Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.

Содержание работы

Аннотация………………………………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение ………...
1.1.Понятие социального партнерства…………………………………………………….
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства……………………………

Глава 2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства……….
2.1.Уровни социального партнерства…………………………………………......
2.2. Понятие форм социального партнерства………………………………….....
2.3. Основные направления совершенствования системы социального партнерства…………………………………………………………………………

Глава 3. Роль государства в механизме социального партнерства……………..
3.1. Государство и социальное партнерство…………………………………….
3.2. Роль государства в системе социального партнерства……………………..
Глава 4. Контент-анализ литературных источников…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 84.86 Кб (Скачать файл)

Первый признак - территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект  РФ), муниципальный (город, район и  др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ[2] функционирует новый - федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР в федеральных округах. Сегодня во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.

Второй признак - отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются на всех территориальных  уровнях. Кроме того, заключаются  межотраслевые соглашения. На каждом территориальном уровне устанавливаются  основы регулирования отношений  в сфере труда. Поэтому ст. 26 ТК нуждается в уточнении.

В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город), территориально-отраслевой (отрасль района, города), уровень  организации, межрегиональный, специальный (целевой). Все перечисленные уровни, кроме специального (целевого), определены в ст. 26 ТК РФ. Специальный (целевой) уровень - это уровень, на котором  заключаются профессиональные соглашения. Его следует включить в ТК.

Территориальный уровень социального  партнерства - это часть территории РФ, определенная в соответствии с  ее административно-территориальным  делением на основании нормативных  правовых актов РФ (Конституции, указов президента, постановлений правительства, уставов субъектов РФ, муниципальных  образований и организаций).

Система социального партнерства  включает федеральный, федерально-окружной, региональный, территориальные уровни, а также уровень организации.

На федеральном, региональном и  территориальных уровнях могут  заключаться отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения, а  в организациях - коллективные договоры.

 

2.2. Понятие форм социального партнерства

Упоминание о формах социального  партнерства содержится в ст. 27 ТК: 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных, непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства; 3) участие работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие  представителей работников и работодателей  в досудебном разрешении трудовых споров.

До принятия ТК участие работников и их представителей в управлении организациями считалось одной  из форм социального партнерства  в соответствии с Концепцией становления  и развития социального партнерства  в РФ, утвержденной Российской трехсторонней  комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) в 1996 г [1].

В перечне форм ст. 27 ТК названо  участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Поскольку  коллективные трудовые споры в судах  не рассматриваются, здесь речь может  идти только об индивидуальных трудовых спорах. Процедура формирования представительства  сторон социального партнерства  в досудебных органах разрешения индивидуальных трудовых споров (как  и процедура их регулирования) закреплена в ст. 382 - 388 ТК. Порядок регулирования  коллективных трудовых споров (исключая этап забастовки) также основан на началах социального партнерства - см. главу 61 ТК, и ее следует учесть в ст. 27 ТК. В связи с этим неточность, допущенную законодателем в формулировке ст. 27 ТК, необходимо исправить, изложив  название формы в следующей редакции: участие представителей работников и работодателей в досудебном или внесудебном разрешении трудовых споров. При таком подходе досудебное разрешение будет характерно для  индивидуальных, а внесудебное - для  коллективных трудовых споров.

 

В Комментариях к ТК формы социального партнерства определяются как способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Данное определение представляется нам более приемлемым.

Анализ регионального законодательства о социальном партнерстве позволяет  выделить формы, которые дополняют  перечень ст. 27 ТК:

- обеспечение социально ориентированной  политики экономических преобразований, направленной на стабилизацию  и подъем отечественного производства (закон Калужской области, ст. 3);

- разработка, принятие и выполнение  совместных решений (закон Московской  области, ст. 5);

- выработка эффективных методов  регулирования социально-трудовых  отношений (закон Новосибирской  области, ст. 2);

- совместная работа сторон в  комиссиях и других органах  (Закон Ивановской области, ст. 4.1; в законе Ленинградской области  (ст. 4) эти органы называются: комитеты, фонды, создаваемые исполнительными  органами государственной власти  и органами местного самоуправления);

- совместная подготовка и внесение  в законодательное собрание субъекта  РФ проектов законов по социально-трудовым и экономическим вопросам (закон Краснодарского края, ст. 5);

- установление порядка распространения  действия соглашения на работодателей,  не участвующих в заключении  данного соглашения, и на организации,  не имеющие коллективных договоров,  установление порядка присоединения  к соглашениям (закон Новосибирской  области, ст. 2);

- содействие в реализации принятых  социальных программ (закон Нижегородской  области, ст. 3).

Основными недостатками рассмотренных  вариантов являются декларативность  ряда положений, привязка к органам, их реализующим. Вместе с тем формы, предусмотренные законодательством  субъекта РФ, расширяют возможности  сторон по сравнению со ст. 27 ТК. Сформулированный в ст. 27 ТК как исчерпывающий перечень форм социального партнерства расширяется  как самим ТК (см., например, ст. 53), так и законами субъектов РФ о  социальном партнерстве, так и практикой. В связи с этим целесообразно  предусмотреть в ТК возможность  расширения перечня, указанного в ст. 27 ТК.

