Социальная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить содержание и механизм управления социальным развитием предприятия.
Сформулированная цель предопределила следующие задачи исследования:
- изучить теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях,
- исследовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- совершенствовать социальную политику ОАО «Орбита»,
- разработать концепцию социальной политики предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы социальной политики предприятия в рыночных условиях
1.1 Сущность социальной политики и ее роль в управлении предприятием
1.2 Принципы и методы социальной политики предприятия
1.3 Зарубежный опыт социальной политики предприятия
2 Исследование социальной политики ОАО «Орбита»
2.1 Анализ организационно - функционального механизма социальной политики на предприятии
2.2 Анализ социальной политики предприятия
2.3 Исследование проблем системы управления социальным развитием предприятия
3 Совершенствование социальной политики ОАО «Орбита»
3.1 Оценка эффективности социальной политики предприятия
3.2 Разработка концепции социального развития предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

- Отчисление  в пенсионный фонд;

- Льготное  кредитование (выделение льготных  кредитов на строительство жилья,  приобретение товаров длительного  пользования).

Еще одним  инструментом стимулирования труда  работников ОАО «Орбита» является система выдачи заработной платы по банковским картам. В июле 2001 года предприятие заключило договор с коммерческим банком «Возрождение» на выдачу зарплаты работникам через банкомат. Данное новшество выгодно для работников тем, что в любое время и в любой день они могут снять заработанные деньги, которые находятся на их счете. Кроме того, деньги можно получить не только в заводской проходной, но и в городе, где непосредственно располагается «КС-банк»

Моральное поощрение. Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщаемой», человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу. Поэтому в ОАО «Орбита» большое внимание уделяется и моральному поощрению работников. Так динамика сумм по данному виду поощрения из года в год составляет: 2005 г. - 134056руб.; 2006 г. - 140255руб.; 2007 г. - 83057руб.; 2008 г. - 97054руб.; 2009 г. - 131110руб.;

Используется  достаточно широкий спектр средств  нематериального стимулирования: Доска  почета, выпуск специальных значков  для ветеранов труда, вручение почетных грамот, чествование лучших работников, публикации в корпоративном издании. Работников выдвигают на присвоение звания «лучших рабочий по профессии».

Поощрения в связи с профессиональными  праздниками и юбилейными датами структурных подразделений ОАО  «Орбита» (25-, 50-, 70-летие со дня ввода  подразделения в эксплуатацию), а  также с юбилейными датами работников (для мужчин - 50 и 60 лет, для женщин - 50 и 55 лет) подкрепляются материально. Это может быть ценный подарок  либо денежная премия в размере до четырех минимальных тарифных ставок в зависимости от стажа работы в ОАО «Орбита».

Социальные программы. Для того чтобы проводить работу по оздоровлению работников и их семей, предприятие содержит на своем балансе заводскую поликлинику, загородный спортивно-оздоровительный комплекс «Орбита», базу отдыха «Инерка». Всем занятым в основном производстве осуществляются выплаты на питание. На работу и с работы работники доставляются заводским транспортом.

Подготовка  и переподготовка кадров, поощрение  их карьерного роста. Руководство ОАО  «Орбита» осознает значимость такого мотивационного фактора, как поощрение  профессионального роста и должностного продвижения работников. Персонал рассматривается  в качестве ключевого фактора, определяющего  эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в  распоряжении предприятия. Администрацией завода утверждены два стандарта: система  качества, подготовка кадров (СТПСК - 18.01.2000); система качества, обучение рабочих (СТПСК - 18.02.2001). Принятые стандарты  устанавливают порядок обучения своего персонала.

Организация подготовки работников основывается на следующем:

· принцип  общности - обучение охватывает все  уровни персонала - от высшего руководства  до рабочего;

· принцип  обязательности - обучение и повышение  квалификации являются служебной обязанностью каждого работника;

· принцип  непрерывности - обучение и повышение  квалификации - планомерный и непрерывный  процесс, направленный на профессиональный рост работников, который ведется  в течение всей трудовой деятельности.

