Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель работы - изучить социально-психологические методы управления персоналом.
Введение
1. Понятие методов управления
1.1 Социально-психологические методы управления
1.2 Эффективность социально-психологических методов управления
1.3 Сущность социально-психологических аспектов
1.4 Социально-психологический климат в коллективе
2. Использование социально-психологических методов в управлении персоналом на предприятии ОАО «Каустик»
2.1
2.2
2.3
Заключение
Список используемой литературы
Однако полностью избежать
конфликтов в коллективе невозможно.
Без конфликтов, как правило, не обходится
ни один коллектив. Более того, конфликты
имеют наряду с отрицательными последствиями
и положительные. Они помогают членам
коллектива узнать друг друга, получить
более полное представление о
взаимных ожиданиях и претензиях,
а администрации - о недостатках
в организации труда, быта, управлении
производством. Поэтому очень важно,
чтобы столкновение взглядов, позиций
конфликтующих не отдаляли их друг
от друга, чтобы спорные вопросы
разрешались и переставали быть
спорными, чтобы конфликт не пошел
по разрушительному пути. В этой
связи особое значение приобретает
поведение конфликтующих
2.Использование социально-психологических методов в управлении персоналом на предприятии
2.1 Общая характеристика ОАО «Каустик»
Создание и развитие ОАО "Каустик"
непосредственно связано с
На сегодняшний день на предприятии освоены
более 120 наименований продукции, которая
широко известна, пользуется неизменным
спросом и поставляется более чем на 1000
предприятий России, стран СНГ и дальнего
зарубежья.
ОАО "Каустик" является важным составным
звеном всего комплекса химических производств
города Стерлитамака, связанного с такими
предприятиями как ОАО "Сода", ЗАО
"Каучук", ОАО "Стерлитамакский
нефтехимический завод".
Цели создания: в соответствии с Уставом
ОАО «Каустик» целью деятельности Общества
является получение прибыли.
ОАО «Каустик» получены награды: в
2004г.:
- Золотой приз «За технологию и качество»
(г. Женева);
- Золотая медаль Российско-швейцарского
бизнес-клуба «За безупречную деловую
репутацию» (г .Москва);
- Почетный диплом Комитета международных
программ «PROFESSIONAL» (г.Страсбург.).
В 2005г.- Международная награда «Европейское
качество» - за стремление
достичь высокого качества в соответствии
с европейскими стандартами (Оксфорд).
Планы будущей деятельности предприятия:
ОАО «Каустик» с учетом изменения рыночных
отношений проводит политику технического
перевооружения и реконструкции действующих
производств предприятия, направленную
на стабилизацию работы, улучшение экономических
показателей, увеличение объемов производства
пользующейся спросом продукции, снижение
издержек производства и отраженную в
инвестиционной программе предприятия.
Учитывая, что потенциал устойчивого
развития ОАО «Каустик» зависит
от притока квалифицированных и
компетентных молодых работников, акционерное
общество постоянно проводит политику,
направленную на создание рабочих мест
для молодых работников. Проводится работа,
направленная на сочетание трудовых обязанностей
молодых работников с возможностью продолжения
образования, повышения квалификации
и профессионального развития. Проводятся
конкурсы по профессиональному мастерству
среди молодых работников.
ОАО «Каустик» - сплоченная команда профессионалов
и объединяет желание быть первым в любом
деле. Компания гордится своими людьми
и стремится к тому, чтобы каждый работник
гордился тем, что трудится на ОАО «Каустик».
Усилия руководителей направлены на постоянное
развитие творческого и профессионального
потенциала работника и добиваются, чтобы
заинтересованное отношение к работе
было повседневной нормой. Это необходимо
для того, чтобы каждый работник ощущал
себя причастным к деятельности компании,
разделяя ее ценности, внося свой вклад
в достижение общих целей.
Управляющая система предприятия представлена
аппаратом управления, который подразделяется
на относительно обособленные части-органы
управления.
Структура управления является линейно-функциональной,
что позволяет
организовать управление производственным
процессом по линейной схеме, а функциональные
подразделения оказывают методическую
помощь, подготавливают информацию, решают
задачи для соответствующих линейных
руководителей. Соблюдаются принципы
разделения труда, централизации, иерархии
и единоначалия. Такая структура имеет
свои преимущества - четкая система взаимосвязей,
ярко выраженная ответственность, возможность
быстрой реакции в ответ на распоряжения
руководства. Но также и недостатки –
сложность согласования решений из-за
автономности функционирования каждой
сферы деятельности, перегрузка руководителей
высшего уровня, медленное прохождение
информации из-за большого количества
элементов и уровней, а, следовательно,
замедленный темп принятия решений.
