Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социально – психологического климата в коллективе.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата.
2. Анализ совокупности личностно - психологических качеств и межколлективных связей, наиболее значимых при формировании морально-психологического климата.
3. Составить рекомендации по повышению уровня социально-психологического климата в группе.
Введение........................................................................................................3
Теоретические основы социально-психологического климата
Понятие социально-психологического климата………………………..5
Факторы, влияющие на уровень социально – психологического
климата …………………………………………………………………...10
Методы анализа социально-психологического климата коллективе…………………………………………………………….…....12
2. Исследование социально-психологического климата в группе
2.1 Характеристика группы………………………………………….......18
2.2 Анализ социально-психологического климата в группе…….........18
2.3 Результаты анализа социально – психологического климата
в группе………………………………………………………………........28
Рекомендации по повышению уровня социально – психологического
климата в группе…………………………………………………..…...30
Заключение…………………………………………………………..……...32
Список используемой литературы………………………………………34
Исследования проводятся на группе количеством 13 человек, из них четверо молодых людей и девять девушек. Группа трудится вместе уже достаточно давно, два года. Возраст всех членов группы находиться в промежутке от 18 до 20 лет. В группе имеются иногородние люди в количестве трёх человек, они приехали из таких городов как Кинешма и Суздаль. Все члены группы учатся в одном университете, а именно в Российском Государственном Торгово-Экономическом Университете Ивановском Филиале (РГТЭУ ИФ) на втором курсе по специальности менеджмент организации.
Для того что бы упростить анализ социально-психологического климата в данной группе, всем испытуемым были присвоены номера от 1 до 13.
2.2 Анализ социально-
В работе сделан анализ социально-психического
климата в группе, с помощью
таких методов как
Итак, сначала был проведён социометрический опрос. Исследование с помощью данного метода содержит два основных этапа:
1 этап. Заполнение индивидуальной анкеты (рис.1)
В центре проставляется порядковый номер члена группы, заполняющего анкету, а в секторах верхней и нижней половины – порядковые номера остальных. При заполнение анкеты, испытуемые должны ответить на вопросы: « К кому из группы вы испытываете симпатии?», «К кому из группы вы испытываете антипатии?».
На рисунке 2 представлены анкеты членов группы.
Рис.2 Анкеты всех членов группы.
Этап 2. Результаты заполненных анкет переносятся в таблицу (табл. 1)
Таблица 1.
Результаты социометрического
опроса.
Члены группы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
0 |
+ |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
0 |
Условные обозначения:
симпатии «+», антипатии «–», социальная пассивность (равнодушие) «0».
В процессе обработки таблицы выявляется своя преобладающая эмоциональная атмосфера, сдерживающая поведение всех членов группы или раскрывающая их, своя культура отношений и свои нормы поведения. Позитивный уровень морально – психологического климата таблицы межличностных отношений, составляющий до 20 %,отражает низкую стадию коллективного сознания – «мы ничего не можем», до 60 % – «мы кое-что можем», до 100 % – «мы всё можем».
Исследуемая мной группа находится на уровне «мы сможем всё».
Для качественной оценки психологического
климата в группе определяют коэффициент
соотношения полученных положительных
выборов к максимальному
Этот коэффициент
Он определяется: Кс = ∑ (+) / (max ∑ (+)),
где max ∑ (+) = n x (n – 1);
n – Количество человек в группе.
Рассчитаем коэффициент сплочённости исследуемой группы:
max ∑ (+) = 13 x (13–1) = 156
Кс = 94 / 156 = 0,6
Чем выше значение коэффициента сплочённости, (максимальное его значение равно 1) тем сплочённее коллектив и наоборот. Исследования группы показали, что сплочённость группы равна 0,6; это означат что группа сплочённая.
Так же используя социометрический
опрос можно выявить
Кс ′ = ∑′ (+) \ max ∑ (+),
где ∑′ (+) – полученные положительные выборы конкретного участника опроса.
Сделав данные расчеты, получились следующие результаты:
Кс 1 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 2 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 3 ′ = 10 / 156 = 0,064
Кс 4 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 5 ′ = 5 / 156 = 0,032
Кс 6 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 7 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 8 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 9 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 10 ′ = 6 / 156 = 0,038
Кс 11 ′ = 9 / 156 = 0,057
Кс 12 ′ = 8 / 156 = 0,051
Кс 13 ′ = 5 / 156 = 0,032
Высокий коэффициент соотношений выборов у того или иного участника группы говорит о его популярности в группе, об уважении и симпатии к нему, о его неформальном лидерстве в коллективе.13
Самый высокий коэффициент сплочённости принадлежит участнику под номером три, он и является неформальным лидером группы.
Следующий метод, с помощью которого проводилось исследование социально – психологического климата в группе является метод ценностно – ориентационного единства коллектива (ЦОЕК).
Данная методика позволяет определить доминирующие ценности исследуемой группы. При обработке по типу социометрии можно получить данные о структуре взаимоотношений в исследуемой.
группе.
Исследование состоит из двух этапов:
1 этап. Каждый человек выделяет для себя главное, к чему он хотел бы стремиться. Это и определенные цели, которых необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства). Всей группе раздаются листы с указанными 10 качественными характеристиками личности, которые располагаются без учёта степени важности: требовательность, добросовестность, чуткость, тактичность, доброжелательность, принципиальность, энергичность, грамотность, скромность.
