Социально-психологический климат в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.

2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.

3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата………………………..5
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического

климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12

2. Исследование социально-психологического климата в группе

2.1 Характеристика группы………………………………………….......18

2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18

2.3 Результаты анализа социально – психологического климата

в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического

климата в группе…………………………………………………..…...30

Заключение…………………………………………………………..……...32

Список используемой литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 173.05 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Введение........................................................................................................3

  1. Теоретические основы социально-психологического климата
    1. Понятие социально-психологического климата………………………..5
    2. Факторы, влияющие на уровень социально – психологического

климата …………………………………………………………………...10

    1. Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12

 2. Исследование социально-психологического климата в группе

     2.1 Характеристика группы………………………………………….......18

    2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18

    2.3 Результаты анализа социально – психологического климата                                                

     в группе………………………………………………………………........28

  1. Рекомендации по повышению уровня социально – психологического   

      климата в группе…………………………………………………..…...30

 Заключение…………………………………………………………..……...32

 Список используемой литературы………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В условиях рыночной экономики персонал является стратегическим ресурсом, от работы которого во многом зависят показатели деятельности предприятия. При этом особое значение имеет уровень социально - психологического климата в коллективе. В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива.

Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность.

Совершенствование социально-психологического климата коллектива это задача развертывания  социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни  людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и  качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический  климат является показателем уровня социального развития коллектива и  его психологических резервов, способных  к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в  структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий  труда.

Данная проблема очень  актуальна, поэтому имеет большое  освещение в литературе таких  учёных как, Кузьмин Е., Волков Н., Обозов Н., Шепель В. и других.

Объектом исследования является формирование благоприятного социально – психологического климата в коллективе. Предметом изучения являются процессы, связанные с развитием социально-психологического климата в данной группе.

Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.

 В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ  понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.

2. Анализ совокупности  личностно - психологических качеств  и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.

3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.

         Вся работа разделена на две  части: теоретическую часть, в  которой рассмотрены основы социально-психологического климата, и практическую часть, в которой производится исследование социально-психологического климата в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы социально-психологического климата.

 

1.1Понятие социально-психологического  климата.

Человек - первоначальный элемент  любой социальной общности. Он нуждается  в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаимоотношений с другими людьми.

Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно  проводят достаточно много времени  вместе, то они постепенно начинают осознавать и существование друг друга психологически. Создается  социально-психологическая общность.

Время, требуемое для такого осознания, и степень осознания  очень сильно зависят от ситуации и характера взаимосвязи людей. Но результат такого осознания практически  всегда один и тот же. Осознание  людьми того, что о них думают и чего от них ждут другие люди, заставляет их некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым  существование взаимоотношений. Когда  такой процесс происходит, то случайное  скопление людей становится группой.

Группа - это совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессий, деятельности и т.д. от толпы она отличается тем, что толпа - это неорганизованное скопление людей, сборище.1

В процессе совместного труда  люди прямо или косвенно связаны  между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив.

Коллектив - это группа людей, связанных устойчивой, совместной и  общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления.

Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или  производственные коллективы. Чтобы  производить материальные и духовные ценности, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в  рамках этих связей существует производство.

Трудовой коллектив - это  организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой  трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые  вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей.2

В каждом коллективе имеется  свой социально-психологический климат.

Понятие «климат» имеет корни  в социальной психологии. Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято  ставить в один ряд с понятиями  духовной атмосферы, духа коллектива и  преобладающего настроения. В отечественной  психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого  подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается  как общественно-психологический  феномен, как состояние коллективного  сознания. Климат понимается как отражение  в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.

Под социально-психологическим  климатом, считает Е.С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое  состояние малой группы, которое  отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.

Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой  социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) анализируют социально-психологический  климат через стиль взаимоотношений  людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования складывается система  межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости  членов группы, их морально единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев  и традиций.

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности  группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность — один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя  основными переменными — уровнем  взаимной симпатии в межличностных  отношениях и степенью привлекательности  группы для ее членов.

Ответственность — контроль над деятельностью с точки  зрения выполнения принятых в организации  правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим  климатом сотрудники стремятся к  принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Контактность и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень  психологической близости между  ними.

Социально-психологический  климат в подразделении во многом зависит от уровня совместимости  и сработанности членов группы. Совместимость  и сработанность определяют степень  взаимосвязанности и взаимозависимости  сотрудников. Эффективно работающая группа — группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает  понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства  и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Совместно  выполняя задания, решая проблемы, люди вырабатывают специфические, только для  этой группы присущие способы регуляции  познавательных и эмоциональных  процессов, стратегии поведения, общий  для группы стиль деятельности. В  таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор  индивидуальных возможностей, развиваются  способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и  действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия сотрудников  коллектив может добиться оптимальной  совместимости и сработанности.3

При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:

Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический  климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись  способно долгое время не разрушаться  и сохранять свою сущность, несмотря на трудности, с которыми сталкивается коллектив.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.

Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат - это состояние психологии трудового  коллектива как единого целого, которое  интегрирует частные групповые  состояния. Климат - это не сумма  групповых состояний, а их интеграл.4

М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия  социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических  связей членов коллектива, возникающей  на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии  три «климатические зоны»:

1) социальный климат, который  определяется тем, насколько на  данном предприятии высока осознанность  работниками общих целей и  задач, насколько здесь гарантировано  соблюдение всех конституционных прав работников как граждан

2) моральный климат, который  определяется моральными ценностями  общепринятыми в данном коллективе 

3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера,  которая складывается между работниками,  находящимися в непосредственном  контакте друг с другом. То  есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.5

Психологический климат, без  оценки личностного отношения к  деятельности и ее результатам, без  учета целой совокупность социальных, экономических и общественно-личностных факторов, сосредоточенных в структурированной и организованной деятельности, остается просто красивым понятием. Часто, им маскируют недостаток профессионализма, выражающийся в ограниченном знании методов и в неспособности их использования в его оптимальном формировании. При обращении к проблемам социально-психологического климата коллектива одним из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат.

Информация о работе Социально-психологический климат в организации