2.2 Анализ персонала предприятия
В курсовой работе рассматривается
предприятие ОАО «Каустик», поэтому
для анализа персонала было взято
одно из производств предприятия. Цех
№11 является одним из крупнейших и
довольно значимых производств, где
нужна особая точность и внимательность
персонала. В курсовой работе для
примера и анализа был взят
цех №11 производства поливинилхлорида.
Коллектив бригады из работников мужского
пола. Численность бригады вместе с мастером
составляет 7 работников. Ниже приведена
таблица, где можно увидеть возрастные
данные, разряд, уровень образования каждого
из членов коллектива.
Таблица 1 – Анализ персонала цеха №11 ОАО
№п/п |
Должность |
Возраст работника |
Стаж работы (лет) |
Уровень образования |
Разряд работника |
1 |
Аппаратчик плавления |
21 |
0,7 |
Среднее техническое |
V |
2 |
Аппаратчик чешуирования |
22 |
2 |
Неоконченное высшее |
IV |
3 |
Аппаратчик
нагрева |
31 |
3 |
Два высших образования |
IV |
4 |
Аппаратчик подготовки сырья |
21 |
2 |
Неоконченное высшее |
IV |
5 |
Транспортировщик |
48 |
28 |
Среднее техническое |
III |
6 |
Слесарь- ремонтник |
22 |
2 |
Высшее |
IV |
Анализируя данные приведенной
таблицы, можно увидеть, что в
исследуемой бригаде работают достаточно
образованные люди, окончившие высшие
и средне-специальные учебные
заведения. В основном это молодой
коллектив, возраст которых колеблется
от 21 до 48 лет, но большинством являются
молодые люди. Это говорит о
том, что коллектив находится
еще в стадии развития, динамики.
У работников есть стремление к развитию
и совершенствованию
Разряд работников достаточной высокий,
средний разряд по бригаде равен 4. Люди,
работающие в бригаде достаточно компетентны
в своей области, но для них это не является
пределом, возможно дальнейшее совершенствование
своих способностей.
Стаж работы на предприятии невелик, в
основном, не считая одного работника,
колеблется от 1 года до 3 лет. Это говорит
о том, что люди только начали свою трудовую
деятельность, большая вероятность того,
что многие уволятся или переведутся,
если не будет мотивации и стимулирования
их труда.
Возраст руководителя коллектива (мастера)
равен 24 годам. Он имеет высшее техническое
образование, стаж работы на предприятии
приблизительно равен четырем годам, в
области термической обработки около
года. Мастер постоянно проходит курсы
повышения квалификации. За свою трудовую
деятельность проработал на многих производствах
завода, что говорит о его компетентности
во многих областях.
В целом коллектив мужской, но естественно
имеется своя корпоративная культура,
отмечаются различные дни рождения и праздники.
Цель анализа персонала - исследовать
социально-психологическую обстановку
в цехе № 11.
2.3 Исследование применяемых социально-психологических методов управления персоналом
В ОАО «Каустик» разработана
своя система социально- психологических
методов. На предприятии в специальных
пособиях для руководителей прописаны
рекомендации по общению и воздействию
на каждого работника, несмотря к
какой психологической или
Социально-психологический слой коллектива
- это условная группа людей, которая выделяется
на основе общности каких-то психологических
качеств, настроений, утвердившихся позиций.
«Коллективисты» - работники, которые
тяготеют к коллективным действиям, всегда
поддерживают общественные начинания,
быстро включаются в проводимые в коллективе
мероприятия.
«Индивидуалисты» - работники, которые
отличаются от коллективистов тем, что
больше тяготеют к действиям, направленным
главным образом на удовлетворение своих
личных интересов, не поддерживают коллективные
мероприятия.
«Претензиоиисты». Эти работники предрасположены,
как правило, к активному участию в общих
мероприятиях коллектива, самостоятельны
и настойчивы в достижении целей, но обладают
повышенным тщеславием, обидчивы, хотят
постоянно находиться в центре внимания.
Если их не поняли и не нашли к ним соответствующий
подход, то они становятся в позу недовольных
людей, начинают увлекаться критикой руководства,
коллектива и конкретных мероприятий.
Прежде чем осуществить какие-то общие
мероприятия с «индивидуалистами» и «претензионистами»,
необходимо провести предварительно индивидуальную
работу; выяснить и учесть их мнение и
меру личной заинтересованности и показать
важность их роли в выполнении мероприятия.
