Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Аннотация………………………………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение ………...
1.1.Понятие социального партнерства…………………………………………………….
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства……………………………
Глава 2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства……….
2.1.Уровни социального партнерства…………………………………………......
2.2. Понятие форм социального партнерства………………………………….....
2.3. Основные направления совершенствования системы социального партнерства…………………………………………………………………………
Глава 3. Роль государства в механизме социального партнерства……………..
3.1. Государство и социальное партнерство…………………………………….
3.2. Роль государства в системе социального партнерства……………………..
Глава 4. Контент-анализ литературных источников…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………………..
Первый признак - территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ), муниципальный (город, район и др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ[2] функционирует новый - федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР в федеральных округах. Сегодня во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.
Второй признак - отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются на всех территориальных уровнях. Кроме того, заключаются межотраслевые соглашения. На каждом территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. Поэтому ст. 26 ТК нуждается в уточнении.
В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город), территориально-отраслевой (отрасль района, города), уровень организации, межрегиональный, специальный (целевой). Все перечисленные уровни, кроме специального (целевого), определены в ст. 26 ТК РФ. Специальный (целевой) уровень - это уровень, на котором заключаются профессиональные соглашения. Его следует включить в ТК.
Территориальный уровень социального
партнерства - это часть территории
РФ, определенная в соответствии с
ее административно-
Система социального партнерства включает федеральный, федерально-окружной, региональный, территориальные уровни, а также уровень организации.
На федеральном, региональном и территориальных уровнях могут заключаться отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения, а в организациях - коллективные договоры.
2.2. Понятие форм социального партнерства
Упоминание о формах социального
партнерства содержится в ст. 27 ТК:
1) коллективные переговоры по подготовке
проектов коллективных договоров, соглашений
и их заключению; 2) взаимные консультации
(переговоры) по вопросам регулирования
трудовых отношений и иных, непосредственно
связанных с ними отношений, обеспечения
гарантий трудовых прав работников и
совершенствования трудового
До принятия ТК участие работников
и их представителей в управлении
организациями считалось одной
из форм социального партнерства
в соответствии с Концепцией становления
и развития социального партнерства
в РФ, утвержденной Российской трехсторонней
комиссией по регулированию социально-
В перечне форм ст. 27 ТК названо
участие представителей работников
и работодателей в досудебном
разрешении трудовых споров. Поскольку
коллективные трудовые споры в судах
не рассматриваются, здесь речь может
идти только об индивидуальных трудовых
спорах. Процедура формирования представительства
сторон социального партнерства
в досудебных органах разрешения
индивидуальных трудовых споров (как
и процедура их регулирования) закреплена
в ст. 382 - 388 ТК. Порядок регулирования
коллективных трудовых споров (исключая
этап забастовки) также основан на
началах социального
В Комментариях к ТК формы социального партнерства определяются как способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Данное определение представляется нам более приемлемым.
Анализ регионального
- обеспечение социально
- разработка, принятие и выполнение
совместных решений (закон
- выработка эффективных методов
регулирования социально-
- совместная работа сторон в
комиссиях и других органах
(Закон Ивановской области, ст.
4.1; в законе Ленинградской
- совместная подготовка и
- установление порядка
- содействие в реализации
Основными недостатками рассмотренных
вариантов являются декларативность
ряда положений, привязка к органам,
их реализующим. Вместе с тем формы,
предусмотренные
Формы социального партнерства - это
конкретные виды взаимодействия субъектов
социального партнерства в
Социальное партнерство
1) коллективных переговоров
2) взаимных консультаций
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей
5) иных формах, определенных настоящим
кодексом, законом субъекта РФ, коллективным
договором, соглашением или
2.3 Основные направления совершенствования системы социального партнерства
Общая стратегия развития социального
партнерства в социально-
1. Совершенствование
Эффективная реализация целей и
задач социального партнерства
возможна лишь при условии создания
на уровне городов, районов и организаций
области жизнестойкого
На первом этапе органы местного
самоуправления с помощью областных
объединений работодателей и
профсоюзов, используя имеющийся
опыт партнерских отношений, способствуют
формированию на своих территориях
полномочных представительных органов
работодателей и наемных
Следующим этапом является создание
трехсторонних комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений на основе
паритетности и равноправия сторон
и переход к разработке, принятию
и осуществлению
Проводимая работа должна способствовать повышению авторитета этих комиссий и соглашений, расширению зоны их влияния на организации всех форм собственности и социальные группы населения.
Успех в развитии партнерских отношений во многом зависит от обеспечения установленного законом порядка разрешения конфликтных ситуаций и возникающих трудовых споров. Это предполагает необходимость повышения роли комиссий по рассмотрению трудовых споров непосредственно в организациях и формирование при органах местного самоуправления городских, районных групп экспертов трудового права, посредников, трудовых арбитров по урегулированию коллективных трудовых споров.
Становление взаимодоверительных
отношений партнеров возможно лишь
при системном подходе - регулярном
совместном анализе положения в
социально-трудовой сфере территории,
обобщении результатов
Исходя из важности проведения согласованной
социально-экономической
2. Совершенствование научно-
Коллективно-договорное регулирование
трудовых отношений требует реализации
решений и рекомендаций Международной
организации труда, опыта работы
профсоюзов зарубежных стран, общественных
организаций, проведения научного анализа
эффективности системы
Предстоит разработка методик, положений, рекомендаций и пособий по формированию сторон социального партнерства, ведению переговоров и процедур посредничества, организации подготовки, заключению и выполнению соглашений и коллективных договоров, регистрации и распространению их действия, способам разрешения коллективных трудовых споров.
Особенно важной представляется разработка
научно-методических подходов к формированию
правового, экономического и других
механизмов, заинтересовывающих работодателей
вступать в партнерские отношения
с работниками, их представителями
и органами местного самоуправления,
выделять соответствующие финансовые
и материально-технические
Для решения этих проблем используются
возможности научных
Дальнейшее развитие системы предполагает
обобщение и использование
Для организации информационного обеспечения субъектов трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также при их реализации широко используются возможности средств массовой информации - областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения.
3. Подготовка кадров для системы социального партнерства
Кадровое обеспечение работы по
социальному партнерству
4. Финансовое обеспечение
Становление и функционирование системы
социального партнерства