Социально-психологический климат в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.

2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.

3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата………………………..5
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического

климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12

2. Исследование социально-психологического климата в группе

2.1 Характеристика группы………………………………………….......18

2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18

2.3 Результаты анализа социально – психологического климата

в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического

климата в группе…………………………………………………..…...30

Заключение…………………………………………………………..……...32

Список используемой литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 173.05 Кб (Скачать файл)

Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или  иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.6

1.2 Факторы, влияющие  на уровень социально-психологического  климата.

Различные факторы, оказывающие  влияние на социально-психологический  климат, делятся на факторы макросреды и микросреды или внешние и  внутренние. Первые связаны с объективными условиями: общественно-экономической  формацией, материально-технической  базой общества, совершенством общественных отношений. Вторые подразделяются на предметно-вещные (обеспеченность коллектива необходимыми материально-техническими средствами, заданность определенных организационных  структур, определения полномочий коллектива и его должностных лиц) и социально-психологические (наличие неформальных связей, состояние  межличностных отношений, стиль  руководства, уровень психологической  совместимости и т.п. 7

Ряд авторов в качестве одного из важных факторов, оказывающих влияние на социально-психологический климат, выделяют управленческую деятельность руководителей. Но они, как правило, ограничиваются изучением влияния какого-то одного элемента системы управления, чаще всего стиля руководства или личных качеств руководителей, которые, безусловно, оказывают значительное влияние на климат коллектива, но не исчерпывают влияния всей системы управления.

Положение о первичности  общественного бытия по отношению  к общественному сознанию, сформулированное классиками марксизма, обязывает к последовательному распространению принципа отражения на все социально-психологические явления. Применительно к социально-психологическому климату как особой категории социально-психологической реальности это может выразиться в предположении, что различные факторы общественного бытия группы — носителя социально-психологического климата — находят отражение в нем и представлены в виде соответствующих компонентов климата.8

Объективные факторы не прямо, не механически, как известно, определяют психическое отражение. Восприятие, будучи отражением действительности, является не механическим дублированием  внешнего мира, а специфическим процессом, более или менее сложно опосредствованным  деятельностью воспринимаемых аппаратов. Так сформулирована С.Л. Рубинштейном одна из фундаментальных закономерностей детерминации психического. Эта закономерность, очевидно, справедлива и в отношении социально-психологического климата как группового феномена. Во всяком случае, зависимость различных воздействий на коллектив от уровня развития последнего, от состояния его психологии убедительно показана в исследованиях А.В. Петровского и его учеников. Есть все основания полагать, что уровень развития коллектива, особенности личностей, из которых он состоит, выступают опосредствованными факторами влияния управления на социально-психологический климат и что управление как фактор, влияющий на социально-психологический климат, имеет свою представленность в нем в виде управленческо-детерминированной его компоненты.

Таким образом, с учетом как  глобальных, так и локальных компонентов  макросреды можно вычленить следующие  основные факторы социально-психологического климата  первичного коллектива, выходящие  по своему масштабу за его рамки.

1.Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.

2.Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.

3.Культура труда и управления в данной социальной организации.

4.Культура межличностных человеческих отношений и общения.

Кроме того, необходимо учитывать  и взаимовлияние всех названных  факторов, и их многократно опосредованное друг через друга воздействие  на социально-психологический климат первичного коллектива.

1.3Методы анализа  социально-психологического климата  в коллективе.

К наиболее распространенным методам изучения социально-психологического климата организаций относятся  интервью, анкетирование, тестирование и др. Например, общую оценку социально-психологического климата коллектива позволяет дать анкета “Ваша работа в коллективе”, содержащая около 150 вопросов. В процессе ответов на эти вопросы анкетируемый выражает свое отношение к выполняемой  деятельности (удовлетворенность производственной деятельностью), трудовому коллективу, руководству, своему положению (статусу) в коллективе и др.

Достаточно обширную информацию о социально-психологических характеристиках  трудовых коллективов (структуре, межличностной  совместимости, сплоченности и т. п.) позволяют также получить социометрические методики. Однако при их использовании  затруднительно выделить и оценить  отдельные компоненты, составляющие такой интегральный показатель трудового  коллектива, как социально-психологический  климат.

В практике исследований социально-психологического климата используются следующие методы: социометрический, ролевые игры, интервью, тестирование, наблюдение, эксперимент, анкетирование.

Наиболее распространенной методикой изучения межличностных  отношений является социометрическая - метод, структурного анализа малых  групп.

Социометрия означает измерение  межличностных отношений в группе. Самым известным представителем социометрического метода является, американский психиатр, социальный психолог Якоб Морено (1892-1974).     Основное внимание Я. Морено сконцентрировал на психологических взаимоотношениях людей в небольших группах. При разработке социометрической методики им были использованы экспериментальные, методы, некоторые постулаты психоанализа и теории ролей.

Система социометрии Я. Морено, основана на пяти теоретических положениях.

1. Распределение симпатии-антипатии  между людьми связано с существованием  «теле» невидимых нематериальных  сгустков эмоциональной энергии,  простейших единиц чувства, которые  направлены от индивида к индивиду. Эти "теле" подлежат измерению.

