Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:31, курсовая работа
Цель: выявить содержание и механизм управления социальным развитием предприятия.
Сформулированная цель предопределила следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях,
- исследовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- совершенствовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- разработать концепцию социальной политики предприятия.
Введение
1 Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях
1.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия
1.3 Зарубежный опыт социальной политики предприятия
2 Исследование социальной политики ОАО «Орбита»
2.1 Анализ организационно - функционального механизма социальной политики на предприятии
2.2 Анализ социальной политики предприятия
2.3 Исследование проблем системы управления социальным развитием предприятия
3 Совершенствование социальной политики ОАО «Орбита»
3.1 Оценка эффективности социальной политики предприятия
3.2 Разработка концепции социального развития предприятия
Заключение
Список использованных источников
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработку основных показателей плана.
Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
- Экономико-математические методы.
Название группы этих методов достаточно условно. В действительности речь идет о количестве ином анализе при использовании уже перечисленных выше методов управления. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.[9, с 249-251].
При выявлении уровня развития используются еще два важных показателя: а) общий, по которому можно установить, отстает, опережает или находится на его уровне изучаемый процесс и явление в данной республике, области, городе, районе, после чего принимаются меры для усиления или стагнации воздействия; б) нормативный, на основе которого также определяется соответствие научно обоснованным требованиям. Эти показатели могут не совпадать с существующими и в стране, и в регионе, но они характеризуют степень развитости или совершенства данного явления. Иногда для сравнения берутся реально действующие показатели социальной политики аналогичных объектов. Использование и сопоставление показателей дает возможность определить место изучаемого процесса или явления в рамках всего общества.
Социальные
показатели развития характеризуют
также объективно складывающиеся направления
развития и свидетельствуют о
благоприятных тенденциях или, наоборот,
о действии негативных факторов. В
этом отношении очень важно
При количественном и качественном анализе сфер общественной жизни применяются показатели, которые можно измерять и которым можно дать количественную и качественную интерпретации. Большое внимание уделяется инфраструктуре (материальной базе) социальной политики, которая рассчитывается на 10 тыс. населения или на количество населенных пунктов (в сельской местности). Аналогичный прием применяется и для расчета другого вида показателей -- кадрового обеспечения.[4, с 301-302].
Очевидно,
что разработка, обоснование и
применение социальных показателей
направлены на принятие научно обоснованных
управленческих выводов, нацеленных на
повышение эффективности
При разработке социальных разделов планов в центре внимании проблемы улучшения условий труда для всех категорий персонала, создания сферы социального обслуживания непосредственно на производстве, развития социальной инфраструктуры и обеспечения условий для здорового быта, отдыха не только для работников, но и для их семей.
Практика социальной политики рекомендует следующие структурные элементы плана:
1. Управление совершенствования социальной структуры производственного коллектива. Содержание данного раздела разрабатывается в тесной связке с планом по труду и кадрам, а также с планом по техническому развитию и организации труда. Особое внимание уделяется изменениям в численности и структуре работающих за счет механизации и информатике производственных процессов, улучшение организации производства и труда. Принимается во внимание доля не квалифицированного труда в общем объеме трудовых затрат, сокращение численности работников занятых на работах с вредными условиями труда. Совершенствование социально-квалификационной сферы производственного коллектива раскрывается как многочисленные показатели, характеризующие численность и социальный состав работающих, уровень образования и квалификации.
2. Управление улучшения условий и охраны труда, укрепления здоровья работающих. Выбор приоритетного направления и последовательность мер по совершенствованию условий и охраны труда, укреплению здоровья работающих зависит от специфики производства. Для анализа и разработки плана широко используется общие, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические показатели, а также показатели условий безопасности труда и предупреждения несчастных случаев и возможных профессиональных заболеваний.
3. Управление улучшения жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и членов их семей.
