Социальная сущность управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Управление является неотъемлемым атрибутом общественной деятельности, а значит, системы и механизмы управления являются составной частью систем и механизмов социальной деятельности.
Социальная деятельность включает в себя совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социологическая общность. Цель социальной деятельности – поддержка в группе или общности своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими общностями и природой.

Файлы: 1 файл

Социальная сущность управленческой деятельности.docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется  не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно  исполнительских функций, тем выше ее эффективность.

 

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект  и объект труда являются идентичными  по сложности своей организации  и тождественными по основным, т.е. психологическим  особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологиче-

 

18

 

ские отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.

 

Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Ее суть — «деятельность по организации  деятельно-стей». В теории это свойство рассматривается как основное.

 

По содержанию управленческая деятельность — это реализация универсальных  функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и  др.).

 

Цель управленческой деятельности — обеспечение наилучшего функционирования организационной системы.

 

Условия управленческой деятельности подразделяются на

 

внешние и внутренние. Внешние  условия — это временные ограничения, информационная неопределенность, высокая  ответственность за конечные результаты, нехватка ресурсов, возникновение стрессовых ситуаций. Внутренние условия —  необходимость одновременного выполнения различных действий и решения  многих задач; противоречивость нормативных  предписаний; несформулированность оценочных критериев эффективности руководителя, а часто их отсутствие и др.

 

Организационный статус руководителя двойствен: он является одновременно членом организации и стоит над ней, как бы вне этой организации. Если руководитель является не только формальным начальником, но и реальным лидером, деятельность организации становится более эффективной. Сочетание иерархического и коллегиального принципов ее организации — это еще один признак управленческой деятельности.

 

В управленческой деятельности также выделяют черты, обусловленные  организационным статусом руководителя. Обозначаются они понятием «особенность поста руководителя» и состоят  в следующем:

 

1) руководитель — единственный  человек в организации, имеющий  двойную принадлежность. Например, директор предприятия является  его членом и одновременно  входит в совет директоров  — орган управления более высокого  порядка;

 

19

 

2) на руководителя возложена  ответственность за функцио нирование всей организации в целом, а не за работу какой-либо одной ее части; 3)

 

руководитель оказывает  значительно большее влияние  на организацию в целом, чем любой  из ее членов.

 

Совокупность признаков  и характеристик управленческой деятельности образуют определенный симптомокомплекс психологических особенностей, отличающих ее от других видов профессиональной деятельности. Проявляется он с разной степенью выраженности. Эти различия определяет иерархический статус руководителя — чем он выше, тем более выражены все отмеченные признаки и наоборот. Понятие управленческого континуума образуют, с одной стороны, низшие уровни управления небольшими группами, с другой — высшие уровни руководства предприятиями и фирмами. В нем выделяют три основные категории управленческих должностей: руководители низшего, среднего и высшего звена, содержание деятельности которых различается по степени выраженности ее основных признаков.

 

Руководители низшего  звена («младшие начальники») управляют  непосредственно работниками. Это  — мастера, заведующие отделами. Тип  руководителей среднего звена, контролирующих работу «младших начальников», наиболее многочислен и разнообразен. Его  разделяют на две подгруппы: верхний  и низший уровни среднего звена. Это  — декан в вузе, директор филиала  в фирме. Руководители высшего звена  возглавляют крупные организации  — производственные и государственные. Представители этого уровня накладывают  на облик организации в целом  отпечаток своей личности.

 

 

 

 

 

Сущность управления и  менеджмента

 

  Управление как особый  вид деятельности появилось много  тысяч лет назад с появлением  общественного разделения труда.  Но только в XVIII в. управление выделилось в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию отличается от производственной. Это было связано с появлением крупного машинного производства и зарождением капитализма.

  Термин «менеджмент»  пришел в Россию вместе с  изменением социально-экономической  системы, отразив необходимость  создания новой системы управления  хозяйствующими субъектами в  условиях рыночной экономики.  Управление в условиях рынка  получило название менеджмента.

  Слово «менеджмент» (англ. management) означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Однако между терминами менеджмент и управление существуют определенные различия в содержании.

  Управление является  более широким, обобщающим понятием  по отношению к понятию менеджмент. Управление как целенаправленная  деятельность человека включает  в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Например, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление». В технических системах употребляется термин «управление», например: управление автомобилем или управление турбиной на электростанции. Таким образом, можно выделить виды управления:

  • техническое (управление  естественными и технологическими  процессами);

  • государственное  (управление жизнью общества через  различные государственные институты  - правовую систему, различные  органы власти);

  • идеологическое (внедрение  в сознание членов общества  различных концепций и идеологий);

  • негосударственное  и неполитическое (например, движение  в защиту окружающей среды);

  • хозяйственное управление  производственной и экономической  деятельностью коммерческих и  некоммерческих организаций.

  Менеджмент предполагает  управление именно рыночной организацией, которая нацелена на получение  прибыли.

  Менеджмент - особый вид  деятельности человека, т.е. функция,  которая реализуется через выполнение  управленческих действий - функций  управления. Наряду с этими часто  используются подходы к определению  менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокупности  научных знаний и практического  опыта; как аппарата управления  и группы людей, управляющих  организацией.

  Итак, управление - это  более широкое понятие, используемое  как в социальных, так и в  технических системах.

  В социальных системах  управление возникает как обособленная  функция некоторых членов организации,  как особый, специфический вид  профессиональной деятельности  воздействия на людей с целью  достижения целей организации.

  Менеджмент можно определить  как вид управления социально-  экономическими хозяйствующими  системами (организациями, предприятиями,  фирмами, компаниями и т.п.) в  условиях рыночной системы.