2 этап. Каждый студент
должен проранжировать
Таблица 2.
Данные исследования характеристик личности.
Члены группы |
Треб-ть |
Добросо- вестность |
Чуткость |
Такт-ть |
Доброже- лательность |
Прин-ть |
Энерг-ть |
Грамот-ть |
Самост-ть |
Скром-ть |
№ 1 |
8 |
2 |
7 |
9 |
3 |
4 |
1 |
10 |
5 |
6 |
№ 2 |
6 |
4 |
5 |
2 |
10 |
1 |
9 |
7 |
8 |
3 |
№ 3 |
3 |
6 |
9 |
2 |
7 |
8 |
5 |
4 |
1 |
10 |
№ 4 |
6 |
3 |
7 |
5 |
4 |
2 |
8 |
9 |
1 |
10 |
№ 5 |
6 |
7 |
4 |
9 |
5 |
8 |
1 |
2 |
3 |
10 |
№ 6 |
9 |
1 |
8 |
7 |
3 |
6 |
5 |
10 |
2 |
4 |
№ 7 |
2 |
1 |
5 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
6 |
10 |
№ 8 |
2 |
5 |
9 |
7 |
1 |
3 |
8 |
6 |
4 |
10 |
№ 9 |
6 |
7 |
4 |
8 |
3 |
5 |
1 |
10 |
2 |
9 |
№ 10 |
4 |
1 |
7 |
5 |
2 |
6 |
3 |
8 |
9 |
10 |
№ 11 |
9 |
4 |
10 |
3 |
6 |
5 |
1 |
7 |
2 |
8 |
№ 12 |
4 |
5 |
9 |
8 |
7 |
2 |
1 |
6 |
3 |
10 |
№ 13 |
3 |
4 |
9 |
7 |
8 |
2 |
5 |
6 |
1 |
10 |
Сумма |
68 |
50 |
93 |
75 |
63 |
59 |
56 |
94 |
47 |
114 |
Ср.сумма |
5,2 |
3,8 |
7,15 |
5,8 |
4,8 |
4,5 |
4,3 |
7,2 |
3,6 |
8,8 |
Обработка результатов осуществляется следующим образом:
Самыми важными будут те качества личности, которые заняли первые три места. В нашем случае это добросовестность, энергичность и самостоятельность. Дальше высчитываем коэффициент ЦОЕК, который определяется по формуле:
К = b / b max x 100 %
b max = 6 x n, где b – количество реальных попаданий (в первую и последнюю тройку мест), b max – количество возможных попаданий (в первую и последнею тройку мест), n – число членов группы.14
Коэффициент ЦОЕК равен 57 %, данное значение коэффициента говорит о том, что группа состоялась как коллектив, но ценностные ориентации пока не у всех одинаковы.
Далее использовался такой метод, как графический. По результатам опроса, занесенных в социоматрицу, строятся социограммы. Этот метод нужен для приема и регистрации, классификации и представления информации, которая отражает коммуникации, установки, отношения и статус людей в малых группах, а также статус различных групп и взаимоотношения между ними.
Каждый член группы, получив список всего коллектива, должен самостоятельно построить социаграмму взаимоотношений. Число членов группы, задействованных в социограмме, выбирается произвольно. На рисунке 3 показаны социограммы членов испытуемой группы.
Анализируя данные социограмм можно сделать вывод, что в группе почти все испытываю, друг к другу взаимную симпатию, взаимные неприязни отсутствуют, так же нет изолируемых элементов. Этот метод ещё раз подтверждает, что рассматриваемый коллектив имеет достаточно высокий уровень сплочённости.
И ещё один метод, использовавшиеся для анализа социально-психологического климата коллектива, социометрический.
Социометрическое исследование заключает следующие этапы:
1 этап. Каждый член группы отвечает на вопрос: «Кого из своего коллектива Вы с большим желанием пригласили бы в гости к близким вам людям?». При этом нужно указать только трёх человек.
2 этап. Полученные результаты сводятся в таблицу (табл. 3) . По горизонтали заполняются данные о тех, кто выбирает. По вертикалям получают данные о тех, кого выбирают. Взаимный выбор обозначается *. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.
3 этап. Подставляют данные в формулу: Кэ = S/m x 100%,
где Кэ – показатель эмоциональной сплочённости, степень удовлетворённости взаимоотношений в коллективе;
S – количество взаимных выборов;
m – количество всех выборов.15
Кэ = 33/39 х 100 % = 84 %
Показатель эмоциональной сплочённости равен 84 %, а это очень высокий результат.
Таблица 3.
Данные социометрического исследования
Студент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
* |
* |
* |
||||||||||
2 |
* |
* |
* |
||||||||||
3 |
* |
* |
* | ||||||||||
4 |
* |
* |
* |
||||||||||
5 |
* |
* |
* |
||||||||||
6 |
* |
* |
* |
||||||||||
7 |
* |
* |
* |
||||||||||
8 |
* |
* |
* |
||||||||||
9 |
* |
* |
* |
||||||||||
10 |
* |
* |
* |
||||||||||
11 |
* |
* |
* |
||||||||||
12 |
* |
* |
* |
||||||||||
13 |
* |
* |
* |
Информация о работе Социально-психологический климат в организации