2. Человек не  может   существовать  без взаимодействия  с другими людьми,  которое   осуществляются  на двух  уровнях:  спонтанном и реальном. Спонтанным  является уровень, на котором  находятся лица, с которыми данный  индивид хотел бы вступить  в контакт. Реальный представлен  теми, кто действительно является  эмоциональными  партнерами.  Социальная  общность представляет собой  социальный атом, а каждая личность - ядро этого атома,  где собираются  воедино  многочисленные  роли, связанные  с  существованием  других участников.  Вскрыть эти  структуры позволяет разработанные  Я. Морено тест ролей, психодрама, социодрама.

3. Закон социальной гравитации  устанавливает,  что  сплочённость  группы прямо  пропорциональна  влечению участников друг к  другу и обратно пропорциональна  влечению пространственной дистанции  между ними.

4. Социологический закон  - высшие формы коллективной ориентации  развиваются из простейших.

5. Социодинамический закон  отмечает,  что в любой группе  человеческие   привязанности"  распределяются  неравномерно; большая  часть эмоциональных явлений  приходится  на немногих индивидов  (звезды),  большинство участников  оказываются эмоционально обездоленными  (социометрический пролетарий).  Увеличение размеров группы еще более усиливает эту непропорциональность.  Изменить это может только социометрическая революция.     

На основе изложенных принципов  Я. Морено разработал социометрический  тест,  суть  которого  заключается  в измерении чувств симпатии-антипатии, проявляющихся в межличностных  отношениях.  Он  позволяет  дать количественную оценку выборов индивидов  в отношении друг к другу в  процессе  определенного вида деятельности.

Социометрический метод  применяется для исследования  межличностных и межгрупповых отношений  и для изучения структуры малых  групп с целью их улучшений.

Социометрический метод представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри – и межколлективных связей путём выявления отношений между членами коллектива. Отношения между членами коллектива выявляются на основе выбора. Выбор может быть положительным и отрицательным, то есть он выражает желание или нежелание сотрудничать с каким-либо членом коллектива. Отсутствие выбора характеризует безразличие.

Социометрический метод позволяет выявлять:

- степень сплочённости, разобщённости  группы;

- социометрический статус  члена группы;

- внутренние подсистемы, сплочённые подгруппы, во главе  которых могут стоять неформальные  лидеры.

Специфика данного метода состоит в том, что он не может  быть анонимным. Испытуемый может лишь закодировать собственный бланк (социологическую  карточку) ответов, однако код в любом  случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос.9

Так же часто используется метод определения ценостно-ориентационого единства коллектива (ЦОЕК). ЦОЕК - это сближение оценок в нравственной и деловой сфере в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Чем сплоченнее коллектив по ценностным ориентациям, тем выше уровень его развития.

Если, например, одни члены  группы считают, что задача, поставленная перед группой, невыполнима или  что руководитель группы не способен обеспечить ее выполнение из-за своей  некомпетентности, а другие члены  группы придерживаются противоположного мнения и подобные разногласия типичны  для данной группы, то ни о какой  сплоченности не может быть и речи.10

С помощью графического метода можно составить социаграммы, то есть графическое изображение связей внутри коллектива, установленных на основе выбора. Социограммы строятся на основе полученных результатах опроса, занесённых в социоматрицу.

   Внедрение этого  метода в исследования советских  психологов связано с именами  Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и  др.

  Социограммная техника  является существенным дополнением  к табличному подходу в анализе  социометрического материала, ибо  она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

      Анализ  социограммы начинается с отыскания  центральных, наиболее влиятельных  членов, затем взаимных пар и  группировок. Группировки составляются  из взаимосвязанных лиц, стремящихся  выбирать друг друга.

Что бы получить достаточно полную картину эмоциональных отношений  необходимо использовать социометрический метод исследования.

Социометрические исследования включает следующие этапы:

    1. Каждый член группы отвечает вопрос: «Кого из своего коллектива Вы с большим желанием пригласили бы в гости к близким Вам людям?». При этом нужно указать только трёх человек.
    2. Полученные результаты сводятся в таблицу.

На основе данных проведённого социометрического исследования рассчитываются показатель эмоциональной сплочённости и степень удовлетворенности взаимоотношений в коллективе. Что бы вычислить показатель эмоциональной сплочённости необходимо количество взаимных выборов разделить на количество всех выборов и умножить на 100 %. 11

Так же существует  методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение

Для описания типов поведения  людей в конфликтных ситуациях  К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими  измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.

В своем опроснике по выявлению  типичных форм поведения К. Томас  описывает каждый из пяти  перечисленных  возможных вариантов двенадцатью  суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных  ситуациях они сгруппированы  в 30 пар, в каждой из которых респонденту  предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Ещё одна из наиболее известных  методик – методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.

Методика диагностики  самооценки мотивации одобрения  используется для оценки правдивости  высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем  выше у них готовность представить  себя перед другими как полностью  соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать  как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.12

 

 

2. Исследование социально-психологического климата в группе.

2.1 Характеристика  группы.

Информация о работе Социально-психологический климат в организации