Формы социального партнерства - это  конкретные виды взаимодействия субъектов  социального партнерства в целях  согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных  с ними отношений, предупреждения и  разрешения трудовых споров

Социальное партнерство реализуется  в следующих формах:

1) коллективных переговоров субъектов  социального партнерства по разработке  и заключению коллективных договоров  и соглашений;

2) взаимных консультаций субъектов  социального партнерства по вопросам  регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с  ними отношений, обеспечения гарантий  трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства;

3) участия работников, их представителей  в управлении организацией;

4) участия представителей работников  и работодателей в досудебном  или внесудебном [17,с.90] разрешении трудовых споров;

5) иных формах, определенных настоящим  кодексом, законом субъекта РФ, коллективным  договором, соглашением или локальным  нормативным актом организации.

 

2.3 Основные направления совершенствования системы социального партнерства

Общая стратегия развития социального  партнерства в социально-трудовой сфере в регионах состоит в  том, чтобы важнейшие вопросы  социальной политики находили свое решение  на основе договоренностей между  социальными партнерами в рамках действующего законодательства и чтобы  накопленный в процессе взаимодействия опыт был использован для дальнейшего  развития системы социального партнерства, в том числе совершенствования  ее организационно-правового, научно-методического, информационного, кадрового и финансового  обеспечения.

1. Совершенствование организационно-правового  обеспечения социального партнерства

Эффективная реализация целей и  задач социального партнерства  возможна лишь при условии создания на уровне городов, районов и организаций  области жизнестойкого саморазвивающегося механизма взаимодействия профсоюзов и работодателей (предпринимателей) при участии органов местного самоуправления.

На первом этапе органы местного самоуправления с помощью областных  объединений работодателей и  профсоюзов, используя имеющийся  опыт партнерских отношений, способствуют формированию на своих территориях  полномочных представительных органов  работодателей и наемных работников.

Следующим этапом является создание трехсторонних комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений на основе паритетности и равноправия сторон и переход к разработке, принятию и осуществлению территориальных  трехсторонних соглашений.

Проводимая работа должна способствовать повышению авторитета этих комиссий и соглашений, расширению зоны их влияния  на организации всех форм собственности  и социальные группы населения.

Успех в развитии партнерских отношений  во многом зависит от обеспечения  установленного законом порядка  разрешения конфликтных ситуаций и  возникающих трудовых споров. Это  предполагает необходимость повышения  роли комиссий по рассмотрению трудовых споров непосредственно в организациях и формирование при органах местного самоуправления городских, районных групп  экспертов трудового права, посредников, трудовых арбитров по урегулированию коллективных трудовых споров.

Становление взаимодоверительных  отношений партнеров возможно лишь при системном подходе - регулярном совместном анализе положения в  социально-трудовой сфере территории, обобщении результатов партнерства, своевременном устранении сдерживающих факторов путем принятия соответствующих  законов Самарской области и  других нормативно-правовых актов.

Исходя из важности проведения согласованной  социально-экономической политики в городе, районе, организации представляется необходимым создание в составе  органов местного самоуправления подразделений  по труду, координирующих (наряду с  осуществлением других функций) работу по развитию социального партнерства. Решение этих вопросов возможно за счет перераспределения обязанностей среди специалистов действующих  аппаратов.

2. Совершенствование научно-методического  и информационного обеспечения

Коллективно-договорное регулирование  трудовых отношений требует реализации решений и рекомендаций Международной  организации труда, опыта работы профсоюзов зарубежных стран, общественных организаций, проведения научного анализа  эффективности системы социального  партнерства на всех ее уровнях, прогнозирования  социально-экономической ситуации в регионе.

Предстоит разработка методик, положений, рекомендаций и пособий по формированию сторон социального партнерства, ведению  переговоров и процедур посредничества, организации подготовки, заключению и выполнению соглашений и коллективных договоров, регистрации и распространению  их действия, способам разрешения коллективных трудовых споров.

Особенно важной представляется разработка научно-методических подходов к формированию правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих работодателей  вступать в партнерские отношения  с работниками, их представителями  и органами местного самоуправления, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы  для осуществления мероприятий, предусмотренных соглашениями и  коллективными договорами.

Для решения этих проблем используются возможности научных учреждений.

Дальнейшее развитие системы предполагает обобщение и использование опыта  партнерской деятельности, формирование банка информации по социально-трудовым отношениям, включающего нормативно-правовые акты, анализ состояния и перспективы  развития партнерства на соответствующем  уровне, лучший опыт работы, списки групп  экспертов, посредников, трудовых арбитров и т.д.

Для организации информационного  обеспечения субъектов трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также  при их реализации широко используются возможности средств массовой информации - областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения.

3. Подготовка кадров для системы  социального партнерства

Кадровое обеспечение работы по социальному партнерству предполагает разработку и осуществление согласованной  со сторонами программы различных  форм обучения, повышения квалификации работников органов исполнительной власти (местного самоуправления), объединений  работодателей, профсоюзов, занимающихся вопросами социального партнерства.

4. Финансовое обеспечение

Становление и функционирование системы  социального партнерства связано  с определенными финансовыми  затратами. Источники финансирования определяются комиссиями по регулированию  социально-трудовых отношений на основе договоренностей с учетом экономических  возможностей сторон. Ими могут быть средства сторон социального партнерства, которые расходуются на основе согласованных  и утвержденных планов, смет, предусматривающих  проведение организационно-технических  мер по научным исследованиям, подготовке и переподготовке кадров, семинаров - совещаний, проведение досудебных процедур урегулирования коллективных трудовых споров, информационно-методическому  обеспечению и др.

Информация о работе Социальное партнерство