Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:59, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – рассмотреть социальные, социально-психологические проблемы управления и пути их решения, а также создание благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективах; - дать производственно-экономическую характеристику предприятия СПК «им Кремко»; - исследовать формирование и тенденции развития социально-психологического климата в первичном коллективе СПК «им Кремко»; - рассмотреть необходимые мероприятия по совершенствованию социально-психологического климата в хозяйстве СПК «им Кремко»; - сформулировать выводы и предложения;
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………... 3 1.Теоретические основы социально-психологических методов управления…….5 1.1.Сущность социально-психологических методов управления……………......5 1.2.Социально-психологические методы…………………………………………...9 2.Организационно-экономическая характеристика предприятия СПК «им.Кремко»……………………………………….………………………...…….. 23 2.1.Общая характеристика предприятия СПК «им.Кремко»………………..…..23 2.2.Организационно-экономические показатели…………………………………28 3.Использование социально-психологических метод на практике управления предприятием и пути совершенствования………………………………………...35 3.1. Применение социально-психологических методов на предприятии СПК «Кремко» отдела бухгалтерии………………………………………………….…..35 3.2. Совершенствование управления трудовым коллективам на основе социально-психологических методов управления………………………………..39 Заключение…………………………………………………………………………..43 Список использованной литературы……………………………………………...46
Главная цель применения этой
группы методов – формирование в коллективе
положительного социально-психологического
климата, благодаря чему в значительной
мере решаются воспитательные, организационные
и экономические задачи. Другими словами,
поставленные перед коллективом цели
могут быть достигнуты с помощью одного
из важнейших критериев эффективности
и качества работы – человеческого фактора.
Умение учитывать «человеческий фактор»
позволит руководителю целенаправленно
воздействовать на коллектив, создавать
благоприятные условия для труда и, в конечном
счете, формировать коллектив с едиными
целями и задачами.
Необходимость использования
в практике управления организацией социально-психологических
методов очевидна, так как они позволяют
своевременно учитывать мотивы деятельности
и потребности работников, видеть перспективы
изменения конкретной ситуации, принимать
оптимальные управленческие решения.
Приемы и способы социально-психологического
воздействия во многом определяются подготовленностью
руководителя, его компетентностью, организаторскими
способностями и знаниями в области социальной
психологии. Социально-психологические
методы руководства требуют, чтобы во
главе коллектива были люди достаточно
гибкие, умеющие использовать разнообразные
аспекты управления. Успех деятельности
руководителя в этом направлении зависит
от того, насколько правильно применяет
он различные формы социально-психологического
воздействия, которые, в конечном счете,
сформируют здоровые межличностные отношения.
В качестве основных форм такого воздействия
можно рекомендовать планирование социального
развития трудовых коллективов, убеждение
как метод воспитания и формирования личности,
экономическое соревнование, критику
и самокритику, постоянно действующие
производственные совещания, которые
выступают как метод и как форма участия
трудящихся в управлении, различного рода
ритуалы и обряды.
По масштабу и способам
воздействия эти методы можно разделить
на две основные группы:
социологические методы, которые
направлены на группы людей и их взаимодействия
в процессе производства (внешний мир
человека);
психологические методы, которые
направленно воздействуют на личность
конкретного человека (внутренний мир
человека).
Такое разделение достаточно
условно, т.к. в современном общественном
производстве человек всегда действует
не в изолированном мире, а в группе разных
по психологии людей. Однако эффективное
управление человеческими ресурсами,
состоящими из совокупности высокоразвитых
личностей, предполагает знание как социологических,
так и психологических методов. Рассмотрим
их более подробно.
Социологические методы
играют важную роль в управлении персоналом,
они позволяют установить назначение
и место сотрудников в коллективе, выявить
лидеров и обеспечить их поддержку, связать
мотивацию людей с конечными результатами
производства, обеспечить эффективные
коммуникации и разрешение конфликтов
в коллективе. Среди социологических методов
следует отметить социальное планирование
и методы социологических исследований.
Социальное планирование
обеспечивает постановку социальных целей
и критериев, разработку социальных нормативов
(уровень жизни, оплата труда, потребность
в жилье, условия труда и др.), плановых
показателей и показателей достижение
конечных социальных результатов. К числу
таких показателей относятся: увеличение
продолжительности жизни, снижение уровня
заболеваемости, рост уровня образования
и квалификации работников, сокращение
производственного травматизма, увеличение
жилой площади на одного работника и др.
Методы социологических исследований
составляют научный инструментарий в
работе с персоналом, они предоставляют
необходимые данные для подбора, оценки,
расстановки и обучения персонала и позволяют
обоснованно принимать кадровые решения.
