Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.
Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата………………………..5
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического
климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12
2. Исследование социально-психологического климата в группе
2.1 Характеристика группы………………………………………….......18
2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18
2.3 Результаты анализа социально – психологического климата
в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического
климата в группе…………………………………………………..…...30
Заключение…………………………………………………………..……...32
Список используемой литературы………………………………………34
Взаимных выборов очень много, а это значит, что эмоциональные отношения в данном коллективе находятся на высоком уровне, у людей нет друг к другу неприязни.
4 этап. Теперь определим
социометрический статус
Общепринято деление социометрических статусов на «звёзды» (в моём случае 8 и более выборов), предпочитаемые (3 – 7 выборов), принятые (1 – 2 выборов) и отвергнутые или изолированные (0 выборов).
«Звездой» в данной группе является человек под номером, предпочитаемые люди под номерами 1,2,4,7,9,10,12, принятые члены группы под номерами 5,6,8,11,13, изолированных людей нет.
Для наглядности каждого данные исследования были помещены в социаграмму согласно социометрическому статусу (рис. 4) . В центральном круге располагается «звезда»; во втором круге предпочитаемые статусы; и в третьем принятые; в четвёртом – изолированные (в данном случае отсутствуют).
Рис.4
Социограмма социометрических статусов.
2.3 Результаты
анализа социально –
Итак, были проведены исследования
социально – психологического уровня
группы с помощью таких методов,
как социометрический, метод ценностно
– ориентационного единства коллектива,
графический метод и
В таблице 4 все результаты исследований были сведены воедино, для большей наглядности и простоты.
Таблица 4
Показатели социально – психологического климата в группе.
Коэффициент сплочённости, Кс |
Коэффициент ЦОЕК, К, % |
Показатель эмоциональной сплочённости Кэ, % |
0,6 |
57 % |
84 % |
По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. Из данных социометрического опроса можно сделать вывод, что неформальным лидером коллектива является человек под номером три. Эти же данные подтвердил социометрический метод, человек под номером три – «звезда». Так же этот метод выявил, что в коллективе нет изолированных людей.
Характерно совпадение приятельских и деловых интересов, люди, которые непосредственно вместе заняты в одном деле, также отмечают друг друга как партнеров по общению и времяпрепровождению.
В коллективе не выявлено межличностных конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна.
3. Рекомендации по повышению уровня социально – психологического климата в группе.
В качестве рекомендации по улучшению ситуации можно предложить комплекс тренинговых игр и мероприятий для коллектива, где члены группы имели бы возможность раскрыть себя и наладить отношения с коллективом.
Система проведения психологических тренингов позволяет повысить уровень работы посредством более высоких показателей социально-психологического климата.
Весьма положительно влияет
на гармоничные межличностные
Цель конференции — показать, как молодой человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей, самого себя, как формируется целостная система его представлений о профессиональной деятельности, выявить соответствующие социальные и профессиональные качества, установки, потребности к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Так же необходимо проводить совместные культпоходы, в музеи, театры, кино, ездить на экскурсии в разные города, это поможет людям лучше узнать друг друга, изучить интересы людей, которые находятся с вами в одном коллективе.
Для повышения уровня социально – психологического климата можно проводить спортивные соревнования. Они сплочают команду, появляется командный дух.
Так же необходимо внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.
Отличной мерой может являться участие людей в процессе управления. В университете для этого можно провести день самоуправления, а в организации можно на один день повысить людей в должности. Но следует объективно оценивать ситуацию, т. к. существуют обстоятельства, когда уместно авторитарное, одностороннее решение проблемы.
Справедливая система поощрений, членов группы так же поможет избежать конфликтов, следовательно, уровень социально – психологического климата в коллективе повыситься.
Так же необходимо поручать работу неформальным группам при ответственности за ее выполнение неформальных лидеров, стимулировать активность членов группы, не “отметать с порога” спорные идеи, не поощрять анонимность, но храните тайну, если человек, к примеру, предъявил претензии коллеге.
Повышение уровня социально – психологического климата производит совместное обучение. У членов группы формируется чувство причастности и возникает мотивация к дальнейшей работе. Также обучение позволяет узнать о нуждах и потребностях подчиненных.
Заключение.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий малой группы, трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива. Малой группой называется группа людей, численностью от нескольких до нескольких десятков человек, объединенных – в том числе формально – общими целями и задачами, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения. Трудовой коллектив – организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей. Социально – психологический климат коллектива – это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния. Было отмечено, что социально-психологический климат является важной составляющей, результатом межличностных взаимоотношений в коллективе. Он оказывает влияние как на продуктивность деятельности коллектива в целом, так и на эмоциональное благополучие каждого члена группы.
Так же были рассмотрены факторы, влияющие на уровень социально – психологического климата. Самыми главными факторами оказались:
1.Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.
2.Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.
3.Культура труда и управления в данной социальной организации.
4.Культура межличностных человеческих отношений и общения.
Было проведено
В данном коллективе наблюдается достаточно высокий уровень группового развития, члены его в основном действую сообща, удовлетворены принадлежностью к данному коллективу, что свидетельствует о благополучном социально-психологическом климате.
Так же был составлен список рекомендаций для повышения уровня социально-психологического климата в коллективе. Данные рекомендации помогут сплотить коллектив, улучшить эмоциональное общение и просто помогут приятно провести время вместе со своим коллективом.
Список используемой литературы.
1.Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.-С.98
2.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 392—398.
3.Аширов Д. Организационное поведение: Учебник Издательство: "ТК Велби", 2006-С.58
4.Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л., 2002 – С.56
5.Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - М.: ИНФРА-М, 1997-С.44
6.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.- С.89
7.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2001-С.27
8.Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 2000. – С.119-121
9.Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 2003 – С.189-191
10.Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов/ Н.С. Минаева, Д.В Приваров, Э.Л. Бондар и др.; под общей ред. Н.С. Минаевой. М.:Академический проспект, 2007 – С.130-141
11.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М., 1981.— С.49
12.Петровский А.В. и Шпалинский В.В. "Социальная психология коллектива" Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2008 г. – С.56
13.Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально - психологические основы организации коллектива. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999 г. – С. 43
14.Шевандрин Н.И Определение единства ценностных ориентаций и уровня развития групп выборочным методом – С. 145-146
15.Доступно на www.hrm.ru
1 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - М.: ИНФРА-М, 1997-С.44
2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2001-С.27
3 Доступно на www.hrm.ru
4 Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально - психологические основы организации коллектива. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999 г.
5 Аширов. Д Организационное поведение: Учебник Издательство: "ТК Велби", 2006-С.58
6 Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.-С.98
7 Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 392—398.
8 Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М., 1981.— 49 с.
9 Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов/ Н.С. Минаева, Д.В Приваров, Э.Л. Бондар и др.; под общей ред. Н.С. Минаевой. М.: Академический проспект, 2007 – С.130-141
10 Петровский А. В. и Шпалинский В. В. "Социальная психология коллектива"
Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2008 г. – С.56
11 Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 2000. – С.119-121
12 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.- С.89
13 Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 2003 – С.189-191
14 Шевандрин Н.И Определение единства ценностных ориентаций и уровня развития групп выборочным методом – С. 145-146
15 Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л., 2002
Информация о работе Социально-психологический климат в организации