Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель работы - изучить социально-психологические методы управления персоналом.
Введение
1. Понятие методов управления
1.1 Социально-психологические методы управления
1.2 Эффективность социально-психологических методов управления
1.3 Сущность социально-психологических аспектов
1.4 Социально-психологический климат в коллективе
2. Использование социально-психологических методов в управлении персоналом на предприятии ОАО «Каустик»
2.1
2.2
2.3
Заключение
Список используемой литературы
1.3 Сущность социально-психологических аспектов
Вряд ли кто – нибудь станет оспаривать утверждение о том, что доходы любой организации в первую очередь зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты и как комфортно они себя чувствуют на рабочем месте и в коллективе.
Теоретически любая организация (а это, согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ, вступившего в силу с 01. 01. 1995г., наиболее широкое определение всех видов юридических лиц) может достичь самых высоких целей, любых прибылей, при наличии двух условий:
- если у нее есть специалисты, способные решать поставленные задачи и
- если осуществляется грамотное руководство этими специалистами.
Для нормальной работы организации необходимо постоянное внимание к решению 3 ключевых задач:
Управление персоналом, как специфическая деятельность, осуществляется с помощью различных методов (способов) воздействия на сотрудников. В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от воздействия на человека выделяют: методы стимулирования; методы информирования; методы убеждения; методы принуждения.
Социально – психологические методы основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. д.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Социально – психологические методы управления персоналом:
Йеннекенс Ж. пишет, что на практике вопросы организации и управления нельзя решать без учета отношения к ним людей и общества в целом. Поскольку менеджер стремиться управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и всего общества и предвидеть их реакцию на свою деятельность.
Человек чувствует себя ущемленным, если при постановке ему задач он не видит собственной выгоды от их выполнения.
Факторами личного характера, играющими важную роль, являются, в частности:
Социально – психологическим методам
1.4 Социально-психологический климат в коллективе
Лучшая помощь – это помощь, в результате
которой ты помогаешь себе сам.
Песталоцци
Сплоченность трудового коллектива зависит от социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал.
Качество социально-
Под социально-психологическим климатом трудового коллектива следует понимать систему социально - психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий. Социально-психологический климат зависит от стиля деятельности коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций, уровня конфликтности, характера критики и самокритики) и др.
Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким - стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).
Критериями благоприятного
социально-психологического климата
могут служить следующие
- во-первых, на уровне коллективного сознания:
- во-вторых, на уровне поведения:
Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Формирование благоприятного
климата и хороших отношений
в каждом трудовом коллективе тесно
связано с процессом адаптации
новых кадров, особенно молодых. В
социально-психологическом
Зная, на каком этапе адаптации находится в данный момент тот или оной работник, можно способствовать успешному переходу его на следующий, более высокий этап путем применения соответствующих способов воздействия
Таблица 1
Процесс социально-психологической адаптации работника на предприятии
№ этапа |
Содержание этапа |
Средний срок адаптации |
1 |
Работник зачислен на предприятие и познакомлен с коллективом. Он начинает расширять круг своих знакомых. |
25 дней |
2 |
Работник каждый свой приход на работу воспринимает положительно. Конфликтов с коллегами и руководителями не имеет. |
5,5 месяца |
3 |
Работник начинает хорошо улавливать настроение коллектива, выступает на собраниях, отстаивает свои предложения и свое мнение. |
2,9 года |
4 |
С мнением работника стали считаться. Его работа оценивается высоко. Работник считает себя полноценным членом коллектива. |
3,5 года |
На адаптацию и стабильность
персонала большое влияние
Выполнение каждого задания
следует обязательно
Если предлагаемое сотрудником
самостоятельное решение
Каждое достижение работника и его инициативу нужно немедленно отметить. Можно благодарить подчиненного в присутствии других сотрудников. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают и не ценят успехов в работе.
Когда работник оказывается в чем-то талантливей и успешнее своего руководителя, этого не является чем-то отрицательным; хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.
Не нужно делать подчиненному, совершившему незначительный проступок, замечания в присутствии других лиц, сотрудников или подчиненных; унижение человека - не лучший способ воспитания.
Нет смысла критиковать людей. Более конструктивной будет критика их ошибок с указанием, от каких недостатков могут происходить подобные ошибки. И уж тем более не нужно указывать на эти недостатки в человеке - он должен сделать все выводы сам.
В конфликтной ситуации губительным будет применение резких, оскорбительных слов (если ситуация может быть разрешена без них).
Очень важно: искра уважения и тем более симпатии, зароненная руководителем в душу подчиненного способна зарядить его на самоотверженную творческую работу, не считаясь со временем.
Точное формулирование своих
мыслей: в манере говорить проявляется
профессиональная грамотность, управленческая
компетентность, общая культура. Легко
очерченная и сформулированная мысль
располагает к общению, избавляет
от потенциальной возможности
Правильно сделанное замечание исключает лишнее раздражение. Иногда полезно высказывать замечания в форме вопроса: "Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?" или "Как, по-вашему …"
Умение руководителя отстаивать интересы всего коллектива и каждого из подчиненных - хорошее средство завоевания авторитета и объединение работников в единую группу.
Доверчивость
и недоверчивость - это важнейшее
качество личности, от которого зависит
социально-психологический
Делегирование полномочий стимулирует
раскрытие способностей, инициативы,
самостоятельности и
В целом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных действий работников, вызванных расхождениями интересов, взглядов, стремлений. Конфликту сопутствует напряженность взаимоотношений.
Частыми причинами конфликтов являются:
Сплочение коллектива предполагает,
прежде всего, выявление причин конфликтов
и проведение соответствующей
Информация о работе Социально-психологические проблемы управления персоналом