«Подражатели». Характерной чертой
этой категории работников слабая самостоятельность
мышления. Главный принцип их взаимоотношений
с людьми - поменьше каких-либо осложнений.
Они приспосабливаются к
Методы работы с этими людьми - проведение
с ними индивидуальных бесед. Надо суметь
пробудить в них чувство собственного
достоинства, убедить в необходимости
активно проявлять свою индивидуальность
и участвовать в жизни коллектива.
«Пассивные». Этой категории людей свойствен
низкий уровень волевой собранности. У
них часто бывают хорошие порывы, им хочется
быть в ряду активных членов коллектива,
но не срабатывает волевой механизм.
Методы работы с этими людьми - применение
специальных мер воздействия, заключающихся
в воспитании волевой собранности, умения
целенаправленно действовать:
Во-первых, подбор, с учетом интересов
и характерных особенностей работника,
видов производственных заданий и поручений,
требующих от него проявления самостоятельности,
собранности, последовательности действия;
Во-вторых, широко использовать шефство
активных, целеустремленных работников
над «пассивными».
«Изолированные». В этой группе оказываются,
прежде всего, работники, которые своими
действиями или высказываниями оттолкнули
от себя большинство членов коллектива.
С ним не разговаривают, стараются не быть
вместе, все отношения носят только служебный
характер. Иногда в подобной ситуации
оказывается честный, прямой, добросовестно
относящийся к труду работник. Причиной
этому может стать обстановка, которая
сложилась в конкретном коллективе.
Прежде всего необходимо настроить актив
коллектива на внимательное отношение
к такому работнику, постараться убедить
его в необходимости серьезной работы
над собой: строже контролировать свои
действия и сопоставлять их с поступками
других членов коллектива.
Молодые работники, не имеющие родителей
или потерявшие кого-либо из них в раннем
возрасте. Эта категория молодых работников
отличается от своих сверстников своеобразием
характера, склонностями, уровнем развитости
способностей, управляемостью эмоций,
а в ряде случаев и общим отношением к
жизни, работе, людям.
Руководитель призван найти правильный
подход к таким работникам, проявить чуткость
и непосредственную заинтересованность
в их успехах в учебе, спорте и т. д. Эффективным
педагогическим приемом работы с такими
молодыми работниками является наставничество.
Работники, имеющие какой-то физический
недостаток. Наличие физического недостатка
иногда вызывает у них стремление обособиться
от всех, а некоторая бестактность к ним
со стороны отдельных людей возбуждает
повышенную мнительность и недоверие
к людям. Как правило, они общественно
малоактивны.
К этой группе людей мастеру надо быть
особенно внимательным (конечно, речь
идет не о подчеркнутом, афишируемом внимании).
Важным в педагогическом плане является
включение этих работников в производственный
коллектив - они не должны почувствовать
какого-то любопытства к себе. Одним из
условий является доброжелательный настрой
коллектива к поступающему, оказание ему
помощи со стороны руководителя и общественного
актива.
Работники из неблагополучных семей. В
неблагополучных семьях происходят ссоры,
царит нервозная обстановка. В таком настроении
люди приходят на производство, и это не
может не сказаться на их взаимоотношениях
с коллегами по работе, с руководителями.
Некоторые работники не умеют управлять
своими эмоциями или «раздражаются» при
обращении с коллегами: нагрубят, резко
ответят.
Нужно постараться оказать влияние на
морально-психологическое состояние этих
людей. В одних случаях мастеру целесообразно
делать вид, что он ничего не знает о происходящем
в семье работника, в других - вызвать работника
на доверительный разговор, помочь советом.
Чтобы не совершать поведенческих ошибок,
на предприятии также была разработана
своя система работы с коллективом в целом
и отдельным работником. Личности были
разделены определенные психологические
типы с определенным названием, краткой
характеристикой каждого из них и рекомендации
по общению с ними. Руководителю при общении
с сотрудниками полезно знать, к какому
психологическому типу характера принадлежит
собеседник. Отнесение собеседника к определенному
типу позволяет выбрать наиболее целесообразную
тактику общения с каждым из них и соответствующим
образом реагировать на его поведение,
чтобы изменить направление беседы в нужном
направлении и добиться от нее больших
результатов.
2.3 Рекомендации по использованию социально-психологических методов управления
Для успешного управления персоналом,
его распределения по психологическим
группам, предсказания поведения каждого
из сотрудников необходимо знать
работника как отдельную
Сангвиником обычно называют человека
живого, подвижного, стремящегося к
частой смене впечатлений, быстро отзывающегося
на все происходящее вокруг, сравнительно
легко переживающего неудачи
и неприятности. Сангвиник - человек
горячий, очень продуктивный работник,
но только тогда, когда относится
к делу с интересом и находится
в состоянии сильного возбуждения.