Объектами изучения
и воздействия социологических методов
управления являются: личные качества
работников, мораль, партнерство, соревнование,
общение, переговоры, конфликты.
Личностные качества
характеризуют внешний образ сотрудника,
который достаточно стабильно проявляется
в коллективе и является неотъемлемой
частью социологии личности. Личностные
качества можно разделить на деловые (организационные),
которые необходимы для выполнения конкретных
функций и задач, и моральные (нравственные),
отражающие проявление личной морали
человека. В кадровой работе необходимо
также знать достоинства и недостатки
сотрудников, исходя из которых им подбирается
рабочее место, намечается служебная карьера
и обеспечивается продвижение. Мораль
является особой формой общественного
сознания, регулирующего действия и поведение
человека в обществе с помощью нравственных
норм. В процессе исторического развития
человечества нравственные нормы получили
обыденное выражение в виде народной мудрости
и идейное обоснование в религиозных учениях
на основе идеалов добра и зла, чести и
бесчестия, мудрости и глупости, одобрения
или осуждения и др. В настоящее время
лучшие западные компании («Sоnу», «Nissan»,
«Ford», «IВМ», «Mitsubishi») формирование корпоративной
морали и культуры ставят в качестве первоочередной
задачи.
Партнерство составляет
важный компонент любой социальной группы
и заключается в налаживании разнообразных
форм взаимоотношений, на базе которых
организуется общение людей. В партнерстве
люди выступают как равноправные члены
во взаимоотношениях между собой в отличие
от формальной связи руководителя с подчиненным,
где имеет место зависимость одного человека
от другого. Различают такие формы партнерства:
деловое, дружеское, по увлечениям (хобби),
семейное (между родственниками), сексуальное
(интимные взаимоотношения людей). В партнерстве
отношения строятся на основе взаимоприемлемых
психологических способов убеждения:
подражании, просьбах, советах, похвалах.
Когда на работе деловые отношения поддерживаются
в форме дружеского партнерства и общих
увлечений, это всегда способствует созданию
хорошего психологического климата в
коллективе. Таким образом, партнерство
составляет один из ключевых компонентов
корпоративной культуры предприятия и
социологических методов в работе с персоналом.
Соревнование является специфической
формой общественных отношений и характеризуется
стремлением людей к успеху, первенству,
достижениям и самоутверждению. История
соревновательности идет из глубины веков.
Оно являлось формой выживания лучших
представителей рода – сильных, умных,
мужественных, здоровых, и в итоге стало
движущей силой развития общества. Результаты
соревнования – новые открытия, изобретения,
произведения искусства, рекорды в спорте,
достижения в производстве. Интересно,
что западные, и, прежде всего, японские
компании, тщательно изучив опыт социалистического
соревнования, успешно применили его к
национальному менталитету своих рабочих
и корпоративному интересу фирмы в виде
кружков качества, рабочих советов и др.
Общение – это специфическая
форма взаимодействия людей на основе
непрерывного обмена информацией. Межличностное
общение возникает между различными людьми
в формах «руководитель – подчиненный
– сотрудник – друг» и других более сложных
формах общения нескольких людей. Личностное
общение имеет место в простых формах
взаимоотношений руководителя с подчиненным,
сотрудников между собой, когда существуют
два субъекта коммуникаций. Вербальное,
или словесное, общение возникает в процессе
устного или письменного обмена информацией.
Невербальное общение имеет место, когда
используются другие знаковые формы передачи
информации, например, жесты, мимика, звуки,
поза и т.д. Управленческое общение включает
в себя три основных этапа: выдача распорядительной
информации, получение обратной информации,
выдача оценочной информации.[20]
Переговоры – это специфическая
форма человеческого общения, когда две
или более стороны, имеющие различные
цели и задачи, пытаются увязать между
собой различные интересы на основе продуманной
схемы разговора (диалога) и, как правило,
избегают прямого конфликта.
Конфликт – форма столкновения
противоборствующих сторон, имеющая свой
сюжет, композицию, энергию, которые по
ходу действия трансформируются в кульминацию
и развязку и заканчиваются положительным
или отрицательным решением проблемы.
Различают межличностные конфликты, личностный
конфликт между внешней средой и внутренней
моралью, конфликты по поводу распределения
ролей на работе, деловые конфликты из-за
столкновения интересов различных подразделений,
семейные конфликты по различным проблемам
и др.