Поскольку процесс обновления кадров проходит медленно и многие специалисты, управленцы среднего звена, начальники цехов перерастают  свой служебный уровень, неизбежно  теряя мотивацию к труду, принята  программа ротации кадров. Она  обеспечивает формирование внутреннего  кадрового резерва. Важная роль отводится  молодым кадрам. Персонал завода пополнился выпускниками вузов Мордовии: по результатам  тестирования около 30 претендентов принято  стажерами в различные подразделения  завода.

Дополнительные  формы поощрения за достижения в  труде. В соответствии с разработанным  в ОАО «Орбита» положениям всем работникам ежегодно выплачивается вознаграждение за выслугу лет и по итогам работы за год.

В ОАО  «Орбита» разработано специальное положение о мотивации труда работников за разработку, внедрение, выпуск новой продукции и внедрение работ согласно плану организационно-технических мероприятий (ОТМ). Положение включает следующие пункты.

1. За  увеличение объема выпуска и  реализации новой продукции 1-го  года выпуска за счет разработки  и внедрения в серийное производство  новых изделий.

2. За  технические решения, предусматривающие  изменение конструкции и технологии  изготовления изделий, методик  измерения параметров ИЭТ, изменение  состава материалов и сокращения  их расхода, механизацию и автоматизацию  производственных процессов, совершенствование  организации труда и производства.

3. Другие  виды поощрений.

Таким образом, в ОАО «Орбита» существуют следующие виды заработной платы: сдельно-премиальная, косвенно-сдельно-премиальная, повременно-премиальная, аккордная, окладная. Причём, в результате анализа было выяснено, что для  работников пятого разряда тариф  повременной оплаты труда ниже тарифа сдельной оплаты на 10%. Следовательно, для того, чтобы зарплата повременщика и сдельщика была на одном уровне, нужно увеличить часовую ставку повременщика.

2.2 Анализ социальной политики  предприятия

В ОАО  «Орбита» система мотивации труда  представлена совокупностью следующих  блоков: материальное стимулирование (зарплата, бонусы, участие в прибыли  и др.), моральное поощрение (доска  почёта, выпуск специальных значков  для ветеранов труда и проч.), социальные программы, поощрение путем  продвижения по службе, дополнительные формы поощрения за достижения в  труде.

К задачам  социальной службы ОАО «Орбита» (рисунок 2.1) относится разработка и реализация мероприятии, обеспечивающих социальное партнерство -- взаимно заинтересованное сотрудничество работодателей и наемных работников в решении социальных проблем. Партнеров представляют, с одной стороны, предприниматели и их ассоциации, а с другой -- трудовые коллективы и профсоюзные ОАО «Орбита». Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторонней основе, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений.

Рисунок 2.1 - Система органов социальной политики ОАО «Орбита»

Функции отдела охраны труда и окружающей среды включает в себя:

– оснащенность организации современной техникой, степень механизации и автоматизации  работ, применение эффективных технологий и материалов;

– организация  труда с учетом внедрения современных  научно-технических достижений в  производство, поддержки автономности рабочих групп, укрепления трудовой, производственной и технологической  дисциплины, усиления самостоятельности, предприимчивости, личной и групповой  ответственности работников;

– сокращение тяжелых и вредных для здоровья работ, выдача при необходимости  специальной одежды и других средств  индивидуальной защиты;

– соблюдение санитарно-гигиенических норм, в  том числе по состоянию производственных помещений и оборудования, чистоте  воздуха, освещенности рабочих мест, уровню шума и вибрации;

– наличие (и удобства) бытовых помещений (раздевалок, душевых), медпункта, буфетов, туалетов и т.п.

Социальную  защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию  и соблюдению других социальных гарантий, установленных действующим законодательством, коллективным договором, трудовыми  соглашениями и иными правовыми  актами.

В структуре  социально-психологического климата  коллектива взаимодействуют три  основных компонента: психологическая  совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Эти составляющие касаются тонких струн  человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и  сплоченности с другими. Выражая  отношение работников к совместному  делу и друг другу, социально-психологическая  атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее  действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют  работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм  или апатию, заинтересованность в  деле или безразличие.

Функции отдел кадров ОАО «Орбита»:

ѕ формирование кадрового состава.

ѕ подготовка проектов актов (и их регистрация  после издания), связанных с поступлением, увольнением, переводом сотрудников, заключение трудовых договоров, направлением в служебные командировки, оформлением  должностных инструкций.

ѕ обеспечение  должностного роста работников.

