Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:59, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – рассмотреть социальные, социально-психологические проблемы управления и пути их решения, а также создание благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективах; - дать производственно-экономическую характеристику предприятия СПК «им Кремко»; - исследовать формирование и тенденции развития социально-психологического климата в первичном коллективе СПК «им Кремко»; - рассмотреть необходимые мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в хозяйстве СПК «им Кремко»; - сформулировать выводы и предложения;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………... 3 1.Теоретические основы социально-психологических методов управления…….5 1.1.Сущность социально-психологических методов управления……………......5 1.2.Социально-психологические методы…………………………………………...9 2.Организационно-экономическая характеристика предприятия СПК «им.Кремко»……………………………………….………………………...…….. 23 2.1.Общая характеристика предприятия СПК «им.Кремко»………………..…..23 2.2.Организационно-экономические показатели…………………………………28 3.Использование социально-психологических метод на практике управления предприятием и пути совершенствования………………………………………...35 3.1. Применение социально-психологических методов на предприятии СПК «Кремко» отдела бухгалтерии………………………………………………….…..35 3.2. Совершенствование управления трудовым коллективам на основе социально-психологических методов управления………………………………..39 Заключение…………………………………………………………………………..43 Список использованной литературы……………………………………………...46
3.Использование социально-психологических
метод на практике управления
предприятием и пути совершенствования………………………………………...35
3.1. Применение социально-психологических
методов на предприятии СПК
«Кремко» отдела бухгалтерии………………………………………………….…..35
3.2. Совершенствование управления
трудовым коллективам на основе
социально-психологических методов
управления………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………..43
Список использованной литературы……………………………………………...46
Введение
Вопросы экономики, организации
и социологии труда тесным образом взаимосвязаны
и составляют непосредственный предмет
рассмотрения процессов социальных отношений
трудовых коллективов.
Исторически сложилась система
общественного разделения труда.
Члены общества могут заниматься
трудовой деятельностью как индивидуально,
так и коллективно, объединяясь в различного
типа организации, компании, фирмы
и т.д. Объединения людей в организации
позволяет им эффективнее включаться
в систему общественного производства,
создавать более крупные и
мощные социально-производственные
системы по сравнению с индивидуальной
системой труда.
Общую картину взаимодействия
между людьми в трудовых
коллективах дополняют личные
взаимоотношения. Взаимоотношения
– это система взаимосвязей
людей между собой в различных группах.
Взаимоотношения могут быть официальными
и неофициальными, деловыми
и личными. Межличностные взаимоотношения
людей связаны с общественными
отношениями и определяются ими.
Особенности поведения человека в
коллективе, результаты его
работы вызывают определенные реакции
со стороны других членов группы, формируют
у каждого из них отношение к
этому человеку, и таким образом
в группе развивается система взаимоотношений.
Удовлетворенность взаимоотношениями
по горизонтали (с товарищами)
и по вертикали
(с руководителями) рассматривается
как важный показатель СПК в трудовом
коллективе. Показатели удовлетворенности
взаимоотношениями по горизонтали тесно
связаны с частотой обсуждения в коллективе
вопросов, непосредственно связанных
с работой, а так же с частотой контактов
членов коллектива в свободное от работы
время. В самой официальной обстановке
между людьми так или иначе
складываются личные отношения и они
не могут не влиять на общую атмосферу
в коллективе, на общий характер, стиль,
тон взаимоотношений в группе.
В сложной системе взаимоотношений,
взаимодействий в трудовом коллективе
люди занимают определенные
позиции, основанные на их
неофициальном личном авторитете в
данной группе людей. Таким
образом, трудовой коллектив –
это система связанных между
собой официальных позиций, занимая
которые работники обладаю определенными
правами и обязанностями, и систему
неофициальных позиций, основанных
на реальном авторитете членов коллектива
и степени их влияния на группу.
В Беларусии в настоящее время
достаточно глубоко исследуются проблемы
социально - трудовых отношений, занятости,
уровня жизни и доходов населения, качества
жизни.
