Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Аннотация………………………………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение ………...
1.1.Понятие социального партнерства…………………………………………………….
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства……………………………
Глава 2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства……….
2.1.Уровни социального партнерства…………………………………………......
2.2. Понятие форм социального партнерства………………………………….....
2.3. Основные направления совершенствования системы социального партнерства…………………………………………………………………………
Глава 3. Роль государства в механизме социального партнерства……………..
3.1. Государство и социальное партнерство…………………………………….
3.2. Роль государства в системе социального партнерства……………………..
Глава 4. Контент-анализ литературных источников…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………………..
Финансовые затраты для
Финансирование осуществляется на основании соглашения сторон социального партнерства по этому вопросу.
3. Роль государства в
механизме социального
3.1. Государство и социальное партнерство
Роль государства в
В процессе реализации первой функции государство:
- определяет правовое положение
постоянно действующих
- устанавливает принципы и
- определяет легитимных
- закрепляет принципы и (в определенной степени) пределы коллективно - договорного регулирования;
- регламентирует порядок
Правовое обеспечение
Государственное регулирование коллективно - договорного процесса (включая разрешение коллективных трудовых споров) имеет целью:
а) упорядочить отношения
б) стимулировать развитие коллективно - договорного регулирования;
в) способствовать достижению фактического
равенства партнеров путем
К государственным мерам, направленным
на поддержку коллективных переговоров,
относятся также
В России при довольно развитом трудовом
законодательстве коллективно - договорное
регулирование активно
Второй косвенный регулятор, который
направлен на достижение сторонами
соглашения, - это существование
государственной системы
Выполнение второй функции государства
- сотрудничество с институтами гражданского
общества - происходит путем участия
соответствующих
В юридической литературе высказано
мнение о том, что в механизме
коллективно - договорного регулирования
трудовых отношений государство
выполняет особую роль - роль социального
партнера. При этом "государство
как социальный партнер в правовом
механизме социального
Приведенное утверждение представляется
несколько преувеличенным. Социальное
сотрудничество предполагает наличие
равноправных партнеров, однако означает
ли это, что государство в коллективно
- договорном процессе выступает в
иной ипостаси, нежели носитель публичной
власти? Ответ на этот вопрос, думается,
должен быть отрицательным. Государство
вступает в партнерские отношения
добровольно, сознательно ограничивая
свои властные полномочия, но никакого
особого правового статуса
Отметим также, что в системе
социального партнерства
3.2 Роль государства в
системе социального
Роль государства в системе
социального партнерства весьма
своеобразна. Речь скорее идет о представлении
интересов государства при
В коллективно - договорном процессе
государство представлено органами
исполнительной власти: Правительством,
Министерством труда и
В законодательстве (гл. 5 разд. I ГК РФ)
и научных исследованиях
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования признаются субъектами гражданского права. От их имени действуют органы государственной власти в рамках их компетенции (ст. 125 ГК).
Авторы "Курса российского трудового
права" связывают процесс
Признание (или непризнание) государства особым субъектом трудового права имеет большое практическое значение. В частности, возникает вопрос об обязательности генерального соглашения, подписанного Правительством, для других "ветвей власти", или об ответственности государства за невыполнение Минтрудом своих обязательств по отраслевому соглашению. Должно ли государство по ним отвечать? Если государство выступает субъектом права, ответ в обоих случаях должен быть положительным. Такой подход несколько "тотализирует" даже сам механизм социального партнерства. По мнению автора, в общественных отношениях, не связанных непосредственно с государственным управлением, органы государственной власти могут рассматриваться как самостоятельные субъекты права, которые своими действиями приобретают права и обязанности для себя, а не для государства в целом. Тем более, что в трехсторонних органах в большинстве стран мира участвуют лишь органы исполнительной власти, специально поименованные в законодательных актах.
Роль этих органов, участвующих в коллективных переговорах, сводится к выполнению двух задач. Во-первых, они помогают сторонам достичь соглашения. Во-вторых, представляют и защищают на переговорах общественные интересы.
Выполнение первой, посреднической, задачи подчеркивает организующее значение государственных органов (и органов местного самоуправления). На первый план выступают интересы труда и капитала, государство помогает сбалансировать эти интересы, добиться социального мира. Недаром зарубежные ученые рассматривают трехсторонние переговоры как процесс с участием социальных партнеров (то есть основных действующих лиц) и государства, занимающего позицию "независимого доброжелателя".
Своеобразное посредничество, осуществляемое органами исполнительной власти и местного самоуправления, отражает процедурный аспект их участия в переговорах: создание комиссий по ведению коллективных переговоров, организация регулярных заседаний, предоставление необходимой информации и т.п.
В противовес этому выполнение второй
задачи - охраны общественных интересов
- предполагает более серьезное вмешательство
в процесс формирования конкретных
положений соглашения. Стало аксиомой
утверждение о том, что защита
общественных интересов при заключении
коллективных соглашений должна предотвращать
серьезные экономические
Приоритетами правительства (и
других государственных органов) признается
обеспечение экономического роста,
полной занятости и стабильных цен.
Эти цели достигаются в основном
регулированием доходов трудящихся,
а именно - путем сдерживания повышения
заработной платы. Дело в том, что
увеличение издержек на рабочую силу
без адекватного повышения
В России указанный подход к защите общенациональных интересов неприменим по целому ряду причин, главная из которых - отсутствие эффективно функционирующих рыночных механизмов. Экономические исследования подтверждают, что создание подлинно рыночной экономики и интеграция в международный рынок - дело будущего. Уровень оплаты труда в стране чрезвычайно низок. Собственно, за счет фактического замораживания заработной платы и задержек ее выплаты решаются другие экономические проблемы. Кроме того, в соглашениях зачастую содержатся лишь рекомендательные положения о заработной плате или отсылки к коллективным договорам. В ряде отраслей сформировалась тенденция регулирования заработной платы на локальном уровне, что вполне соответствует общему правилу, отмеченному исследователями: при ухудшении экономической ситуации происходит "децентрализация" коллективно - договорного регулирования, его центр перемещается из отрасли или территории в организацию.
В чем же заключаются
Таким образом, в отличие от стран
с развитой рыночной экономикой акцент
переносится на решение социальных
проблем. То есть государство скорее
проводит патерналистскую политику,
столь привычную как
В качестве еще одного аспекта охраны
общегосударственных интересов
на коллективных переговорах нужно
назвать контроль за расходованием
бюджетных средств. Федеральный
закон от 24 ноября 1995 года внес в
ст. 18 Закона РФ "О коллективных договорах
и соглашениях" дополнение, предписывающее
заключать соглашения, предусматривающие
полное или частичное бюджетное
финансирование, при обязательном участии
соответствующих органов