4. Управление
воспитательной работы в
· Анализ ее состояния
· Выявление тенденций и проблем ее развития
· Определение путей (форм, методов) осуществления воспитательной работы
Основными
источниками для анализа
План социальной политики является главным средством управления социальными процессами на предприятии. Возможности удовлетворения потребностей коллектива и в социальных благах определяются конечными результатами работы предприятии, хозрасчетным доходом коллектива. Поэтому разработка плана социальной политики -- дело всего коллектива.
Система контроля за реализацией плана социальной политики в основном включает сложившиеся учет, отчетность и организацию анализа и контроля.[16, с 110-118].
Большое значение для совершенствования социального управления имеет разработка научно обоснованых социальных нормативов.
Социальные
нормативы - требования, предъявляемые
обществом (отраслью, регионом, коллективом)
к определенной стороне (направлению)
к деятельности производственного
коллектива. Они выражаются в конкретно
значениях социальных показателей
и фиксируют состояние (статику)
или темпы развития (динамику) какой-либо
стороны жизнедеятельности
Социальные нормативы в социальном планировании и управлении должны выполнять дне основные функции:
1) средство управления, т. е. служат обоснованием контрольных цифр и плановых заданий по различным направлениям и показателям социальной политики коллективов.
Социальные
нормативы обеспечивают взаимное согласование
социальных программ и планов различных
уровней: отрасли и входящих в
ее состав подотраслей, объединений
и предприятий, города и предприятия,
предприятия и его
2) база
для анализа, чтобы оценить дин
В отличие от экономического управления, где применение нормативного подхода опирается на развитую теорию и богатую практику, в социальном планировании имеется существенный опыт в проектировании и использовании только санитарно-гигиенических норм, а также нормативов по таким показателям, как обеспеченность жильем, детскими учреждениями, услугами сферы здравоохранения, производственными площадями, бытовыми помещениями и т.п.. Конкретные нормативы по повышению общего и специального образования, развитию духовной и физической культуры, творческой, трудовой и общественной активности, оптимизации текучести кадров и некоторые другие стали определяться лишь в последние годы.[16, с 131-133].
Таким образом, разработка и использование социальных нормативов в планировании и управлении социальными объектами представляют собой более глубокий и конкретный уровень социальной политики. Только с их помощью можно осуществить в этой области реальный переход от практики, базирующейся на достигнутых в прошлом результатах, к действительно целевому планированию, учитывающему перспективные задачи и фактически достигнутый уровень социального развитии, превратить его из инициативного дела отдельных коллективов в систематическую общегосударственную деятельность в рамках комплексного экономического и социальной политики. Социальные нормативы должны стать критерием оценки достигнутого уровня развития социальной сферы и важным инструментом распределения ресурсов между се отраслями и регионами, исходя из социальных приоритетов.
1.3 Зарубежный опыт социальной политики предприятия
В последние
десятилетия широкое развитие в
системе социальной политики предприятий
получили социальные программы на уровне
предприятий, объединений, компаний, которые
стали высокоэффективным
Идея разделения социальной ответственности с частным бизнесом была поддержана на президентском уровне еще в 1972 г., когда президент Р.Никсон призвал американский бизнес в большей мере способствовать решению общенациональных социальных и экономических проблем.
Прошедшие
с тех пор десятилетия
Участие
частного бизнеса в развитии социального
обеспечения путем внедрения
различных программ на своих предприятиях
характерно практически для всех
стран с рыночной экономикой. Фонды
социального направления
Конкретные
перечни социальных льгот и пособий
широко варьируются по предприятиям,
отражая специфику
В середине 90-х годов частными социальными планами страхования жизни было охвачено 91% работников, медицинским страхованием - 82%, пенсионным - 48% работников. В значительно меньшей степени на сегодняшний день распространены программы предоставления оплаченных отпусков по уходу за ребенком (3%).
Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях. Необходимо иметь в виду, что средства, направляемые на эти цели, не подлежат обложению налогом на прибыль.
Отличительная
особенность современных
Этапы внедрения программ:
1. Определение
круга льгот и услуг,
2. Оценка
стоимости льгот и услуг,