Цель курсовой работы – рассмотреть
социальные, социально-психологические
проблемы управления и пути их решения,
а также создание благоприятных социальных
отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические
подходы к формированию межличностных
отношений в коллективах;
- дать производственно-экономическую
характеристику предприятия СПК
«им Кремко»;
- исследовать формирование
и тенденции развития социально-психологического
климата в первичном коллективе
СПК «им Кремко»;
- рассмотреть необходимые
мероприятия по совершенствованию
социально-психологического климата
в хозяйстве СПК «им Кремко»;
- сформулировать выводы
и предложения;
Объект исследования – социально-психологический
климат и отношения в первичном трудовом
коллективе СПК «им Кремко»
Предмет исследования – стратегия
поведения членов первичного трудового
коллектива при сложившихся социально-психологических
условиях.
Теоретической и методологической
основой исследования служат основные
положения экономической теории, экономики
и социологии труда, менеджмента, общей
теории управления, теории мотивации,
а также труды отечественных и зарубежных
авторов, рассматривающих проблемы занятости,
социально-трудовых отношений.
1.Теоретические основы
социально-психологических методов
управления
1.1.Сущность социально-психологических
методов
Социально-психологическими
именуются такие методы воздействия субъекта
управления на объект управления — трудовые
коллективы и отдельных работников, которые
опираются на объективные законы развития
социологии и психологии, воздействуют
с учетом коллективной психологии (настроения
коллектива, групповых отношений, общественного
мнения), психологических особенностей
различных социальных групп и отдельной
личности.
Социально-психологические
методы управления направлены на создание
в трудовых коллективах органов благоприятного
и устойчивого морально-психологического
климата, способствующего наиболее успешному
решению стоящих задач. Также социально-психологические
методы управления направлены на обеспечение
социальной защищенности работников;
на повышение культуры производства; на
поощрение высококвалифицированной и
высокопродуктивной работы; на создание
современной высокоразвитой сферы обслуживания;
на улучшение жилищных условий; на укрепление
здоровья, возрастание значения физической
культуры и спорта, внедрение их в повседневную
жизнь; на усиление заботы о семье и др.
К социологическим методам управления
относятся: методы управления социально-массовыми
процессами; методы управления коллективами,
органами, группами, внутригрупповыми
явлениями и процессами; методы управления
индивидуально-личностным поведением.[19]
Методом управления социально-массовыми
процессами являются, например, регулирование
движения кадров, плановая подготовка
и распределение кадров, закрепление кадров,
повышение престижа профессий и др.
Большой вклад в разработку
социально-психологических методов управления
внесла школа человеческих отношений.
В рамках этой школы приоритетным направлением
исследований были принципы всемерного
развития и всестороннего использования
организацией способностей работников,
удовлетворения их разносторонних потребностей,
использования механизмов самоорганизации
и внутреннего (группового и личного) контроля
за их поведением и деятельностью, стимулирования
процессов групповой динамики, демократизации
управления, гуманизации труда. Наиболее
яркими представителями школы человеческих
отношений – К. Арджирис, Ч. Барнард, В.
Диксон, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Э. Мэйо,
Ф. Ротлисбергер, Ф. Херцберг. Исследования
школы человеческих отношений способствовали
переоценке постулатов классической школы,
относительно природы человека, выраженной
в формуле Ф. Тейлора «средний человек
глуп, ленив и жаден», отказу от абсолютизации
экономических форм стимулирования труда.
Они доказали, что роль экономических
методов управления ограничена, они не
являются единственными и тем более универсальными.
К методам управления коллективами,
органами, группами, внутригрупповыми
явлениями и процессами относятся социальное
планирование развития коллектива, методы
повышения социальной и групповой активности,
преемственность славных традиций и др.
Благоприятный социально-психологический
климат, творческая активность работников
формируются в коллективе с помощью таких
социальных методов, как пропаганда и
внедрение положительного опыта, новаторство,
наставничество и др.[19]
К социологическим методам
управления индивидуально-личностным
поведением относятся: создание благоприятных
условий труда для работников (оптимальная
степень загруженности, ритмичность, наличие
элементов творчества в труде и др.); формирование
оптимальной системы управления (организационной
структуры, видов контроля, наличие соответствующих
должностных инструкций и др.); надлежащая
постановка воспитательной работы; создание
благоприятного психологического климата
в коллективе; сложившиеся традиции и
др. Применение социологических методов
управления может быть эффективным только
в том случае, когда имеется полная и достоверная
информация о происходящих в коллективе
процессах. Важно знать состав коллектива
органа, интересы, склонности и поступки
работников, причины многих явлений, мотивы
поведения, положительные и отрицательные
тенденции в развитии коллектива.[20]
Поскольку участниками процесса
управления являются люди, то социальные
отношения и отражающие их соответствующие
методы управления важны и тесно связаны
с другими методами управления.
