Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:31, курсовая работа
Цель: выявить содержание и механизм управления социальным развитием предприятия.
Сформулированная цель предопределила следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях,
- исследовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- совершенствовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- разработать концепцию социальной политики предприятия.
Введение
1 Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях
1.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия
1.3 Зарубежный опыт социальной политики предприятия
2 Исследование социальной политики ОАО «Орбита»
2.1 Анализ организационно - функционального механизма социальной политики на предприятии
2.2 Анализ социальной политики предприятия
2.3 Исследование проблем системы управления социальным развитием предприятия
3 Совершенствование социальной политики ОАО «Орбита»
3.1 Оценка эффективности социальной политики предприятия
3.2 Разработка концепции социального развития предприятия
Заключение
Список использованных источников
3. Разъяснение
участникам программ
4. На
основании полученных данных
делаются расчеты и
Развитие социального страхования на уровне частного бизнеса претерпело длительную эволюцию. На программы социального страхования приходится значительная часть (в некоторых компаниях преобладающая часть) средств, направляемых па финансирование социальных льгот и услуг.
Пенсионным
страхованием по месту работы охвачено
свыше 90% работников фирм с численностью
персонала более 100 человек. В некоторых
компаниях принята такая
Наряду
с пенсионным страхованием каждый работник
может иметь несколько видов
медицинской страховки, которые
предусматривают: хирургическое лечение,
пребывание в больнице, консультации
специалистов. По месту работы (настоящей
или прежней) имеют страховку
свыше 80% американцев. Частное страхование
обычно распространяется не только на
самого работника, в том числе
вышедшего на пенсию, но и на членов
его семьи. В 88 человеко-лет оцениваются,
например, будущие потенциальные
выплаты выходящему на пенсию 60-летнему
служащему, охваченному частным
медицинским страхованием, у которого
30-летняя жена и годовалый ребенок.
В расчетах предстоящих выплат учитывается
средняя ожидаемая
На предприятиях, учреждающих социальные программы, практически все работники охвачены страхованием жизни. Размеры страховых выплат в случае смерти зависят обычно от заработка. Сумма страховки может составлять 100-200% годового фонда заработной платы работника. Финансирование страхования жизни, как правило, осуществляется за счет предпринимателей.
Пособиями
по болезни обычно охвачено подавляющее
число административно-
Опыт развития социальной сферы на американских предприятиях показывает, что важно предусмотреть создание информационной системы социальной службы, основными задачами которой являются:
· выявление семей и отдельных лиц, нуждающихся в материальной, социально-психологической и иной помощи;
· организация поддержки в разрешении возникших трудностей сочетания производственной и личной жизни, воспитания детей, ухода за престарелыми родственниками;
· проведение консультаций - юридических, психологических, педагогических;
· организация и координация работы по социальной реабилитации нуждающихся в этом работников.
Социальные
программы частного бизнеса в
конечном счете позволяют облегчить
давление на госбюджет и способствуют
совершенствованию структуры
Таким образом, глубокие структурные сдвиги в мировом хозяйстве, долговременные демографические тенденции в направлении постарения населения, феминизация одиночного родительства, а также изменения в сторону более рискованных, с точки зрения социальной защищенности, форм занятости заставляют искать новые подходы к обеспечению социальной и экономической безопасности граждан на основе многосторонней ответственности государства, частного бизнеса, общественных структур.
2 Исследование социальной
2.1 Анализ организационно - функционального механизма социальной политики на предприятии
Открытое акционерное общества «Орбита» - предприятие электронной промышленности, имеющее прямые связи практически со всеми предприятиями России и стран СНГ, выпускающими бытовую и промышленную радиоэлектронную аппаратуру.
Основными видами деятельности Открытого акционерного общества «Орбита» является:
ѕ Производство
и реализация изделий электронной
техники (ИЭТ), товаров народного
потребления, спецтехнологического и
общепромышленного
ѕ Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ;
ѕ Оказание платных услуг населению;
ѕ Инвестиционная деятельность;
ѕ Внешнеэкономическая деятельность.
Управление персоналом в ОАО «Орбита» возглавляет директор по капитальному строительству, управлению кадрами и социальным вопросам. Он организует работы по обеспечению отбора, расстановки, обучению и использованию рабочих кадров и специалистов. Он несёт ответственность за организацию работ по подготовке, в тои числе по вопросам обучения менеджмента качества, переподготовке и повышению квалификации кадров; за проведение активной политики по развитию инициативы и использованию творческого потенциала всего коллектива организации для обеспечения и повышения качества выпускаемой продукции.