Итак, знание социологических
методов управления позволяет руководителю
коллектива объективно осуществлять социальное
планирование, регулировать социально-психологический
климат, обеспечивать эффективные коммуникации
и поддерживать на хорошем уровне корпоративную
культуру. Для этого целесообразно систематически
(не реже одного раза в год) проводить социологические
исследования в коллективе; особенно полезно
знать мнение членов коллектива о руководителе.[20]
Психологические методы играют
очень важную роль в работе с персоналом,
т.к. направлены на конкретную личность
рабочего или служащего и, как правило,
строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является обращение
к внутреннему миру человека, его личности,
интеллекту, чувствам, образам и поведению
с тем, чтобы направить внутренний потенциал
человека на решение конкретных задач
предприятия. Особое значение среди психологических
методов управления играет психологическое
планирование, которое представляет собой
новое направление в работе с персоналом
по формированию эффективного психологического
состояния коллектива предприятия. Оно
исходит из необходимости концепции всестороннего
развития личности человека, устранения
негативных тенденций деградации отсталой
части трудового коллектива. Психологическое
планирование предполагает постановку
целей развития, и критериев эффективности,
разработку психологических нормативов,
методов планирования психологического
климата и достижения конечных результатов.
К наиболее важным результатам психологического
планирования следует отнести:
формирование подразделений
(«команд») на основе психологического
соответствия сотрудников;
комфортный психологический
климат в коллективе;
формирование личной мотивации
людей исходя из философии предприятия;
разработку служебной карьеры
на основе психологической ориентации
работников;
рост интеллектуальных способностей
членов коллектива и уровня их образования;
формирование корпоративной
культуры на основе норм поведения и образов
идеальных сотрудников.
Целесообразно, чтобы психологическое
планирование и регулирование выполняла
профессиональная психологическая служба
предприятия, состоящая из социальных
психологов.
Способы психологического воздействия
относят к числу важнейших элементов психологических
методов управления. Они концентрируют
все необходимые и разрешенные законом
приемы воздействия на людей для координации
в процессе совместной трудовой деятельности.
К способам психологического воздействия
относят: внушение, убеждение, подражание,
вовлечение, принуждение, побуждение,
осуждение, требование, запрещение, плацебо,
порицание, командование, обманутое ожидание,
«взрыв», метод Сократа, намек, комплимент,
похвала, просьба, совет. Рассмотрим их
более подробно.[20]
Внушение представляет психологическое
целенаправленное воздействие на личность
подчиненного со стороны руководителя
при помощи его апелляции к групповым
ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Внушение может вызвать у человека, иногда
помимо его воли и сознания, определенное
состояние чувств и привести к совершению
человеком определенного поступка. Крайне
негативной формой внушения является
зомбирование личности, когда человеку
прививаются строго определенные формы
поведения, выходящие за пределы моральных
норм (мафиозные группы, религиозные секты
и др.).
Убеждение базируется на аргументированном
и логическом воздействии на психику человека
для достижения поставленных целей, снятия
психологических барьеров, устранения
конфликтов в коллективе.
Подражание является способом
воздействия на отдельного работника
или социальную группу путем личного примера
руководителя или новатора производства,
образцы поведения которого являются
примером для других.
Вовлечение является психологическим
приемом, при помощи которого работники
становятся соучастниками трудового или
общественного процесса, например выборов
руководителя, принятия согласованных
решений, соревнования в коллективе и
др.
Побуждение – позитивная форма
морального воздействия на человека, когда
подчеркиваются положительные качества
работника, его квалификация и опыт, уверенность
в успешном выполнении порученной работы,
что позволяет повысить моральную значимость
сотрудника на предприятии.
Принуждение – крайняя форма
морального воздействия, когда другие
приемы воздействия на личность не дали
результатов и работника заставляют, возможно,
даже против его воли и желания, выполнять
определенную работу. Желательно применять
принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных)
обстоятельствах, когда бездействие может
привести к жертвам, ущербу, гибели людей,
потере имущества, несчастным случаям.
Осуждение – прием психологического
воздействия на человека, который допускает
большие отклонения от моральных норм
в коллективе или результаты труда и качество
работы которого крайне неудовлетворительны.
Такой прием не может применяться для
воздействия на людей со слабой психикой
и практически бесполезен для воздействия
на отсталую часть коллектива.[5]
Требование имеет силу распоряжения.
В связи с этим оно может быть эффективным
только в том случае, когда руководитель
обладает большой властью или пользуется
непререкаемым авторитетом. В других случаях
этот прием может оказаться бесполезным
или даже вредным. Во многих отношениях
категорическое требование идентично
с запрещением, выступающим в виде легкой
формы принуждения.[20]
Запрещение предполагает тормозящее
воздействие на личность. К нему мы относим
запрещение импульсивных действий неустойчивого
характера, что, в сущности, является вариантом
внушения, а также запрещение недозволенного
поведения (выпивка, бездеятельность,
попытка хищения или брака). Этот метод
стоит на грани двух главных методов воздействия
– принуждения и убеждения.