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных
и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание
морального климата в коллективе.[5]
Психологические методы управления
направлены на регулирование отношений
между людьми путем оптимального подбора
и расстановки персонала. К ним относятся
методы комплектования малых групп, гуманизации
труда, профессионального отбора и обучения
и др.
Существуют мнения разных авторов
по определению социально – психологических
методов управления.
1) Врублевский Б.И. считает,
что социально-психологические методы
управления представляют собой
совокупность специфических способов
воздействия на личностные отношения
и связи, возникающие в трудовых
коллективах, а также на социальные
процессы, протекающие в них. При
помощи социальных методов осуществляется
управление отношениями в коллективах
и между коллективами; при помощи
психологических методов - управление
поведением индивида и межличностными
отношениями в коллективе. Они
основаны на использовании моральных
стимулов к труду, воздействуют
на личность с помощью психологических
приемов в целях превращения
административного задания в
осознанный долг, внутреннюю потребность
человека [2, с.140].
2)По мнению Егоршина
А.П. социально-психологические методы
– это способы осуществления
управленческих воздействий на
персонал, основанные на использовании
закономерностей социологии и
психологии. Эти методы направлены
как на группу сотрудников, так
и на отдельные личности. По
масштабам и способам воздействия
их можно разделить на: социологические,
направленные на группы сотрудников
в процессе их производственного
взаимодействия, и психологические,
целенаправленно воздействующие
на внутренний мир конкретной
личности. [10]
3) Кибанова А.Я. думает, что социальные
методы связаны с социальными отношениями,
с моральным и психологическим воздействием.
С их помощью активизируются гражданские
и патриотические чувства, регулируются
ценностные ориентации людей через мотивацию,
нормы поведения, создание социально-психологического
климата, моральное стимулирование, социальное
планирование и социальную политику в
организации. Социально-психологические
методы управления основаны на использовании
моральных стимулов к труду и оказании
воздействия на личность с помощью психологических
приемов в целях превращения административного
задания в осознанный долг, внутреннюю
потребность человека.[12]
4) Столяренко Л.Д. определяет
группу как некоторое количество людей
(3-15 человек), которые объединены общей
социальной деятельностью, находятся
в непосредственном общении, способствуют
возникновению эмоциональных состояний,
выработке групповых норм и развитию групповых
процессов [18, c.274]. Важнейшие признаки
благоприятного социально-психологического
климата: доверие и высокая требовательность
членов группы друг к другу; доброжелательная
и деловая критика; свободное выражение
собственного мнения при обсуждении вопросов,
касающихся всего коллектива; отсутствие
давления руководителей на подчиненных
и признание за ними права принимать значимые
для группы решения; достаточная информированность
членов коллектива о его задачах и состоянии
дел при их выполнении; удовлетворенность
принадлежностью к коллективу; высокая
степень эмоциональной включенности и
взаимопомощи в ситуациях, вызывающих
состояние фрустрации у кого-либо из членов
коллектива; принятие на себя ответственности
за состояние дел в группе каждым из ее
членов и др. [18, с. 104].
1.2.Социально-психологические
методы управления
Социально-психологические
методы основаны на создании благоприятного
морально-психологического климата в
коллективе и предоставлении возможности
развития и реализации личных способностей
работников, что в результате приведет
к повышению удовлетворенности и, как
следствие, эффективности работы сотрудников
и предприятия в целом. Важными механизмами
социально-психологических методов управления
является убеждение, критика, информирование,
выступление руководителя перед людьми.
Благодаря применению этих методов включаются
механизмы трудовой мотивации, не связанные
с удовлетворением материальных потребностей.
Такие методы практически не требуют материальных
затрат. Однако недостатком является то,
что не используются стимулы, опирающиеся
на материальные потребности людей. Кроме
того, очень трудно прогнозировать результаты
применения в правлении социально-психологических
методов.