Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа
Во второй половине XX века в демократичных массовых обществах наступает эпоха социального партнерства ключевых социальных сил — государства, капитала и труда. Ее развитие связано с реализацией социальной идеи сообщества интересов (community interest) — добровольного сотрудничества всех общественных групп во имя социального мира и порядка как основы прогресса и процветания общества. Социальное партнерство является новым рыночным механизмом человеческой консолидации, достижения общественного согласия в долгосрочной перспективе. Это обусловливает сложную проблематику достижения в условиях частной собственности, конкурентных отношений и социального неравенства консенсусных отношений государства, капитала и труда, социального партнерства предпринимателей, акционеров, работодателей, наемных работников. Ее разрешение наполняет социальное пространство отношениями взаимного спроса, взаимовыгодного его удовлетворения и сотрудничества.
Введение ……………………………………………………...…...………………3
Раздел 1. Теоретико-методические основы изучения социального партнерства…...………………………...…....…...………...…….....……….........5
1.1 Сущность социального партнерства как социального феномена…………..5
1.2 Функции и принципы социального партнерства………………...……........8
1.3 Мировой опыт социального партнерства………………………………......14
Раздел 2. Прикладные аспекты реализации социального партнерства………................................................................................................18
2.1 Социальное партнерство в трудовой сфере………………………………...18
2.2 Проблемы реализации принципов социального партнерства в трудовой сфере в Украине …..……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………28
Содержание
Введение ……………………………………………………...…...………
Раздел 1. Теоретико-методические
основы изучения социального партнерства…...………………………...…..
Раздел 2. Прикладные аспекты
реализации социального партнерства………................
2.1 Социальное партнерство
в трудовой сфере………………………………..
2.2 Проблемы реализации принципов социального партнерства в трудовой сфере в Украине …..……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………28
Введение
Во второй половине XX века в демократичных массовых обществах наступает эпоха социального партнерства ключевых социальных сил — государства, капитала и труда. Ее развитие связано с реализацией социальной идеи сообщества интересов (community interest) — добровольного сотрудничества всех общественных групп во имя социального мира и порядка как основы прогресса и процветания общества. Социальное партнерство является новым рыночным механизмом человеческой консолидации, достижения общественного согласия в долгосрочной перспективе. Это обусловливает сложную проблематику достижения в условиях частной собственности, конкурентных отношений и социального неравенства консенсусных отношений государства, капитала и труда, социального партнерства предпринимателей, акционеров, работодателей, наемных работников. Ее разрешение наполняет социальное пространство отношениями взаимного спроса, взаимовыгодного его удовлетворения и сотрудничества.
Решение проблемы социального партнерства связано с ответом на вопросы:
Отсутствие в обществе традиций социального партнерства с особой остротой ставит вопрос концептуально-теоретического осмысления условий и механизмов привлечения субъектов социальных действий к продуктивному социальному диалогу в рыночных отношениях, направленному на агрегирование групп интересов и добровольные (консенсусные) социальные согласительные решения.
Цель курсовой – исследовать теоретико-методологические подходы в изучении социального партнерства и проследить проблемы реализации принципов социального партнерства в Украине.
Объектом изучения данной курсовой был избран феномен социального партнерства.
Предмет исследования – феномен социального партнерства в сфере трудовых отношений.
В связи с этим были выведены следующие задачи:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
Содержание термина «социальное партнерство» в научной литературе определяется многозначно. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство как метод и механизм регулирования социально-трудовых отношений, разрешения противоречий между работниками и работодателями. Другие утверждают, что это один из наиболее распространенных видов корпоративизма и неокорпоративистских отношений представителей трех основных субъектов — бизнеса, профсоюзов и государства, классифицируя его по различным системам «трипартизма», «бипартизма», на микро- и мезо-уровнях по отдельным корпорациям, отраслям и регионам. Третьи характеризуют социальное партнерство между работниками, работодателями и властными структурами, как сложное социальное явление, многоплановый противоречивый общественный процесс.
Наиболее радикальные исследователи в рамках марксистского представления о неизбежности социальных конфликтов в производственной сфере утверждают, что интересы собственников-работодателей могут быть удовлетворены только за счет интересов работников.
