Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:31, курсовая работа
Цель: выявить содержание и механизм управления социальным развитием предприятия.
Сформулированная цель предопределила следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях,
- исследовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- совершенствовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- разработать концепцию социальной политики предприятия.
Введение
1 Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях
1.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия
1.3 Зарубежный опыт социальной политики предприятия
2 Исследование социальной политики ОАО «Орбита»
2.1 Анализ организационно - функционального механизма социальной политики на предприятии
2.2 Анализ социальной политики предприятия
2.3 Исследование проблем системы управления социальным развитием предприятия
3 Совершенствование социальной политики ОАО «Орбита»
3.1 Оценка эффективности социальной политики предприятия
3.2 Разработка концепции социального развития предприятия
Заключение
Список использованных источников
- Отчисление в пенсионный фонд;
- Льготное
кредитование (выделение льготных
кредитов на строительство
Еще одним инструментом стимулирования труда работников ОАО «Орбита» является система выдачи заработной платы по банковским картам. В июле 2001 года предприятие заключило договор с коммерческим банком «Возрождение» на выдачу зарплаты работникам через банкомат. Данное новшество выгодно для работников тем, что в любое время и в любой день они могут снять заработанные деньги, которые находятся на их счете. Кроме того, деньги можно получить не только в заводской проходной, но и в городе, где непосредственно располагается «КС-банк»
Моральное поощрение. Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу. Поэтому в ОАО «Орбита» большое внимание уделяется и моральному поощрению работников. Так динамика сумм по данному виду поощрения из года в год составляет: 2005 г. - 134056руб.; 2006 г. - 140255руб.; 2007 г. - 83057руб.; 2008 г. - 97054руб.; 2009 г. - 131110руб.;
Используется
достаточно широкий спектр средств
нематериального
Поощрения в связи с профессиональными праздниками и юбилейными датами структурных подразделений ОАО «Орбита» (25-, 50-, 70-летие со дня ввода подразделения в эксплуатацию), а также с юбилейными датами работников (для мужчин - 50 и 60 лет, для женщин - 50 и 55 лет) подкрепляются материально. Это может быть ценный подарок либо денежная премия в размере до четырех минимальных тарифных ставок в зависимости от стажа работы в ОАО «Орбита».
Социальные программы. Для того чтобы проводить работу по оздоровлению работников и их семей, предприятие содержит на своем балансе заводскую поликлинику, загородный спортивно-оздоровительный комплекс «Орбита», базу отдыха «Инерка». Всем занятым в основном производстве осуществляются выплаты на питание. На работу и с работы работники доставляются заводским транспортом.
Подготовка
и переподготовка кадров, поощрение
их карьерного роста. Руководство ОАО
«Орбита» осознает значимость такого
мотивационного фактора, как поощрение
профессионального роста и
Организация подготовки работников основывается на следующем:
· принцип общности - обучение охватывает все уровни персонала - от высшего руководства до рабочего;
· принцип обязательности - обучение и повышение квалификации являются служебной обязанностью каждого работника;
· принцип непрерывности - обучение и повышение квалификации - планомерный и непрерывный процесс, направленный на профессиональный рост работников, который ведется в течение всей трудовой деятельности.
Поскольку
процесс обновления кадров проходит
медленно и многие специалисты, управленцы
среднего звена, начальники цехов перерастают
свой служебный уровень, неизбежно
теряя мотивацию к труду, принята
программа ротации кадров. Она
обеспечивает формирование внутреннего
кадрового резерва. Важная роль отводится
молодым кадрам. Персонал завода пополнился
выпускниками вузов Мордовии: по результатам
тестирования около 30 претендентов принято
стажерами в различные
Дополнительные формы поощрения за достижения в труде. В соответствии с разработанным в ОАО «Орбита» положениям всем работникам ежегодно выплачивается вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год.
В ОАО
«Орбита» разработано специальное положе
1. За
увеличение объема выпуска и
реализации новой продукции 1-
2. За
технические решения,
3. Другие виды поощрений.
Таким образом, в ОАО «Орбита» существуют следующие виды заработной платы: сдельно-премиальная, косвенно-сдельно-премиальная, повременно-премиальная, аккордная, окладная. Причём, в результате анализа было выяснено, что для работников пятого разряда тариф повременной оплаты труда ниже тарифа сдельной оплаты на 10%. Следовательно, для того, чтобы зарплата повременщика и сдельщика была на одном уровне, нужно увеличить часовую ставку повременщика.
2.2 Анализ социальной политики предприятия
В ОАО «Орбита» система мотивации труда представлена совокупностью следующих блоков: материальное стимулирование (зарплата, бонусы, участие в прибыли и др.), моральное поощрение (доска почёта, выпуск специальных значков для ветеранов труда и проч.), социальные программы, поощрение путем продвижения по службе, дополнительные формы поощрения за достижения в труде.
