Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:42, реферат
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно
или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разном
Понятие мотивации………………………………………………………...3
Потребности………………………………………………………………...8
Стимул……………………………………………………………………..13
Мотив………………………………………………………………………15
Мотивирование……………………………………………………………17
Стимулирование………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА:
«БЕЗОПАСНОСТЬ
Реферат на тему:
«Соотношение
понятий: потребности, мотив, мотивация,
стимулирование и вознаграждение»
Выполнил:
Проверил:
ИЖЕВСК 2011г.
Содержание:
Понятие мотивации
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно
или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному
реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того,
поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут
влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как
степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим
воздействием.
Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые
побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и
придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение
определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от
множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием
обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо
рассмотреть три аспекта этого явления:
• что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного
воздействия;
• каково соотношение внутренних и внешних сил;
• как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.
Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду,
необходимость удовлетворения различных потребностей.
Мотивация трудовой
деятельности. Эффективность труда
при прочих одинаковых условиях определяется
личным отношением человека к труду, ее
трудовой поведением. В свою очередь, трудовая
поведение детерминированные влиянием
многих факторов, которые действуют с
разной силой и в разных направлениях.
Проблема сподвижения людей к продуктивному труду не нова. Трудом создается материальная и духовная культура общества. Как писал один из классиков политической экономии В. Петти: «Земля - мать богатства, а труд - отец его».
В общем смысле
мотивация - это совокупность движущих
сил, которые побуждают человека
к выполнению определенных действий.
Эти силы могут иметь как внешнее, так
и внутреннее происхождение и заставлять
человека сознательно или бессознательно
делать те или иные поступки. Для всесторонней
характеристики понятия мотивации следует
выяснить сущность основных категорий,
которые имеют непосредственное отношение
к содержанию и логики поведения человека
в процессе трудовой деятельности.
Следует различать
понятия «мотивация труда» и «мотивация
трудовой деятельности», которое имеет
более широкий смысл. Труд - это
целенаправленная деятельность человека
с видоизменения и приспособление предметов
природы для удовлетворения своих потребностей.
Процесс труда включает три момента: собственно
труд, предметы труда и средства труда.
Однако трудовая деятельность не ограничивается
процессом труда. Деятельность - это специфическая
форма отношения к окружающему миру, содержанием
которой является его целесообразна изменение
и преобразование в интересах людей, смена,
которая содержит цель, средства, результат
и сам процесс.
Безусловно, эффективность
трудовой деятельности зависит от мотивации.
Однако эта зависимость достаточно сложная
и неоднозначная. Бывает так, что человек,
под влиянием внутренних и внешних факторов-мотиваторов
очень заинтересована в достижении высоких
конечных результатов, на практике будет
иметь худшие результаты, чем человек,
который значительно меньше змотивована
к эффективному труду. Отсутствие однозначного
взаимосвязи между мотивацией и конечными
результатами деятельности обусловлена
тем, что на результаты труда влияет множество
других факторов, например, квалификация
работника, его профессиональные способности
и навыки, правильное понимание поставленных
задач, внешняя среда.
Проблема мотивации
трудовой деятельности не является чисто
теоретической. Она имеет прямой
выход на практику. От того, что вкладывает
та или иной человек в свою трудовую деятельность,
зависит ее отношение к работе. Поэтому
изучение, понимание внутренних механизмов
мотивации способствует выработке эффективной
политики в области труда и трудовых отношений,
созданию «режима наибольшего благоприятствования»
для тех. кто действительно стремится
к продуктивному труду. В основе мотивации
труда, как отмечалось, лежит стремление
человека к созиданию, удовлетворение
своих потребностей.
Теории мотивации
в зависимости от предмета анализа делятся
на:
1. Теории, в основе
которых – специфическая
2. Внутриличностные
концепции (анализ структуры
3. Процессуальные
теории (изучение влияния на
Концепция Макгрегора
– две противоположных теории.
Теория X - базис
на следующих предположениях:
- Средний человек
ленив, стремится избегать
- Работники не слишком честолюбивы, боятся ответственности.
- Строгое руководство и контроль – главные методы управления.
Отсюда –
негативная мотивация подчиненных,
основанная на страхе наказания.
Теория Y:
- При хороших
условиях труда в работнике
проявляется прирожденная
- Тогда же
работники будут стремиться
- Вознаграждение и личное развитие – лучшие средства осуществления целей организации.
Следовательно,
поскольку трудовой потенциал работников
гораздо выше, чем принято считать,
главное – давать им больше свободы для
проявления инициативы, творчества.
Теория Z Оучи: главным
в мотивации считает
Теория человеческих
отношений (Э. Мэйо, Ротлизбергер) –
основные идеи:
- Трудовая мотивации определяется в первую очередь существующими в организации социальными нормам.
- Мотив высокой эффективности деятельности – удовлетворенность трудом (хорошая оплата, возможность служебного роста).
- Важное значение
для мотивации имеет
Внутриличностные
теории анализируют структуру
Потребность
это выражение нужды, необходимости для
человека определенных благ, предметов
или форм поведения. Формами проявления
потребности являются притязания и ожидания.
Притязания представляют собой привычный,
детерминирующий поведение человека уровень
удовлетворенности. На базе одной и той
же потребности могут сформироваться
разные притязания и ожидания. Ожидания
конкретизируют притязания применительно
к реальной ситуации и определенному поведению.
Основываясь примерно на одинаковых притязаниях,
ожидания могут тем не менее существенно
различаться.
Все потребности,
которые оказывают влиянии на
человека можно объединить в 5 групп,
расположив их по принципу иерархии.
1. Физиологические
потребности (в пище, жилье, сне,
отдыхе). Их удовлетворение нужно
для поддержания жизни, выживания. На производстве
они проявляются как потребности в заработной
плате, отпуске, пенсионном обеспечении,
освещении, отоплении и т.д. Работники,
поведение которых детерминируется этими
потребностями, мало интересуются смыслом
и содержанием труда, их заботит главным
образом оплата и условия.
2. Потребности
в безопасности: физическая безопасность
(охрана здоровья, безопасности на
рабочем месте), экономическая безопасность
(денежный доход,
3. Социальные
потребности (общение и
4. Потребности
в уважении или личностные
потребности (потребности в
5. Потребности
в самореализации и
Первые 4 группы
обычно называют потребностями дефицита,
так как степень их удовлетворения
имеет предел. Пятый вид потребностей
составляют потребности в самореализации
– это потребности роста, который может
быть безграничным.