В ряде экономических трудов понятие социального партнерства характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц на основе договора; или как форма сотрудничества фирм, компаний, подтвержденная соответствующим договором (протоколом) о корпоративном партнерстве. Вполне очевидная обоснованность данных суждений отражает стремление к поиску взаимоприемлемых подходов понимания предметной и категориальной основы социального партнерства.
Социальное партнерство — это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство — это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Социальное партнерство — это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития [15, с. 16].
Генеральное направление социального партнерства — это полноценное представительство функциональных групп интересов, создание единого социокультурного пространства и уход в общественных отношениях из сферы классовых конфликтов.
Идея социального партнерства дает духовную основу и жизненный стимул общественным отношениям, которые делают его преобразующей общество демократической силой.
Субъектами социального партнерства выступают: [8, с. 42]
а) представители государства — исполнительные органы власти;
б) представители капитала — предприниматели, акционеры, работодатели и их общественные объединения;
в) представители труда — наемные работники и их профессиональные многообразные объединения;
г) негосударственные некоммерческие организации, способствующие удовлетворению нематериальных потребностей граждан (групп населения), нуждающихся в социальной защите. Признание и уважение партнеров является предпосылкой их социальной общности.
В более широком смысле предметом социального партнерства являются отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом, образующих его групп, а также воспроизводство и развитие отдельной личности. В широком плане предмет социального партнерства включает в себя не только сферу труда, занятости, распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, подготовку и переподготовку кадров, социальное страхование и пенсионное обслуживание.
На общегосударственном и региональном уровнях в сфере занятости социальное партнерство включает в себя:
• определение потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах во всех секторах экономики;
• мониторинг и прогнозирование изменений в системе рабочих мест;
• изучение экономической, включая и предпринимательскую, активности населения;
• выявление состояния и перспектив использования кадров, степени удовлетворенности трудом, методов его стимулирования;
• исследование профессиональной мобильности кадров, как текущей, так и перспективной;
• определение состояния и перспектив безработицы, совершенствование социальной помощи безработным и т.д.
Социальное партнерство опирается на:
а) законодательные акты, выработанные с участием всех договаривающихся сторон;
б) социальные институты, посредством которых достигается общее согласие — трехсторонние согласительные комиссии, коллективные договора;
в) равную ответственность сторон, способных обеспечивать взятые договорные обязательства.
Социальное партнерство характеризуется следующими чертами: [8, с. 43]
1. Наличие у взаимодействующих сторон «групп интересов», которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели.
2. Отношения взаимодействующих сторон ориентируются на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию.
З. Цивилизованное решение спорных вопросов (конфликтов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касается.
4. Обязательность и равная ответственность сторон за исполнение добровольно принятых решений (соглашений, договоров и т.п.).
5. Полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию.
6. Наличие правовой базы для ведения переговоров и контроля над исполнением принятых соглашений, обязательств.
Перечисленные черты отражают взаимную заинтересованность участвующих сторон в создании социального партнерства (социальные группы, организации, государство), в формировании атмосферы взаимопонимания, согласия, сплоченности и стабильности. Они обеспечивают социальный порядок, устойчивое социально-экономическое развитие и цивилизованное решение жизненных общественных проблем во имя благосостояния и благополучия всех. Данное сотрудничество социальных сил может носить принудительный или добровольный характер. Последний формируется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. В этом заключена суть социального обмена как обязательного компонента социального партнерства.
Социальное партнерство как система взаимодействия заинтересованных субъектов развивается на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, целей и задач, обеспечивающих достижение социального согласия по поводу жизненно важных интересов.
Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов бизнеса и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, и косвенные функции (воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).
Основные принципы социального партнерства можно сгруппировать в несколько следующих блоков: [15, с. 21]
• демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
• гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
• социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
• конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;
• толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.
Принципы партнерства характеризуют его содержание; преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; согласование социально-экономической политики и политики доходов; согласование критериев и показателей социальной справедливости; установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; участие наемных работников в управлении производством.
Рассмотрим подробнее реализацию основных принципов партнерских отношений. И в первую очередь проанализируем правовой принцип и принцип законности в партнерских отношениях.
Взаимное признание законности основных жизненных интересов субъектов партнерства является основой их взаимодействия, установления определенных норм ответственности за разработку, принятия и выполнения заключенных договоров и соглашений.
Информация о работе Социальное партнерство как современный феномен