Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.
Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата………………………..5
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического
климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12
2. Исследование социально-психологического климата в группе
2.1 Характеристика группы………………………………………….......18
2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18
2.3 Результаты анализа социально – психологического климата
в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического
климата в группе…………………………………………………..…...30
Заключение…………………………………………………………..……...32
Список используемой литературы………………………………………34
Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Ведь выделив факторы, так или иначе влияющие на климат какой-либо группы, мы сможем попытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление.6
1.2 Факторы, влияющие
на уровень социально-
Различные факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат, делятся на факторы макросреды и микросреды или внешние и внутренние. Первые связаны с объективными условиями: общественно-экономической формацией, материально-технической базой общества, совершенством общественных отношений. Вторые подразделяются на предметно-вещные (обеспеченность коллектива необходимыми материально-техническими средствами, заданность определенных организационных структур, определения полномочий коллектива и его должностных лиц) и социально-психологические (наличие неформальных связей, состояние межличностных отношений, стиль руководства, уровень психологической совместимости и т.п. 7
Ряд авторов в качестве одного из важных факторов, оказывающих влияние на социально-психологический климат, выделяют управленческую деятельность руководителей. Но они, как правило, ограничиваются изучением влияния какого-то одного элемента системы управления, чаще всего стиля руководства или личных качеств руководителей, которые, безусловно, оказывают значительное влияние на климат коллектива, но не исчерпывают влияния всей системы управления.
Положение о первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию, сформулированное классиками марксизма, обязывает к последовательному распространению принципа отражения на все социально-психологические явления. Применительно к социально-психологическому климату как особой категории социально-психологической реальности это может выразиться в предположении, что различные факторы общественного бытия группы — носителя социально-психологического климата — находят отражение в нем и представлены в виде соответствующих компонентов климата.8
Объективные факторы не прямо,
не механически, как известно, определяют
психическое отражение. Восприятие,
будучи отражением действительности,
является не механическим дублированием
внешнего мира, а специфическим процессом,
более или менее сложно опосредствованным
деятельностью воспринимаемых аппаратов.
Так сформулирована С.Л. Рубинштейном
одна из фундаментальных
Таким образом, с учетом как
глобальных, так и локальных компонентов
макросреды можно вычленить следующие
основные факторы социально-
1.Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.
2.Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.
3.Культура труда и управления в данной социальной организации.
4.Культура межличностных человеческих отношений и общения.
Кроме того, необходимо учитывать
и взаимовлияние всех названных
факторов, и их многократно опосредованное
друг через друга воздействие
на социально-психологический
1.3Методы анализа
социально-психологического
К наиболее распространенным
методам изучения социально-психологического
климата организаций относятся
интервью, анкетирование, тестирование
и др. Например, общую оценку социально-психологического
климата коллектива позволяет дать
анкета “Ваша работа в коллективе”,
содержащая около 150 вопросов. В процессе
ответов на эти вопросы анкетируемый
выражает свое отношение к выполняемой
деятельности (удовлетворенность
Достаточно обширную информацию
о социально-психологических
В практике исследований социально-психологического климата используются следующие методы: социометрический, ролевые игры, интервью, тестирование, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Наиболее распространенной методикой изучения межличностных отношений является социометрическая - метод, структурного анализа малых групп.
Социометрия означает измерение
межличностных отношений в
Система социометрии Я. Морено, основана на пяти теоретических положениях.
1. Распределение симпатии-
2. Человек не может
существовать без взаимодействия
с другими людьми, которое
осуществляются на двух уровнях:
спонтанном и реальном. Спонтанным
является уровень, на котором
находятся лица, с которыми данный
индивид хотел бы вступить
в контакт. Реальный
3. Закон социальной гравитации
устанавливает, что сплочённость
группы прямо пропорциональна
влечению участников друг к
другу и обратно
4. Социологический закон
- высшие формы коллективной
5. Социодинамический закон
отмечает, что в любой группе
человеческие привязанности"
распределяются неравномерно; большая
часть эмоциональных явлений
приходится на немногих индивидов
(звезды), большинство участников
оказываются эмоционально
На основе изложенных принципов Я. Морено разработал социометрический тест, суть которого заключается в измерении чувств симпатии-антипатии, проявляющихся в межличностных отношениях. Он позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе определенного вида деятельности.
Социометрический метод применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений и для изучения структуры малых групп с целью их улучшений.
Социометрический метод представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри – и межколлективных связей путём выявления отношений между членами коллектива. Отношения между членами коллектива выявляются на основе выбора. Выбор может быть положительным и отрицательным, то есть он выражает желание или нежелание сотрудничать с каким-либо членом коллектива. Отсутствие выбора характеризует безразличие.
Социометрический метод позволяет выявлять:
- степень сплочённости, разобщённости группы;
- социометрический статус члена группы;
- внутренние подсистемы,
сплочённые подгруппы, во
Специфика данного метода состоит в том, что он не может быть анонимным. Испытуемый может лишь закодировать собственный бланк (социологическую карточку) ответов, однако код в любом случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос.9
Так же часто используется
метод определения ценостно-
Если, например, одни члены группы считают, что задача, поставленная перед группой, невыполнима или что руководитель группы не способен обеспечить ее выполнение из-за своей некомпетентности, а другие члены группы придерживаются противоположного мнения и подобные разногласия типичны для данной группы, то ни о какой сплоченности не может быть и речи.10
С помощью графического метода можно составить социаграммы, то есть графическое изображение связей внутри коллектива, установленных на основе выбора. Социограммы строятся на основе полученных результатах опроса, занесённых в социоматрицу.
Внедрение этого
метода в исследования
Социограммная техника
является существенным
Анализ
социограммы начинается с
Что бы получить достаточно
полную картину эмоциональных
Социометрические исследования включает следующие этапы:
На основе данных проведённого социометрического исследования рассчитываются показатель эмоциональной сплочённости и степень удовлетворенности взаимоотношений в коллективе. Что бы вычислить показатель эмоциональной сплочённости необходимо количество взаимных выборов разделить на количество всех выборов и умножить на 100 %. 11
Так же существует методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К.Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К.Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению
типичных форм поведения К. Томас
описывает каждый из пяти перечисленных
возможных вариантов
Ещё одна из наиболее известных методик – методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.12
2. Исследование социально-психологического климата в группе.
2.1 Характеристика группы.
Информация о работе Социально-психологический климат в организации