Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Аннотация………………………………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение ………...
1.1.Понятие социального партнерства…………………………………………………….
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства……………………………
Глава 2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства……….
2.1.Уровни социального партнерства…………………………………………......
2.2. Понятие форм социального партнерства………………………………….....
2.3. Основные направления совершенствования системы социального партнерства…………………………………………………………………………
Глава 3. Роль государства в механизме социального партнерства……………..
3.1. Государство и социальное партнерство…………………………………….
3.2. Роль государства в системе социального партнерства……………………..
Глава 4. Контент-анализ литературных источников…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………………..
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агенство по образованию
Костромской государственный технологический университет
Кафедра экономики и управления
по дисциплине «Менеджмент»
Тема: социальное партнерство
Руководитель: к.э.н., доцент каф.Э и У, Дудяшова В.П.
Аннотация
Общий объем работы составляет 42 страницы, в курсовой работе содержится 1 рисунок, а также 15 используемых литературных источников и 3 нормативных актов.
Ключевые слова: социальное партнерство, развитие социального партнерства, социальная защита, рынок труда, работодатель, профессиональная подготовка, профессиональный профиль, квалификационная характеристика, профком.
Содержание
Аннотация………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение ………...
1.1.Понятие социального партнерства…………………………………………………
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства……………………………
Глава 2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства……….
2.1.Уровни социального партнерства…………………………………………...
2.2. Понятие форм социального партнерства………………………………….....
Глава 3. Роль государства в механизме социального партнерства……………..
3.1. Государство и социальное партнерство…………………………………….
3.2. Роль государства в системе социального партнерства……………………..
Глава 4. Контент-анализ литературных источников…………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Введение
Теорией и практикой давно доказано,
что социально-трудовые отношения
в социально ориентированной
рыночной экономике являются важнейшими
для постоянного
В свою очередь, решение социально-
Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Важнейшим законодательным актом в области трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Хотелось бы обратить внимание, что
именно в ТК впервые было закреплено
понятие "социальное партнерство".
Это, несомненно, должно поднять значимость
социально-трудовой сферы, так как
процессы, происходящие в данной сфере,
формируют экономическую и
Мировая практика хозяйствования и
практика Международной организации
труда (МОТ) привела, наконец, к отказу
от радикальных способов решения
проблем, возникающих в социально-
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Глава 1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1.Понятие социального партнерства
Тема социального партнерства
для нашей страны относительно новая,
хотя некоторые практические шаги по
формированию соответствующих институтов
уже сделаны. Наиболее эффективным
способом разрешения споров и конфликтов
интересов, вытекающих из объективных
противоречий между работниками
и работодателями, является социальное
партнерство - путь конструктивного
сотрудничества на основе достигнутых
договоров и соглашений между
работодателями и профсоюзами. Этот
принцип положен в основу деятельности
Международной организации
Наиболее точным и полным является следующее определение понятия «социальное партнерство». Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.
Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального партнерства
- это реальное социально-экономическое
положение различных социально-
К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:
1. Со стороны работников:
• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
• полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
• многофункциональные общественные движения наемных работников рыночно-демократической ориентации (СТК, рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.
2. Со стороны работодателей:
• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
• общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
3. Со стороны государства:
• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях.
Вся система отечественного социального партнерства основана на взаимодействии людей, профессиональных и социальных групп, их объединений и органов государственной власти местного самоуправления.
Рисунок 1 – система социального партнерства.
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.
Процесс формирования системы социального партнерства в России осложнялся по двум причинам.
Во-первых, отсутствовал опыт использования этой категории в социалистической экономике и, соответственно, в трудовом законодательстве ввиду полного отрицания коммунистической идеологией необходимости ее применения в управлении.
Во-вторых, высокие темпы ломки
старой экономической парадигмы, ускоренные
темпы либерализации социально-
Прошло совсем немного времени,
и сегодня вряд ли найдется оппонент,
сомневающийся в значимости системы
социального партнерства как
наиболее эффективного способа достижения
социального мира, поддержания оптимального
баланса интересов
Мировая практика в системе социального партнерства особое место отводит государству.
С одной стороны, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно должно выступать в качестве посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны взять на себя функцию распространения наиболее эффективных и результативных форм социального партнерства.
Роль государственных органов
и органов самоуправления не должна
ограничиваться только убеждением работодателей
брать на себя реальные обязательства,
согласованные с собственностью
имущества, не ущемляющие интересы государства
и находящиеся в русле
Государство, беря на себя самую начальную
стадию разработки трудового законодательства,
формирует и в ТК закрепляет основные
принципы социального партнерства,
определяет характер и общую направленность
правового регулирования
В качестве принципов социального партнерства закрепляются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в
участии в договорных
- содействие государства в
- соблюдение сторонами и их
представителями законов и