Социальная сущность управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Управление является неотъемлемым атрибутом общественной деятельности, а значит, системы и механизмы управления являются составной частью систем и механизмов социальной деятельности.
Социальная деятельность включает в себя совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социологическая общность. Цель социальной деятельности – поддержка в группе или общности своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими общностями и природой.

Файлы: 1 файл

Социальная сущность управленческой деятельности.docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

Социальная сущность управленческой деятельности

 

Управление является неотъемлемым атрибутом общественной деятельности, а значит, системы и механизмы  управления являются составной частью систем и механизмов социальной деятельности.

 

Социальная деятельность включает в себя совокупность изменений  и преобразований, которые осуществляет социологическая общность. Цель социальной деятельности – поддержка в группе или общности своей целостности  и устойчивости при взаимодействии с другими общностями и природой. С доп-ть образ. те изменения, которые имеют направленный (управленческий) характер. Необходимость осуществления управленческой деятельности обусловлена общественным разделением труда: как совместный труд людей составляет основу любого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества. Управление выступает как разновидность общественного необходимого труда.

 

Когда люди начинают совместно  трудиться над созданием единичного или общественного продукта, появляется необходимость в координации, субординации согласования деятельности человека для  достижения поставленной цели. В ходе этого процесса формируется и  обретает статус социального института  особый вид человеческой деятельности – управленческая деятельность.

 

Управленческая деятельность представляет собой явление, которое:

 

1. Объективно обусловлено  вызванными жизненными закономерностями  и взаимосвязями функционирования  общества.

 

2. Непременный атрибут  любой коллективной деятельности.

 

3. Находится во взаимосвязи  с общественными отношениями:  пронизывает все их виды, координирует  и интерпретирует их в рамках  целостности общественной системы,  вскрывает и разрешает противоречия  между ними и внутри них.

 

4. Организовано и развивается  по внутренним, присущим ему закономерностям  и формулам.

 

5. Предполагает динамическую  эффективную реализацию при умелом  разумном использовании его силы  и возможностей.

 

6. По своей природе всецело  зависит от сознания, энергии,  организованности людей и всего  общества.

 

Управленческая деятельность включает в себя также такие существенные признаки, как:

 

1. Упорядочивающее воздействие;

 

2. Формы регулирования  и саморегулирования;

 

3. Целенаправленность и  инертный объект.

 

Управление как атрибут  общественной жизни выражается в  свою очередь в следующих наиболее существенных признаках:

 

1. Социология управления  есть только там, где проявляется  совместная деятельность людей.

 

2. Социология управления  своим главным назначением имеет  упорядочивающее действие на участником совместной деятельности, придающее взаимодействию людей характер организованности.

 

3. Социология управления  имеет в качестве главного  объекта воздействия поведение  участников совместной деятельности.

 

Управлять возможно поведением людей!

 

Ими самими управлять невозможно!

 

4. Социология управления, выступая в роли регулятора  поведения людей, достигает этой  цели в рамках общественных  связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают управленческие отношения между субъектом и объектом в связи с практической реализацией управления.

 

5. Социология управления  базируется на определенной соподчиненности  вам людей, так как их отношения  имеют сознательно левое опосред. Отсюда властность социологии управления означает, что субъекты управления формируют и реализуют “господню волю”, а объект подчиняется ей. Так выражается гласно-волевой момент социологии управления.

 

Социология управления нуждается  в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность управленческой деятельности и особенности готовности руководителя к осуществлению управленческих функций

Управленческая деятельность в теории управления понимается как  вид трудовой деятельности, обособившийся  в процессе специализации управленческого  труда. Управленческий труд рассматривается  как разновидность профессионального  умственного труда, направленного  на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые ассоциации.

Современные исследователи  определяют управление как: специализированную деятельность, направленную на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной деятельности и достижение целей (А.В. Тихонов [62]); деятельность по согласованию сложных иерархических  отношений между управляющим  и управляемыми (В.Ю. Конаржевский [26]); адекватное взаимодействие руководителей образовательного учреждения и других участников образовательного процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач (Т.И. Шамова [69]).

Актуальным и интересным является подход к управлению, как  предмету труда руководителя, представленный В.В.Сериковым [57], который предлагает рассматривать управление как функцию сложных систем, проявляющуюся в ориентированной деятельности, поиске и переработке информации, принятии управленческих решений, в самоорганизации, с непрерывным изысканием ресурсов для собственного развития внутри себя и вовне. Основное назначение управления с данной позиции заключается в достижении наибольшей эффективности этой системы, т.е. в обеспечении того, чтобы эта система сохранялась, адаптировалась и развивалась.

