Социально-психологические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть социальные, социально-психологические проблемы управления и пути их решения, а также создание благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективах;
- дать производственно-экономическую характеристику предприятия СПК «им Кремко»;
- исследовать формирование и тенденции развития социально-психологического климата в первичном коллективе СПК «им Кремко»;
- рассмотреть необходимые мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в хозяйстве СПК «им Кремко»;
- сформулировать выводы и предложения;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………... 3
1.Теоретические основы социально-психологических методов управления…….5
1.1.Сущность социально-психологических методов управления……………......5
1.2.Социально-психологические методы…………………………………………...9
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия СПК «им.Кремко»……………………………………….………………………...…….. 23
2.1.Общая характеристика предприятия СПК «им.Кремко»………………..…..23
2.2.Организационно-экономические показатели…………………………………28
3.Использование социально-психологических метод на практике управления предприятием и пути совершенствования………………………………………...35
3.1. Применение социально-психологических методов на предприятии СПК «Кремко» отдела бухгалтерии………………………………………………….…..35
3.2. Совершенствование управления трудовым коллективам на основе социально-психологических методов управления………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………..43
Список использованной литературы……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 109.69 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3

1.Теоретические основы  социально-психологических методов  управления…….5

1.1.Сущность социально-психологических  методов управления……………......5

1.2.Социально-психологические  методы…………………………………………...9

2.Организационно-экономическая  характеристика предприятия СПК  «им.Кремко»……………………………………….………………………...…….. 23

2.1.Общая характеристика  предприятия СПК «им.Кремко»………………..…..23

2.2.Организационно-экономические  показатели…………………………………28

3.Использование социально-психологических  метод на практике управления  предприятием и пути совершенствования………………………………………...35

3.1. Применение социально-психологических  методов на предприятии СПК  «Кремко» отдела бухгалтерии………………………………………………….…..35

3.2. Совершенствование управления  трудовым коллективам на основе  социально-психологических методов  управления………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………………..43

Список использованной литературы……………………………………………...46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросы экономики, организации и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений  трудовых коллективов.

Исторически сложилась система общественного разделения труда.  

Члены общества могут заниматься трудовой деятельностью как  индивидуально,  так  и коллективно, объединяясь в различного типа организации,  компании,  фирмы  и т.д. Объединения людей в организации позволяет им эффективнее  включаться  в систему  общественного  производства,  создавать  более  крупные  и   мощные  социально-производственные системы по сравнению  с  индивидуальной  системой труда.

Общую картину взаимодействия  между  людьми  в  трудовых  коллективах дополняют   личные   взаимоотношения.   Взаимоотношения   –   это    система взаимосвязей людей между собой в различных  группах.  Взаимоотношения  могут быть  официальными  и  неофициальными,  деловыми  и  личными.  Межличностные взаимоотношения людей связаны с  общественными  отношениями  и  определяются ими. Особенности поведения человека  в  коллективе,  результаты  его  работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы,  формируют  у каждого из них  отношение  к  этому  человеку,  и  таким  образом  в  группе развивается система взаимоотношений. Удовлетворенность взаимоотношениями  по горизонтали   (с   товарищами)   и   по   вертикали    (с    руководителями) рассматривается как важный показатель СПК в трудовом коллективе.  Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с  частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно  связанных  с  работой,  а так же с частотой контактов членов коллектива в свободное от  работы  время. В самой официальной обстановке  между  людьми  так  или  иначе  складываются  личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу  в  коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.

В сложной системе взаимоотношений, взаимодействий в трудовом коллективе  люди   занимают  определенные   позиции,  основанные   на  их неофициальном личном авторитете  в  данной  группе  людей.  Таким  образом, трудовой  коллектив  –  это  система  связанных  между  собой официальных  позиций,  занимая  которые  работники обладаю   определенными правами и обязанностями, и  систему  неофициальных  позиций,  основанных  на реальном авторитете членов коллектива и степени их влияния на группу.

В Беларусии в настоящее время достаточно глубоко исследуются проблемы социально - трудовых отношений, занятости, уровня жизни и доходов населения, качества жизни.