  Выполнение основных  функций управления (менеджмента)  называется процессом управления. Таким образом, менеджмент и  управление в современной управленческой  литературе рассматриваются как  взаимозаменяемые понятия. Наиболее  часто используемые подходы к  определению менеджмента: вид  практической деятельности, процесс  управления, категория людей, занимающихся  управлением, аппарат управления, искусство управления.

  Любая деятельность  требует управления. Менеджмент - это  особый вид деятельности, специфический  характер которой связан с  выполнением управленческих действий - функций управления.

  Управление - это процесс.  Выполнение функций менеджмента  предполагает затраты времени  и ресурсов. Ограниченность ресурсов  требует эффективного их распределения  и использования с учетом взаимозависимости  и взаимосвязанности функций  управления, поэтому все проблемы  управления рассматриваются через  призму управленческих процессов,  т.е. последовательности действий  по преобразованию ресурсов в  результаты.

  Управление - это менеджеры.  Менеджмент нередко отождествляют  с людьми (менеджерами), профессионально  выполняющими управленческие функции.  Как субъекты управления менеджеры  играют в организации ряд ролей:

  • роль принимающего  решения: менеджеры несут ответственность  за такие области принятия  решений, как выбор стратегии  развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности  и т. п.;

  • информационная  роль: деятельность менеджера неразрывно  связана со сбором и анализом  информации для принятия управленческих  решений; современная ситуация  характеризуется недостатком информации  в условиях ее избытка, поэтому  способность менеджера использовать  современные информационные технологии, средства коммуникации, а также  четко формулировать и доводить  информацию до исполнителей являются  необходимым условием успеха;

  • межличностные роли: менеджер формирует отношения  внутри и вне организации; он  должен быть лидером, за идеями  которого люди захотят идти.

  В зависимости от  позиции менеджера в организации,  характер реализуемых функций  может быть различным, но каждый  менеджер при этом принимает  решения на основе собранной  информации и руководит организацией  выполнения принятого решения,  взаимодействуя с персоналом.

  Управление - это аппарат  управления. Аппаратный подход к  менеджменту фокусирует внимание  на структуре и связях между  звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности  работников, занимающих различные  позиции (должности) в аппарате.

  Менеджмент - это наука  управления. Научная дисциплина  «Менеджмент» представляет собой  совокупность знаний, аккумулирующих  разнообразный управленческий опыт  и знания, накопленные за сотни  и тысячи лет практики и  обобщения в виде подходов, принципов  и методов, раскрывающих и моделирующих  различные аспекты управленческой  деятельности.

 

 

 

 

 

Факторы успеха современного менеджера

Как научиться  «выживать» и быть успешным в нашем  постоянно ускоряющемся и предъявляющем  всё новые требования мире? Сегодня  в 21 веке, время несется все быстрее, и мы должны приспосабливаться  изменчивому окружающему миру. Теперь знания, умения и навыки менеджера являются опорной точкой для успеха в его работе и всего дела.

Актуальность  данной темы  заключается в том, менеджмент позволяет эффективно управлять и экономикой, и производством, и людьми,  но для завершения этого идеального образа не хватает одного штриха – умения добиваться успеха.  На смену и в помощь менеджерам "вчерашнего дня" приходят люди другой формации, более гибкие, более знающие, менее подверженные стереотипному мышлению.

Цель  данной работы – изучение основных факторов успеха и определение их роли в работе современного менеджера,  а также выделение основных элементов для повышения эффективности деятельности менеджера.

Как кто-то из мудрых заметил: «Не бывает бесталанных людей. Бывают люди не на своем месте». Данный постулат по содержанию дополняется другим – законом прямой зависимости успехов в работе человека от уровня развития его способностей.

Профессиональная  успешность и эффективность руководителя определяется такими составляющими: уровень лидерской компетенции, уровень управленческой компетенции, индивидуальные (личностно-психологические) особенности.

Лидерская компетенция — это знания и  навыки, которые позволяют руководителю управлять будущим, осуществлять перемены и вдохновлять сотрудников. Лидер  обладает воображением, умеет увидеть  и передать другим четкий, яркий, эмоционально окрашенный образ желаемого будущего организации. Он умеет определить глобальные цели и указать направление движения в будущее. Настоящий лидер готов к инновациям и стремится к ним. Инициирование и внедрение перемен требуют от него высокой креативности, способности отказаться от привычного, шаблонного типа мышления, а также смелости и воли.  Кроме того, лидеру необходимо умение вдохновлять людей; обладать способностью пробуждать у персонала желание участвовать в изменениях, заражать их верой в возможность достижения целей, в совершение изменений; умеет вселить в людей уверенность в позитивности происходящих процессов, иметь ясную систему ценностей и действует в соответствии с ней.

Управленческая  компетенция - это знания и навыки, которые позволяют руководителю успешно и эффективно осуществлять влияние на уровне управления системой, процессами и персоналом для достижения целей организации. Вся деятельность на уровне управления направлена на достижение стабильности системы за счет структурирования и регламентирования процессов  и взаимоотношений как внутри системы, так и за ее пределами.

Значительное  влияние на эффективность руководителя оказывают его личностно-психологические  особенности. К ним можно отнести  его характер, темперамент, способности, самооценку, тип мышления, установки (как развивающие, так и ограничивающие) и ключевые ценности.

В основном эффективных управляющих объединяет их умение добиваться положительного результата во всем, за что бы они  ни брались. Манера решения задач  такими управленцами практически не зависит от места их работы и характера  деятельности.

Информация о работе Социальная сущность управленческой деятельности