К задачам социальной службы ОАО «Орбита» (рисунок 2.1) относится разработка и реализация мероприятии, обеспечивающих социальное партнерство -- взаимно заинтересованное сотрудничество работодателей и наемных работников в решении социальных проблем. Партнеров представляют, с одной стороны, предприниматели и их ассоциации, а с другой -- трудовые коллективы и профсоюзные ОАО «Орбита». Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.
Рисунок 2.1 - Система органов социальной политики ОАО «Орбита»
Функции отдела охраны труда и окружающей среды включает в себя:
– оснащенность
организации современной
– организация труда с учетом внедрения современных научно-технических достижений в производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой ответственности работников;
– сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости специальной одежды и других средств индивидуальной защиты;
– соблюдение санитарно-гигиенических норм, в том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;
– наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.
Социальную
защиту работников организации составляют
мероприятия по социальному страхованию
и соблюдению других социальных гарантий,
установленных действующим
В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.
Функции отдел кадров ОАО «Орбита»:
ѕ формирование кадрового состава.
ѕ подготовка проектов актов (и их регистрация после издания), связанных с поступлением, увольнением, переводом сотрудников, заключение трудовых договоров, направлением в служебные командировки, оформлением должностных инструкций.
ѕ обеспечение должностного роста работников.
ѕ подготовка и ведение штатного расписания.
ѕ оформление отпусков, больничных листов, командировочных удостоверений.
ѕ учет использования рабочего времени.
ѕ подготовка и оформление документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
ѕ формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование.
ѕ оформление и учет наградных материалов.
ѕ оформление и выдача служебных удостоверений.
ѕ ведение и хранение личных дел, трудовых книжек работников, личных карточек формы Т-2, своевременность и правильность внесения в них изменений.
ѕ изучение потребности в обучении, планирование профессиональной переподготовки, повышении квалификации работников. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
ѕ ведение информационной базы данных о кадровом составе.
ѕ ведение
единого учета работников Учреждения,
нуждающихся в улучшении
ѕ подготовка установленной статистической отчетности по кадровым вопросам.
ѕ обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
ѕ рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
ѕ консультирование работников по трудовому законодательству.
Функции отдела труда и заработной платы:
ѕ расчет потребности в трудовых ресурсах
ѕ проведение коллективных переговоров
ѕ нормирование трудоемкости операций
Основные функции социально - бытового отдела:
ѕ подготовка
и заключение договоров, регистрация
и рассылка документов по вопросам
обеспечения работников медицинским
и санаторно-курортным
ѕ подготовка и заключение договоров, регистрация и рассылка документов по вопросам обеспечения лиц, гостиничными услугами, а так же размещение приглашенных лиц для проведения различных конференций и совещаний.
ѕ прием, регистрация, учет, хранение документов, связанных с постановкой на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подготовка и заключение договоров по объектам социально- бытового значения.
ѕ организация транспортного обслуживания работников в пределах своей компетенции.
ѕ контроль за обеспечением работников общественным питанием и другими социально-бытовыми услугами.
ѕ обеспечение бронирования железнодорожных билетов для сотрудников, выезжающих в служебные командировки.
ѕ обслуживание
в пределах своей компетенции
совместно с другими
ѕ проведение
совместно с Профсоюзным
ѕ повышение квалификации сотрудников по вопросам, относящимся к их компетенции.
Не
менее важно достижение социальной
службой взаимодействия и координации
своей деятельности с отраслевыми
и региональными структурами
управления социальной сферой, которые
представляют органы государственной
власти и местного самоуправления.
Они в определенных условиях, особенно
при обострении социальной напряженности
в стране или регионе, присоединяются
к постоянным участникам социального
партнерства, чтобы на уровне многостороннего
сотрудничества объединить усилия в
улаживании разногласий по вопросам
заработной платы, доходов, социального
минимума, защиты прав и свобод работающих
граждан, предупредить посредством
взаимопонимания на переговорах
возникновение социально-
Очевидно, что социальное партнерство как действенный механизм регулирования отношений на всех уровнях получит дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.
2.3 Исследование проблем системы социальной политики предприятия
Слабые стороны кадровой работы также имеют место:
- недостаточно
решены вопросы организации
- не
достигнут необходимый уровень
корпоративной культуры
За
последнее десятилетие ОАО «
Нехватка квалифицированных специалистов в ОАО определила необходимость разработки кадровой стратегии. Целью кадровой стратегии должно стать сохранение уникального кадрового потенциала (в первую очередь, «ядра»-высококвалифицированных рабочих и специалистов).