Вопрос о составе и  структуре управленческой деятельности не раз рассматривался в работах  как западных (М. Альберт, М. Х. Мескон, Ф. Хедоури, Б. Швальбе и др.), так и отечественных (В.Г. Афанасьев, А.И. Китов, Ю.А. Конаржевский, Б.Ф. Ломов, Н. С. Сунцов, В.А. Якунин и др.) специалистов [13]. В 60-70-е г.г. ХХ в. цель была впервые обозначена в качестве системообразующего элемента управления и определялась как осуществление воздействия руководителей на подчиненных для координации их деятельности в процессе достижения наилучших результатов производства. В современных условиях считают, что цель управления заключается в согласованности отношений и действий участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение результатов деятельности.

Как указывает В. Ю. Кричевский [44], понимание предмета управления как сложного иерархического отношения  между субъектами управления, с одной  стороны, снимает некую безликость с управления, а с другой –  управленческая деятельность превращается в манипулирование людьми. Таким  образом, именно предмет управления позволяет построить следующий  алгоритм управленческой деятельности: «человек – отношения – человек».

Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит  комплексу вопросов, связанных с  содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью  руководителя. Подобно тому, как  руководитель играет центральную и  наиболее важную роль в любой организационной  системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой  теории управления. От правильного, полного  понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного  общего представления о «науке управления».

Управленческая деятельность очень специфична по своему предмету. Она, по определению, предполагает воздействие  на других людей в целях организации  их совместной деятельности. Поэтому  ее предметом выступают специфические  объекты, каковыми являются люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Они, естественно, характеризуются качественно  иным уровнем сложности, нежели во многих иных видах деятельности, например исполнительских, имеющих дело с  «неодушевленными» объектами. В  связи с этим необходимо отметить интересную особенность управленческой деятельности. В ней субъект и  объект труда являются не только идентичными  по сложности своей организации, но и тождественными по своим основным, т.е. психологическим, особенностям. Кроме  того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические  отношения. Последние составляют важный фактор управления и также входят в предмет деятельности руководителя, придавая ему дополнительную специфику. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей.

Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как  основное — атрибутивное для управленческой деятельности.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща  любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может  быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций  является еще одной из основных ее характеристик.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной  системы. Последняя принадлежит к особому типу систем — социотехническим. Они качественно разнородны по составу своих компонентов и включают, как минимум, две основные разновидности — «технологическую» и «человеческую», ее составляющие. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта — связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных взаимодействий. Первый аспект обозначается понятием инструментального контура управления, а второй — понятием экспрессивного контура. Эта контуры далеко не всегда гармонично сочетаются между собой и к тому же требуют от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности [38].

Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу  ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен. Руководитель по определению  одновременно является членом организации (группы) и стоит как бы вне  ее — над ней — в силу своего иерархически высшего положения. Это  порождает множество трудностей практического характера. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в  большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Но одновременно и сохранение иерархического начала («соблюдения дистанции») также является действенным средством обеспечения  эффективности деятельности организаций. Следовательно, еще одним признаком  управленческой деятельности является сочетание двух основных принципов  ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость  их оптимального согласования [22].

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по ее типичным условиям. Они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых экстремальных — стрессовых ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто — и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др. [41].

Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным  статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя»  и состоят в следующем:

- руководитель организации  — это единственный человек  в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия,  являясь его членом, одновременно  входит в состав органа управления  более высшего порядка (скажем, в совет директоров);

- руководитель организации  — это единственный человек  в ней, на которого возложена  ответственность за ее функционирование 6 целом, а не за работу какой-либо  ее части;

- пост руководителя предоставляет  ему гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом [34].

В психологии труда, спорта, социальной, инженерной, педагогической психологии имеются значительные материалы, характеризующие психологическую  готовность человека к выполнению определенного  вида деятельности. Особое место в  них занимают исследования психологической  готовности личности к управленческой деятельности. В этих работах мы встречаем различные авторские  позиции в определении сущности, содержания и структуры психологической  готовности [64].

Анализ существующих подходов показывает, что чаще всего готовность к управленческой деятельности исследуется  как определенное состояние сознания, психики, функциональных систем в ситуации ответственных действий или подготовки к ним.

В соответствии с современные  технологиями управления персоналом, в частности коучингом, прежде чем осуществлять управление и переходить на группоцентрированный уровень, руководитель должен достичь достаточно высокого уровня личностного развития (личностной эффективности), социально-психологической готовности (необходимых компетенций). Это позволит ему оптимизировать процесс достижения целей организации.

Информация о работе Социальная сущность управленческой деятельности