Социально-психологический климат в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.

2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.

3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата………………………..5
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического

климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12

2. Исследование социально-психологического климата в группе

2.1 Характеристика группы………………………………………….......18

2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18

2.3 Результаты анализа социально – психологического климата

в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического

климата в группе…………………………………………………..…...30

Заключение…………………………………………………………..……...32

Список используемой литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 173.05 Кб (Скачать файл)



 

Взаимных выборов очень  много, а это значит, что эмоциональные  отношения в данном коллективе находятся  на высоком уровне, у людей нет  друг к другу неприязни.

4 этап. Теперь определим  социометрический статус каждого  члена группы, т.е. его положение  в системе эмоционально – личных  отношений.

Общепринято деление социометрических статусов на «звёзды» (в моём случае 8 и более выборов), предпочитаемые (3 – 7 выборов), принятые (1 – 2 выборов) и отвергнутые или изолированные (0 выборов).

«Звездой» в данной группе является человек под номером, предпочитаемые люди под номерами 1,2,4,7,9,10,12, принятые члены группы под номерами 5,6,8,11,13, изолированных людей нет.

Для наглядности каждого  данные исследования были помещены в социаграмму согласно социометрическому статусу (рис. 4) . В центральном круге располагается «звезда»; во втором круге предпочитаемые статусы; и в третьем принятые; в четвёртом – изолированные (в данном случае отсутствуют).

Рис.4

Социограмма социометрических статусов.

 

2.3 Результаты  анализа социально – психологического  климата в группе.

Итак, были проведены исследования социально – психологического уровня группы с помощью таких методов, как социометрический, метод ценностно  – ориентационного единства коллектива, графический метод и социометрический опрос. Все эти методы помогают увидеть  полную эмоциональную картину в  коллективе, оценить уровень сплочённости, выявить неформальных лидеров группы, выявить симпатии и антипатии членов группы.

 

 

В таблице 4 все результаты исследований были сведены воедино, для большей наглядности и  простоты.

Таблица 4

Показатели социально  – психологического климата в  группе.

Коэффициент сплочённости, Кс

Коэффициент  ЦОЕК, К, %

Показатель эмоциональной  сплочённости  Кэ, %

0,6

57 %

84 %


 

По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие  показатели по всем трем компонентам. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают  позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к  сотрудничеству. Из данных социометрического опроса можно сделать вывод, что неформальным лидером коллектива является человек под номером три. Эти же данные подтвердил социометрический метод, человек под номером три – «звезда». Так же этот метод выявил, что в коллективе нет изолированных людей.

Характерно совпадение приятельских и деловых интересов, люди, которые  непосредственно вместе заняты в  одном деле, также отмечают друг друга как партнеров по общению  и времяпрепровождению.

В коллективе не выявлено межличностных  конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна.

 

 

 

 

 

 

 

3. Рекомендации по повышению уровня социально – психологического климата в группе.

В качестве рекомендации по улучшению ситуации можно предложить комплекс тренинговых игр и мероприятий  для коллектива, где члены группы имели бы возможность раскрыть себя и наладить отношения с коллективом.

Система проведения психологических тренингов позволяет повысить уровень работы посредством более высоких показателей социально-психологического климата.

Весьма положительно влияет на гармоничные межличностные отношения  проведение в вузах научно-практических конференций по различным направлениям.

Цель конференции —  показать, как молодой человек  познает и воспринимает сложный  мир социальных отношений, других людей, самого себя, как формируется целостная  система его представлений о  профессиональной деятельности, выявить  соответствующие социальные и профессиональные качества, установки, потребности к  активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Так же необходимо проводить  совместные культпоходы, в музеи, театры, кино, ездить на экскурсии в разные города, это поможет людям лучше  узнать друг друга, изучить интересы людей, которые находятся с вами в одном коллективе.

Для повышения уровня социально  – психологического климата можно  проводить спортивные соревнования. Они сплочают команду, появляется  командный дух.

Так же необходимо внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам.

Отличной мерой может  являться участие людей в процессе управления. В университете для этого можно провести день самоуправления, а в организации можно на один день повысить людей в должности. Но следует объективно оценивать ситуацию, т. к. существуют обстоятельства, когда уместно авторитарное, одностороннее решение проблемы.

Справедливая система поощрений, членов группы так же поможет избежать конфликтов, следовательно, уровень социально – психологического климата в коллективе повыситься.

Так же необходимо поручать работу неформальным группам при ответственности за ее выполнение неформальных лидеров, стимулировать активность членов группы, не “отметать с порога” спорные идеи, не поощрять анонимность, но храните тайну, если человек, к примеру, предъявил претензии коллеге.

Повышение уровня социально  – психологического климата производит совместное обучение. У членов группы формируется чувство причастности и возникает мотивация к дальнейшей работе. Также обучение позволяет узнать о нуждах и потребностях подчиненных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе был проведен теоретический анализ понятий малой  группы, трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива. Малой группой называется группа людей, численностью от нескольких до нескольких десятков человек, объединенных – в том числе формально – общими целями и задачами, как правило, находящихся в личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения. Трудовой коллектив – организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей. Социально – психологический климат коллектива – это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния. Было отмечено, что социально-психологический климат является важной составляющей, результатом межличностных взаимоотношений в коллективе. Он оказывает влияние как на продуктивность деятельности коллектива в целом, так и на эмоциональное благополучие каждого члена группы.

Так же были рассмотрены  факторы, влияющие на уровень социально – психологического климата. Самыми главными факторами оказались:

1.Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.

2.Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.

3.Культура труда и управления в данной социальной организации.

4.Культура межличностных человеческих отношений и общения.

Было проведено экспериментальное  исследование, включавшее диагностику  социально-психологического климата  коллектива с помощью четырёх методов, таких как социометрический опрос, метод ЦОЕК, графический метод, социометрический метод.

В данном коллективе наблюдается достаточно высокий уровень группового развития, члены его в основном действую сообща, удовлетворены принадлежностью к данному коллективу, что свидетельствует о благополучном социально-психологическом климате.

Так же был составлен список рекомендаций для повышения уровня социально-психологического климата  в коллективе. Данные рекомендации помогут сплотить коллектив, улучшить эмоциональное общение и просто помогут приятно провести время  вместе со своим коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1.Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.-С.98

2.Андреева Г. М. Социальная психология. М.:  Изд-во МГУ, 1981. С. 392—398.

3.Аширов  Д. Организационное поведение: Учебник Издательство: "ТК Велби", 2006-С.58

4.Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л., 2002 – С.56

5.Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - М.: ИНФРА-М, 1997-С.44

6.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.,  Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.- С.89

7.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело,  2001-С.27

8.Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 2000. – С.119-121

9.Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 2003 – С.189-191

10.Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов/ Н.С. Минаева, Д.В Приваров, Э.Л. Бондар и др.; под общей ред. Н.С. Минаевой. М.:Академический проспект, 2007 – С.130-141

11.Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М., 1981.— С.49

12.Петровский А.В. и Шпалинский В.В. "Социальная психология коллектива" Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2008 г. – С.56

13.Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально - психологические основы организации коллектива. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999 г. – С. 43

14.Шевандрин Н.И Определение единства ценностных ориентаций и уровня развития групп выборочным методом – С. 145-146

15.Доступно на www.hrm.ru

1 Кибанов А.Я. Управление персоналом организации - М.: ИНФРА-М, 1997-С.44

2 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело,  2001-С.27

3 Доступно на www.hrm.ru

4 Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально - психологические основы организации коллектива. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999 г.

5 Аширов. Д Организационное поведение: Учебник Издательство: "ТК Велби", 2006-С.58

6 Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.-С.98

7 Андреева Г. М. Социальная психология. М.:  Изд-во МГУ, 1981. С. 392—398.

8 Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М., 1981.— 49 с.

9 Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов/ Н.С. Минаева, Д.В Приваров, Э.Л. Бондар и др.; под общей ред. Н.С. Минаевой. М.: Академический проспект, 2007 – С.130-141

10 Петровский А. В. и Шпалинский В. В. "Социальная психология коллектива"

Учебное пособие для студентов  пед. ин-тов. М., «Просвещение», 2008 г. – С.56

11 Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 2000. – С.119-121

12 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.,  Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.- С.89

13 Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 2003 – С.189-191

14 Шевандрин Н.И Определение единства ценностных ориентаций и уровня развития групп выборочным методом – С. 145-146

15 Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – Л., 2002


Информация о работе Социально-психологический климат в организации