Социальная сущность управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Управление является неотъемлемым атрибутом общественной деятельности, а значит, системы и механизмы управления являются составной частью систем и механизмов социальной деятельности.
Социальная деятельность включает в себя совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социологическая общность. Цель социальной деятельности – поддержка в группе или общности своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими общностями и природой.

Файлы: 1 файл

Социальная сущность управленческой деятельности.docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

Основные социально-психологические  аспекты управления представлены в  модели четырехквадратного мышления К. Уилбера [45]. Данная модель позволяет по-новому взглянуть на организацию деятельности и анализ необходимых условий для ее реализации, а также оценить степень готовности субъекта к деятельности. Основные социально- психологические аспекты управления процессом заключаются в постановке цели, определении необходимых ресурсов (средств) для реализации намеченной цели, создании отношений, способствующих сохранению приверженности поставленной цели (приверженность своим ценностям и убеждениям, исходя из которых формировалась цель), и, наконец, анализ результата как обратной связи [61].

Основываясь на социально-психологических  аспектах управления в своем исследовании мы понимаем готовность руководителя к управленческой деятельности как  наличие обоснованных, реальных целей, отсутствие затруднений, достаточная  свобода в выборе средств для их осуществления и адекватное оценивание результатов своей деятельности.

Нами были выделено 3 уровня готовности руководителей к управленческой деятельности:

Высокий уровень – руководитель ставит реальные цели, настроен на достижение, достаточно свободен в выборе средств, как правило, трезво оценивает результаты своей деятельности.

Средний уровень - в целом  руководитель ставит реальные цели, подбирает  оптимальные средства для их достижения, достаточно адекватно оценивает  результат своей деятельности, но время от времени испытает затруднения  в одном из компонентов готовности.

Низкий уровень - цели, ставящиеся руководителем, не всегда обоснованы, неустойчивы, периодически возникают  трудности в выборе средств их достижения, и проявляется склонность переоценивать или недооценивать  результаты своей деятельности.

Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ  именуются функциями управления. Уровень готовности руководителя к  управленческой деятельности будет  определять набор и качество выполняемых  руководителем управленческих функций  и, соответственно, эффективность и результативность его деятельности.

Общие или универсальные  функции присущи управлению любой  сферой и любой деятельностью. К  таким функциям относят планирование, организацию, координирование, стимулирование и контроль.

Функция планирования заключается  в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. Предпосылкой планирования является прогнозирование  – выявление и предвидение  объективных (реальных) тенденций, состояний  развития организации в будущем.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более  эффективно на нее реагировать. Поэтому  следует помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой  планирование может помочь организации  лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды [71].

Функция организации. Обратимся  к рассмотрению основной управленческой функции - функции организации. Прежде всего отметим, что сущность функции организации состоит в создании и поддержании в организации системы ролей, которая, в свою очередь, обусловлена разделением труда и необходимостью в кооперации усилий.

Как зарубежные, так и отечественные  исследователи рассмотрению данной функции уделяли большое внимание. Как следствие мы имеем достаточно четко сформулированные принципы и  правила построения организационных  структур.

Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации  заключается, прежде всего, в объединении  элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная  и устойчивая система [44].

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надёжной, экономичной  и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации  обычно следующая:

Определение целей, задач  и особенностей совместной деятельности членов организации;

Выявление потребности в  ресурсах для осуществления целей  и обеспечение бесперебойного снабжения  этими ресурсами;

Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности  и контрольных сроков их выполнения;

Выбор способов осуществления  необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

Установление между членами  организации необходимых организационных  отношений (соподчинённости, координации  и др.);

Создание соответствующей  мотивации у членов организации  в достижении стоящих целей.

Таким образом, организация - это вторая функция управления. Из всего множества значений термина "организация" в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

1) организация - это структура  системы в виде взаимоотношений,  прав, ролей, видов деятельности  и других факторов, которые имеют  место, когда люди объединены  совместным трудом;

2) организация - это процесс,  посредством которого создается  и сохраняется структура организации.

После осуществления функции  организации могут возникнуть некоторые  несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма  достижения целей. В этих случаях  появляется необходимость, во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными и, во-вторых, устранить отклонения от заданного  организацией режима функционирования системы. Такая «тонкая настройка» системы получила название функции  координирования и регулирования  совместной деятельности [21].