Руководитель процесса несёт ответственность за организацию и обеспечение выполнения планов подготовки кадров в целом по организации. Ответственность за обеспечение организации трудовыми ресурсами, подготовку и повышение квалификации персонала, за координацию работ и организацию взаимодействия подразделений по подготовке кадров возлагается на начальника ОК.
Анализ
должностных инструкций сотрудников
отдела кадров ОАО «Орбита» показал,
что работу по подбору кадров возглавляет
руководитель структурного подразделения
- начальник отдела кадров. Он совместно
с плановым отделом, отделом организации
труда и заработной платы составляет
расчет текущей потребности в
кадрах, определяет ее удовлетворение
на основе изучения рынка труда, установления
прямых связей с учебными заведениями
и службами занятости. Осуществляет
работу по подбору и расстановке
кадров на основе оценки их квалификации,
личных и деловых качеств. Начальник
отдела кадров обеспечивает прием, размещение
и расстановку молодых
Таким образом, основная работа с персоналом осуществляется Отделом кадров, который в соответствии с Положением об отделе является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Задачами отдела являются:
· формирование кадрового состава, подбор, учет, расстановка, профессиональная адаптация и организация повышения квалификации работников предприятия;
· изучение деловых и моральных качеств работников по их практической деятельности;
· формирование резервов кадров для выдвижения на руководящие должности;
· проведение мероприятий по снижению текучести кадров и укрепления трудовой дисциплины;
· обеспечение
предприятия необходимой
· обеспечение прав, льгот и гарантий работников предприятия.
Данные о численности и денежных средствах, направленных на оплату труда и социальное обеспечение ОАО «Орбита» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Численность персонала ОАО «Орбита» за 2004 - 2009 гг.
Наименование показателя |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Среднесписочная численность работников, чел. |
1949 |
1929 |
2007 |
1849 |
1911 |
|
Доля сотрудников ОАО «Орбита», имеющих высшее профессиональное образование, % |
23,7 |
22,6 |
23 |
30,1 |
32,1 |
|
Объем денежных средств, направленных на оплату труда, руб. |
67712800 |
87805800 |
113665500 |
130813900 |
140257890 |
|
Объем денежных средств, направленных на социальное обеспечение |
3070200 |
4339700 |
5247500 |
5924400 |
6124879 |
|
Общий объем израсходованных денежных средств, руб. |
70783000 |
92145500 |
118913000 |
136738300 |
152507648 |
|
Таким
образом, можно сказать, что ведущий
персонал ОАО «Орбита» имеет положительные
характеристики и зарекомендовали
себя только с лучшей стороны, Они
отдали предприятию много лет
свой добросовестной работы и их труд
незаменим. Анализ таблицы 2.1 показал,
что численность персонала
Основным инструментом материального стимулирования является заработная плата.
Таблица 2.2 - Динамика средней заработной платы работников ОАО «Орбита»
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Средняя заработная плата, руб. |
3360 |
3850 |
4600 |
5100 |
6300 |
|
На предприятии за последние 5 лет наблюдается повышение средней заработной платы с 3360 рублей в 2005 году до 6300 в 2009 году. Следовательно, с ее ростом увеличивается и мотивация работников. В тоже время существует значительные диспропорции между средней заработной платой работников и руководителей. Заработная плата работников в 1,5-2 раза меньше, чем заработная плата руководителей. Поэтому руководству необходимо обратить на данную проблему усиленное внимание.
Предприятие ОАО «Орбита» самостоятельно разрабатывает и утверждает формы и системы оплаты труда - тарифные ставки и оклады.
В ОАО «Орбита» принято Положение об оплате труда, в основе которого действуют системы:
- сдельно-премиальной оплаты труда;
- косвенно-сдельно-премиальной оплаты труда;
- повременно-премиальной оплаты труда;
- аккордной оплаты труда;
- окладной системы оплаты труда.
Материальное стимулирование в ОАО «Орбита» существует в следующих формах:
- Заработная
плата (оплата труда
- Бонусы (разовые выплаты из прибыли организации;
- Участие
в прибыли (выделение части
прибыли на формирование
- Дополнительные
выплаты (подарки от
- Сберегательные
фонды (открытие
- Выплаты
по временной