ѕ подготовка и ведение штатного расписания.

ѕ оформление отпусков, больничных листов, командировочных  удостоверений.

ѕ учет использования рабочего времени.

ѕ подготовка и оформление документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе  государственного пенсионного страхования.

ѕ формирование кадрового резерва, организация  работы с кадровым резервом и его  эффективное использование.

ѕ оформление и учет наградных материалов.

ѕ оформление и выдача служебных удостоверений.

ѕ ведение  и хранение личных дел, трудовых книжек работников, личных карточек формы  Т-2, своевременность и правильность внесения в них изменений.

ѕ изучение потребности в обучении, планирование профессиональной переподготовки, повышении  квалификации работников. Взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров.

ѕ ведение  информационной базы данных о кадровом составе.

ѕ ведение  единого учета работников Учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также проведение мероприятий  по обеспечению работников и членов их семей путевками в лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные, детские подведомственные учреждения.

ѕ подготовка установленной статистической отчетности по кадровым вопросам.

ѕ обеспечение  соблюдения правил внутреннего трудового  распорядка.

ѕ рассмотрение обращений, заявлений и жалоб  физических и юридических лиц, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

ѕ консультирование работников по трудовому законодательству.

Функции отдела труда и заработной платы:

ѕ расчет потребности в трудовых ресурсах

ѕ проведение коллективных переговоров

ѕ нормирование трудоемкости операций

Основные  функции социально - бытового отдела:

ѕ подготовка и заключение договоров, регистрация  и рассылка документов по вопросам обеспечения работников медицинским  и санаторно-курортным обслуживанием.

ѕ подготовка и заключение договоров, регистрация  и рассылка документов по вопросам обеспечения лиц, гостиничными услугами, а так же размещение приглашенных лиц для проведения различных  конференций и совещаний.

ѕ прием, регистрация, учет, хранение документов, связанных с постановкой на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении  жилищных условий, подготовка и заключение договоров по объектам социально- бытового значения.

ѕ организация  транспортного обслуживания работников в пределах своей компетенции.

ѕ контроль за обеспечением работников общественным питанием и другими социально-бытовыми услугами.

ѕ обеспечение  бронирования железнодорожных билетов  для сотрудников, выезжающих в служебные  командировки.

ѕ обслуживание в пределах своей компетенции  совместно с другими подразделениями  проводимых производственных, общественных и др. мероприятий.

ѕ проведение совместно с Профсоюзным комитетом  Министерства, единой социальной политики, направленной на защиту интересов и  гарантий в пределах своей компетенции.

ѕ повышение  квалификации сотрудников по вопросам, относящимся к их компетенции.

Не  менее важно достижение социальной службой взаимодействия и координации  своей деятельности с отраслевыми  и региональными структурами  управления социальной сферой, которые  представляют органы государственной  власти и местного самоуправления. Они в определенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности  в стране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социального  партнерства, чтобы на уровне многостороннего  сотрудничества объединить усилия в  улаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социального  минимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредством  взаимопонимания на переговорах  возникновение социально-трудовых конфликтов и доведение их до крайней  точки -- забастовок.

Очевидно, что социальное партнерство как  действенный механизм регулирования  отношений на всех уровнях получит  дальнейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах добровольности, равноправия  и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования  его форм.

2.3 Исследование проблем системы социальной политики предприятия

Слабые  стороны кадровой работы также имеют  место:

- недостаточно  решены вопросы организации труда,  в части рационального использования  рабочего времени; не достаточно  организовано сотрудничество с  высшими учебными заведениями;

- не  достигнут необходимый уровень  корпоративной культуры персонала,  лояльности и толерантности.

За  последнее десятилетие ОАО «Орбита» пережило кризис. Сокращение мощностей  производства, ухудшение условий  труда, задержки выплаты заработной платы привели к резкому сокращению штата работающих и оттоку высококвалифицированных  специалистов в сферы деятельности, не требующие высокой квалификации (прежде всего в торговлю).

Нехватка  квалифицированных специалистов в  ОАО определила необходимость разработки кадровой стратегии. Целью кадровой стратегии должно стать сохранение уникального кадрового потенциала (в первую очередь, «ядра»-высококвалифицированных рабочих и специалистов).

Информация о работе Социальная политика предприятия