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование  стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении  этой функции должен придерживаться ряда принципов:

Зависимость величины стимула  от конкретного вклада подчинённого в общее дело;

Связь стимулов с целями деятельности организации;

Разумное сочетание моральных  и материальных стимулов;

Сочетание стимулирования с  мерами наказания и принуждения.

В числе основных функций  управления важная роль принадлежит  функции контроля, учёта и анализа  деятельности. Содержание этой функции  включает комплексное изучение деятельности и предполагает:

наблюдение за ходом, динамикой  и закономерностями развития процессов  в управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных;

сравнение её параметров с  заданной программой функционирования;

количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

выявление причин сложившегося состояния;

определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности  системы [22].

Как правило, объём всех вышеперечисленных  функций превышает объём реально  выполняемых, в которых наблюдается  определённая избирательность, предпочтение одних функций пред другими. Таким  образом, у каждого руководителя, в зависимости от личностных характеристик  и специфики предприятия, определяется свой стиль деятельности [34].

Уровень готовности руководителя к управленческой деятельности будет  определять набор и качество выполняемых  руководителем управленческих функций  и, соответственно, эффективность, и  результативность его деятельности.

Основное свойство больших  систем, к которым относится коммерческая организация – наличие цели функционирования. Цель - это образ прогнозируемого  результата деятельности. Поэтому выработка  цели – первый и важнейший этап деятельности руководителя. Максимальное сосредоточение на цели есть важнейшее  качество людей, добивающихся результатов. Имея ясные цели, подкрепленные детально разработанным планом действий, руководитель обеспечивает такую ситуацию, при  которой все происходящие перемены в жизни организации совершаются  к лучшему, способствую ее развитию.

Но для успешной реализации управленческих функций мало поставить  цель, надо ещё разработать средства по её достижению. Средства могут быть разнообразны, но необходимо из данного  количества выбрать наиболее рациональные, которые смогут быстро и экономично привести к поставленной цели. Выбор  целесообразных средств обеспечивает эффективность деятельности по достижению целей управления.

Интопретация полученных результатов в формате обратной связи обеспечивает руководителю необходимую коррекцию процесса и простановку целей [16].

Таким образом, для успешной реализации управленческих функций  руководителю необходимо наличие обоснованных, реальных целей, достаточная свобода  в выборе средств для их осуществления и оценивание результатов своей деятельности в форме обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной  системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной  проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности  выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем. 1.

 

Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми  аспектами функционирования организации. Таким обра зом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные послед ствия такого широкого фронта изучения психологии управлен ческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по дру гим разделам теории управления. 2.

 

Управленческая деятельность исследовалась в целом комплексе  дисциплин, при этом доминировали ее внепсихоло- гические аспекты: организационный, социологический, эконо мический и др. 3.

 

Наиболее затруднительно психологическое изучение управленческой деятельности в научном плане, так  как здесь предметом исследования является такая неопределенная сфе ра, как психическая реальность. Поэтому больше изучены внешние проявления управленческой деятельности, чем ее внутреннее содержание. Основной принцип познания этой дея тельности — требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания.

 

Деятельность как понятие  имеет статус общенаучной категории. Изучается она во многих науках; в общем виде она опре-

 

16

 

деляется как индивидуальная форма общественных отношений, характеризуя способ включения личности в структуру общественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, получаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. В комплексном изучении деятельности ключевую роль играет психология.

 

Деятельность — это  форма активного отношения суъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и направленного на достижение сознательно поставленных целей.

 

Предметом психологического изучения деятельности являются психологические  компоненты, регулирующие и направляющие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется  эта активность. Основные психологические  свойства деятельности: активность, осознанность, целенаправленность, предметность, системность  ее строения. Мотив — основа деятельности.

Деятельность имеет внешнюю  и внутреннюю характеристики. Внешняя  характеристика — это понятия  субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание  вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия  труда — система психологических, социальных и санитарно-гигиенических  характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.

 

Основные компоненты структуры  деятельности: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решения, психические  процессы, механизмы контроля и коррекции  и др. Действие — основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и преднамеренную актив-

 

17

 

ность, направленную на достижение поставленной цели. Операции — это неосознанные, автоматизированные действия, являющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реализации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

 

Существует еще одна, фундаментальная  классификация, согласно которой все  виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь условно, но все же различия между ними значительны.

 

Психология деятельности включает в себя два основных раздела  — психологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно  лучше второй.

Информация о работе Социальная сущность управленческой деятельности