуголь»