Социально-психологический климат в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.

2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.

3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата………………………..5
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического

климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12

2. Исследование социально-психологического климата в группе

2.1 Характеристика группы………………………………………….......18

2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18

2.3 Результаты анализа социально – психологического климата

в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического

климата в группе…………………………………………………..…...30

Заключение…………………………………………………………..……...32

Список используемой литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 173.05 Кб (Скачать файл)

Исследования проводятся на группе количеством 13 человек, из них  четверо молодых людей и девять девушек. Группа трудится вместе уже  достаточно давно, два года. Возраст  всех членов группы находиться в промежутке от 18 до 20 лет. В группе имеются иногородние люди в количестве трёх человек, они приехали из таких городов как Кинешма и Суздаль. Все члены группы учатся в одном университете, а именно в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете Ивановском Филиале (РГТЭУ ИФ)  на втором курсе по специальности менеджмент организации.

Для того что бы упростить  анализ социально-психологического климата  в данной группе, всем испытуемым были присвоены номера от 1 до 13.

2.2 Анализ социально-психологического  климата в группе.

В работе сделан анализ социально-психического климата в группе, с помощью  таких методов как социометрический опрос, метод ценностно-ориентационного  единства коллектива (ЦОЕК), графический  и социометрический методы.

Итак, сначала был проведён социометрический опрос. Исследование с помощью данного метода содержит два основных этапа:

1 этап. Заполнение индивидуальной  анкеты (рис.1)

                                                           Рис.1

 

 

 В центре проставляется порядковый номер члена группы, заполняющего анкету, а в секторах верхней и нижней половины – порядковые номера остальных. При заполнение анкеты, испытуемые должны ответить на вопросы: « К кому из группы вы испытываете симпатии?», «К кому из группы вы испытываете антипатии?».

На рисунке 2 представлены анкеты членов группы.

 

 

 

Рис.2 Анкеты всех членов группы.

 

Этап 2. Результаты заполненных анкет переносятся в таблицу (табл. 1)

 

 

Таблица 1.

Результаты социометрического  опроса.                         

Члены

группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

  0

  +

  +

  0

  0

  0

  +

  0

  +

  0

  +

  +

  0

2

  0

  0

  0

  +

  0

  0

  0

  0

  0

  0

  0

  0

  0

3

  +

  0

  0

  0

  0

  0

  +

  0

  +

  0

   +

  0

  0

4

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

5

  0

  0

  0

  0

  0

  0

  0

  +

  0

  0

  0

  0

  0

6

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

7

  +

  0

  +

   0

  0

  0

  0

  0

  +

  +

  +

  +

  0

8

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

9

  +

  0

  +

  0

  0

  0

  +

  0

  0

  0

  +

  0

  0

10

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

11

  +

  0

  +

  0

  0

  0

  +

  0

  +

  0

  0

  0

  0

12

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

13

  0

  0

  +

  0

  0

  +

  0

  0

  0

  0

  0

  +

  0




 

                                                 

Условные обозначения:

симпатии «+», антипатии «–», социальная пассивность (равнодушие) «0».

 В процессе обработки таблицы выявляется своя преобладающая эмоциональная атмосфера, сдерживающая поведение всех членов группы или раскрывающая их, своя культура отношений и свои нормы поведения. Позитивный уровень морально – психологического климата таблицы межличностных отношений, составляющий до 20 %,отражает низкую стадию коллективного сознания – «мы ничего не можем», до 60 % – «мы кое-что можем», до 100 % – «мы всё можем».

Исследуемая мной группа находится  на уровне «мы сможем всё».

Для качественной оценки психологического климата в группе определяют коэффициент  соотношения полученных положительных  выборов к максимальному количеству положительных выборов.

Этот коэффициент характеризует  сплочённости группы и называется коэффициентом  сплочённости или коэффициентом  стабильности коллектива.

Он определяется: Кс = ∑ (+) / (max ∑ (+)),

где max ∑ (+) = n x (n – 1);

n – Количество человек в группе.

Рассчитаем коэффициент  сплочённости исследуемой группы:

max ∑ (+) = 13 x (13–1) = 156

Кс = 94 / 156 = 0,6

Чем выше значение коэффициента сплочённости, (максимальное его значение равно 1) тем сплочённее коллектив и наоборот. Исследования группы показали, что сплочённость группы равна 0,6; это означат что группа сплочённая.

Так же используя социометрический опрос можно выявить неформального  лидера группы, для этого необходимо определить коэффициент соотношения  выбора для каждого члена группы:

Кс ′ = ∑′ (+) \ max ∑ (+),

где ∑′ (+) – полученные положительные выборы конкретного участника опроса.

Сделав данные расчеты, получились следующие результаты:

Кс 1 ′ = 9 / 156 = 0,057

Кс 2 ′ = 6 / 156 = 0,038

Кс 3 ′ = 10 / 156 = 0,064

Кс 4 ′ = 6 / 156 = 0,038

Кс 5 ′ = 5 / 156 = 0,032

Кс 6 ′ = 6 / 156 = 0,038

Кс 7 ′ = 9 / 156 = 0,057

Кс 8 ′ = 6 / 156 = 0,038

Кс 9 ′ = 9 / 156  = 0,057

Кс 10 ′ = 6 / 156 = 0,038

Кс 11 ′ = 9 / 156 = 0,057

Кс 12 ′ = 8 / 156 = 0,051

Кс 13 ′ = 5 / 156 = 0,032

Высокий коэффициент соотношений  выборов у того или иного участника  группы говорит о его популярности в группе, об уважении и симпатии к нему, о его неформальном лидерстве  в коллективе.13

Самый высокий коэффициент  сплочённости принадлежит участнику  под номером три, он и является неформальным лидером группы.

Следующий метод, с помощью которого проводилось исследование социально – психологического климата в группе является метод ценностно – ориентационного   единства коллектива (ЦОЕК).

Данная методика позволяет определить доминирующие ценности исследуемой группы.  При обработке по  типу  социометрии можно получить   данные о структуре взаимоотношений в исследуемой.

группе.

Исследование состоит  из двух этапов:

1 этап. Каждый человек выделяет для себя главное, к чему  он хотел бы стремиться. Это и  определенные  цели,  которых необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства). Всей группе раздаются листы с указанными 10 качественными характеристиками личности, которые располагаются без учёта степени важности: требовательность, добросовестность, чуткость, тактичность, доброжелательность, принципиальность, энергичность, грамотность, скромность.

2 этап. Каждый студент  должен проранжировать перечисленные  качества. У наиболее важного  качества ранг равен 1, у менее  – 10.  Полученные данные сводятся  в таблицу (табл.2).

Таблица 2.

Данные исследования характеристик  личности.

Члены

группы

Треб-ть

Добросо-

вестность

Чуткость

Такт-ть

Доброже-

лательность

Прин-ть

Энерг-ть

Грамот-ть

Самост-ть

Скром-ть

№ 1

  8

  2

  7

  9

   3

  4

  1

  10

  5

  6

№ 2

  6

  4

  5

  2 

   10

  1

  9

   7

  8

  3

№ 3

  3

  6

  9

  2

    7

  8

  5

  4

  1

  10

№ 4

  6

  3

  7

  5

    4

  2

  8

  9

  1

  10

№ 5

  6

  7

  4

  9

    5

  8

  1

  2

  3

  10

№ 6

  9

  1

  8

  7

    3

  6

  5

  10

  2

  4

№ 7

  2

  1

  5

  3

    4

  7

  8

  9

  6

  10

№ 8

  2

  5

  9

  7

    1

  3

  8

  6   

  4

  10

№ 9

  6

  7

  4

  8

    3

  5

  1

  10

  2

  9

№ 10

  4

  1

  7

  5

    2

  6

  3

  8

  9

  10

№ 11

  9

  4

  10

  3

    6

  5

  1

  7

  2

  8

№ 12

  4

  5

  9

  8

    7

  2

  1

  6

  3

  10

№ 13

  3

  4

  9

  7

    8

  2

  5

  6

  1

  10

Сумма

68

50

93

75

   63

59

56

94

47

114

Ср.сумма

5,2

3,8

7,15

5,8

   4,8

4,5

4,3

7,2

3,6

8,8


                               

Обработка результатов осуществляется следующим образом:

Самыми важными будут  те качества личности, которые заняли первые три места. В нашем случае это добросовестность, энергичность и самостоятельность. Дальше высчитываем коэффициент ЦОЕК, который определяется по формуле:

К = b / b max x 100 %

b max = 6 x n, где b – количество реальных попаданий (в первую и последнюю тройку мест), b max – количество возможных попаданий (в первую и последнею тройку мест), n – число членов группы.14

Коэффициент ЦОЕК равен 57 %, данное значение коэффициента говорит о том, что группа состоялась как коллектив, но  ценностные ориентации пока не у всех одинаковы.

Далее использовался такой  метод, как графический. По результатам  опроса, занесенных в социоматрицу, строятся социограммы. Этот метод нужен для приема и регистрации, классификации и представления информации, которая отражает коммуникации, установки, отношения и статус  людей в малых группах,  а также статус различных групп и взаимоотношения между ними.

Каждый член группы, получив  список всего коллектива, должен самостоятельно построить социаграмму  взаимоотношений. Число членов группы, задействованных в социограмме, выбирается произвольно. На рисунке 3 показаны социограммы членов испытуемой группы.

 

 

 

                                        рис.3

Анализируя  данные социограмм можно сделать вывод, что в группе почти все испытываю, друг к другу взаимную симпатию, взаимные неприязни отсутствуют, так же нет изолируемых элементов. Этот метод ещё раз подтверждает,  что рассматриваемый коллектив имеет достаточно высокий уровень сплочённости.

И ещё один метод, использовавшиеся для анализа социально-психологического климата коллектива, социометрический.

Социометрическое исследование заключает следующие этапы:

1 этап. Каждый член группы  отвечает на вопрос: «Кого из своего коллектива Вы с большим желанием пригласили бы в гости к близким вам людям?». При этом нужно указать только трёх человек.

2 этап. Полученные результаты  сводятся в таблицу (табл. 3) . По горизонтали заполняются данные о тех, кто выбирает. По вертикалям получают данные о тех, кого выбирают. Взаимный выбор обозначается *. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.

3 этап. Подставляют данные  в формулу: Кэ = S/m x 100%,

где Кэ – показатель эмоциональной  сплочённости, степень удовлетворённости  взаимоотношений в коллективе;

S – количество взаимных выборов;

m – количество всех выборов.15

Кэ = 33/39 х 100 % = 84 %

Показатель эмоциональной  сплочённости равен 84 %, а это очень  высокий результат.

Таблица 3.

Данные социометрического  исследования

Студент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

   

*

         

*

 

*

   

2

*

   

*

 

*

             

3

*

             

*

     

*

4

 

*

     

*

     

*

     

5

   

*

       

*

*

       

6

 

*

 

*

         

*

     

7

   

*

           

*

 

*

 

8

     

*

*

           

*

 

9

*

 

*

             

*

   

10

 

*

*

     

*

           

11

*

 

*

         

*

       

12

   

*

     

*

 

*

       

13

   

*

     

*

       

*

 

Информация о работе Социально-психологический климат в организации