Цель курсовой работы – рассмотреть социальные, социально-психологические проблемы управления и пути их решения, а также создание благоприятных  социальных отношений  в трудовом коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретические  подходы к формированию межличностных  отношений  в коллективах;

- дать производственно-экономическую  характеристику предприятия СПК  «им Кремко»;

- исследовать  формирование  и тенденции развития социально-психологического  климата в первичном коллективе  СПК «им Кремко»;

- рассмотреть необходимые  мероприятия по совершенствованию  социально-психологического климата  в хозяйстве СПК «им Кремко»;

-  сформулировать выводы  и предложения;

Объект исследования – социально-психологический климат и отношения в  первичном трудовом коллективе СПК «им Кремко»

Предмет исследования – стратегия поведения членов  первичного трудового коллектива при сложившихся социально-психологических условиях.

Теоретической и методологической основой исследования служат основные  положения экономической теории, экономики и социологии труда, менеджмента, общей теории управления, теории мотивации, а также труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы занятости, социально-трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы  социально-психологических методов  управления

 

1.1.Сущность социально-психологических  методов

 

Социально-психологическими именуются такие методы воздействия субъекта управления на объект управления — трудовые коллективы и отдельных работников, которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач. Также социально-психологические методы управления направлены на обеспечение социальной защищенности работников; на повышение культуры производства; на поощрение высококвалифицированной и высокопродуктивной работы; на создание современной высокоразвитой сферы обслуживания; на улучшение жилищных условий; на укрепление здоровья, возрастание значения физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь; на усиление заботы о семье и др. К социологическим методам управления относятся: методы управления социально-массовыми процессами; методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами; методы управления индивидуально-личностным поведением.[19]

Методом управления социально-массовыми процессами являются, например, регулирование движения кадров, плановая подготовка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.

Большой вклад в разработку социально-психологических методов управления внесла школа человеческих отношений. В рамках этой школы приоритетным направлением исследований были принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их разносторонних потребностей, использования механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов групповой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. Наиболее яркими представителями школы человеческих отношений – К. Арджирис, Ч. Барнард, В. Диксон, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ф. Херцберг. Исследования школы человеческих отношений способствовали переоценке постулатов классической школы, относительно природы человека, выраженной в формуле Ф. Тейлора «средний человек глуп, ленив и жаден», отказу от абсолютизации экономических форм стимулирования труда. Они доказали, что роль экономических методов управления ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными.

К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально-психологический климат, творческая активность работников формируются в коллективе с помощью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, новаторство, наставничество и др.[19]

К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся: создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.); формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.); надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата в коллективе; сложившиеся традиции и др. Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.[20]

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

  К ним относятся:

- моральное поощрение,

- социальное планирование,

- убеждение,

- внушение,

- личный пример,

- регулирование межличностных  и межгрупповых отношений,

- создание и поддержание  морального климата в коллективе.[5]

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

Существуют мнения разных авторов по определению социально – психологических методов  управления.

1) Врублевский Б.И. считает, что социально-психологические методы  управления представляют собой  совокупность специфических способов  воздействия на личностные отношения  и связи, возникающие в трудовых  коллективах, а также на социальные  процессы, протекающие в них. При  помощи социальных методов осуществляется  управление отношениями в коллективах  и между коллективами; при помощи  психологических методов - управление  поведением индивида и межличностными  отношениями в коллективе. Они  основаны на использовании моральных  стимулов к труду, воздействуют  на личность с помощью психологических  приемов в целях превращения  административного задания в  осознанный долг, внутреннюю потребность  человека [2, с.140].

2)По мнению Егоршина  А.П. социально-психологические методы  – это способы осуществления  управленческих воздействий на  персонал, основанные на использовании  закономерностей социологии и  психологии. Эти методы направлены  как на группу сотрудников, так  и на отдельные личности. По  масштабам и способам воздействия  их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников  в процессе их производственного  взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие  на внутренний мир конкретной  личности. [10]

3) Кибанова А.Я. думает, что социальные методы связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации людей через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование, социальное планирование и социальную политику в организации. Социально-психологические методы управления основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.[12]

4) Столяренко Л.Д. определяет группу как некоторое количество людей (3-15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных состояний, выработке групповых норм и развитию групповых процессов [18, c.274]. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и др. [18, с. 104].

 

1.2.Социально-психологические  методы управления

 

Социально-психологические методы основаны на создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе и предоставлении возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятия в целом. Важными механизмами социально-психологических методов управления является убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. Благодаря применению этих методов включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей. Такие методы практически не требуют материальных затрат. Однако недостатком является то, что не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей. Кроме того, очень трудно прогнозировать результаты применения в правлении социально-психологических методов.

Информация о работе Социально-психологические методы управления