Сангвиник может быть надежным в любой
работе, кроме автоматической, однообразной
и медлительной. Он более способен к живой,
подвижно деятельности, требующей смекалки,
находчивости и активности. Когда работа
разнообразна и удовлетворяет его склонность
к смене впечатлений, сангвиник целеустремлен,
настойчиво и терпеливо добивается намеченного
результата. Во всех делах в меру сдержан
и спокоен. Однако не терпит помех в работе
с чьей- либо стороны. В случаях таких задержек
в работе часто «опускает руки», проявляет
безразличие к делу и даже апатию.
Холерик - человек быстрый, порывистый,
способный отдаваться делу с исключительной
страстью, но неуравновешенный, склонный
к бурным эмоциональным вспышкам,
резким сменам настроения, быстро истощаемый.
Увлекшись каким-нибудь делом, холерик
расточительно расходует свои силы и в
результате истощается больше, чем следует.
Холерик наиболее успешно выполняет работы
с ярко выраженной цикличностью, где в
какие-то периоды рабочего цикла требуется
максимальное напряжение сил, а потом
деятельность сменяется более спокойной
работой другого характера до следующего
цикла. Но он может со временем приспособиться
и к равномерному ритму работы, которую
хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный
успех.
Следует иметь в виду, что холерический
темперамент более других способствует
возникновению напряженности при выполнении
опасных и ответственных действий, в которых
допускается те или иные неточности.
Поэтому очень важно побуждать и укреплять
уверенность холерика в успехе. Ему свойственно
плохое самообладание. В случаях неудач
он может принять опрометчивые решения.
Самообладанию холерика может способствовать
спокойное, но впечатляющее замечание
руководителя по поводу его несдержанности,
ни в коем случае не унижающее при этом
его достоинство.
Флегматик - медлителен, невозмутим, с
устойчивыми стремлениями и настроением,
слабым внешним выражением своего внутреннего
психологического состояния. Он всегда
внешне спокоен и уравновешен в делах
и поступках, настойчив и упорен в работе
и поведении. Его медлительность компенсируется
повышенной деловой прилежностью.
Флегматик приступает к работе не спеша,
но готовится к ней обстоятельно, ничего
не упуская их поля своего внимания. Врабатывается
в нормальный ритм сравнительно долго.
Теми работы невысок. Однако благодаря
обстоятельной подготовке к работе, упорству
и настойчивости, производительность
его труда может быть вполне удовлетворительной.
Он требователен к качеству своей работы,
но не стремится сделать больше и лучше,
чем от него требуется. Не склонен к смене
видов деятельности и их целей. Более расположен
к однообразной, хорошо им освоенной работе.
Флегматика приходится поторапливать.
И при этом его нельзя упрекать в медлительности,
потому что это его свойство не зависит
от его воли. Его нужно поторапливать,
помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности
в действиях и излишне не опекая.
Меланхоликом называют человека легко
ранимого, склонного глубоко переживать
даже незначительные события, но внешне
вяло реагирующего на окружающих.
Меланхолик в отношении эмоциональной
возбудимости и впечатлительности - полная
противоположность флегматику. Он может
вполне успешно работать в спокойной и
безопасной обстановке, не требующей от
него быстрых реакций и частой смены характера
деятельности. Однако длительное время,
переживая обиды и даже незначительные
«уколы» самолюбия, часто отвлекается
в своих мыслях от выполняемой работы,
допуская невнимательность и ошибки. Поэтому
он врабатывается в нормальный ритм труда
медленно и сохраняет его недолго в результате
периодических появлений апатии и вялости.
Темп работы его непостоянен. Плодотворность
труда может быть весьма высокой при бодром
настроении и низкой - при подавленном.
Все типы темпераментов равноценны. У
каждого из них есть достоинства и недостатки.
Поэтому руководителю нужно знать их особенности
при установлении контактов, распределение
работ, воздействии на подчиненных. Критическое
замечание, например, может вызвать раздражение
у холерика, подтолкнуть к активным действиям
сангвиника, оставить равнодушным флегматика
и выбить из колеи меланхолики.
Люди с резко выраженными чертами определенного
темперамента не так уж часто встречаются.
Однако значительное преобладание черт
какого-нибудь одного типа позволяет относить,
с известной степенью условности, темперамент
людей к тому или иному типу.
Информация о работе Социально-психологические проблемы управления персоналом