Соотношение понятий: потребности, мотив, мотивация, стимулирование и вознаграждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно
или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разном

Содержание работы

Понятие мотивации………………………………………………………...3
Потребности………………………………………………………………...8
Стимул……………………………………………………………………..13
Мотив………………………………………………………………………15
Мотивирование……………………………………………………………17
Стимулирование………………………

Файлы: 1 файл

пятница.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА: «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Соотношение  понятий: потребности, мотив, мотивация, стимулирование и вознаграждение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                        
 
 
 

Проверил:                                                                          
 

ИЖЕВСК 2011г.

 

Содержание: 
 

  1. Понятие мотивации………………………………………………………...3
  2. Потребности………………………………………………………………...8
  3. Стимул……………………………………………………………………..13
  4. Мотив………………………………………………………………………15
  5. Мотивирование……………………………………………………………17
  6. Стимулирование…………………………………………………………..20

 

Понятие мотивации 

В самом общем  виде мотивация человека к деятельности понимается как

совокупность  движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных

действий. Эти  силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно

или же неосознанно  совершать некоторые поступки. При этом связь между

отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой

взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному

реагировать на одинаковые воздействия со стороны  одинаковых сил. Более того,

поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут

влиять на его  реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как

степень влияния  воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим

воздействием.

Мотивация —  это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые

побуждают человека к деятельности, задают границы и  формы деятельности и

придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение

определенных  целей. Влияние мотивации на поведение  человека зависит от

множества факторов, во многом индивидуально и может  меняться под воздействием

обратной связи  со стороны деятельности человека.

Для того чтобы  всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо

рассмотреть три  аспекта этого явления:

• что в деятельности человека находится в зависимости  от мотивационного

воздействия;

•  каково соотношение  внутренних и внешних сил;

•  как мотивация  соотносится с результатами деятельности человека.

Человека побуждает  к активным действиям, в том числе  и к труду,

необходимость удовлетворения различных потребностей.

  

Мотивация трудовой деятельности. Эффективность труда  при прочих одинаковых условиях определяется личным отношением человека к труду, ее трудовой поведением. В свою очередь, трудовая поведение детерминированные влиянием многих факторов, которые действуют с разной силой и в разных направлениях. 

Проблема сподвижения людей к продуктивному труду не нова. Трудом создается материальная и духовная культура общества. Как писал один из классиков политической экономии В. Петти: «Земля - мать богатства, а труд - отец его».

В общем смысле мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных действий. Эти силы могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение и заставлять человека сознательно или бессознательно делать те или иные поступки. Для всесторонней характеристики понятия мотивации следует выяснить сущность основных категорий, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и логики поведения человека в процессе трудовой деятельности. 

Следует различать  понятия «мотивация труда» и «мотивация трудовой деятельности», которое имеет  более широкий смысл. Труд - это  целенаправленная деятельность человека с видоизменения и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда включает три момента: собственно труд, предметы труда и средства труда. Однако трудовая деятельность не ограничивается процессом труда. Деятельность - это специфическая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразна изменение и преобразование в интересах людей, смена, которая содержит цель, средства, результат и сам процесс. 

Безусловно, эффективность трудовой деятельности зависит от мотивации. Однако эта зависимость достаточно сложная и неоднозначная. Бывает так, что человек, под влиянием внутренних и внешних факторов-мотиваторов очень заинтересована в достижении высоких конечных результатов, на практике будет иметь худшие результаты, чем человек, который значительно меньше змотивована к эффективному труду. Отсутствие однозначного взаимосвязи между мотивацией и конечными результатами деятельности обусловлена тем, что на результаты труда влияет множество других факторов, например, квалификация работника, его профессиональные способности и навыки, правильное понимание поставленных задач, внешняя среда. 

Проблема мотивации  трудовой деятельности не является чисто  теоретической. Она имеет прямой выход на практику. От того, что вкладывает та или иной человек в свою трудовую деятельность, зависит ее отношение к работе. Поэтому изучение, понимание внутренних механизмов мотивации способствует выработке эффективной политики в области труда и трудовых отношений, созданию «режима наибольшего благоприятствования» для тех. кто действительно стремится к продуктивному труду. В основе мотивации труда, как отмечалось, лежит стремление человека к созиданию, удовлетворение своих потребностей. 
 
 

Теории мотивации в зависимости от предмета анализа делятся на: 

1. Теории, в основе  которых – специфическая картина  работника, его определенный образец,  потребности и мотивы.

2. Внутриличностные  концепции (анализ структуры потребностей  и мотивов личности, их проявления).

3. Процессуальные  теории (изучение влияния на мотивацию  факторов среды).

Концепция Макгрегора – две противоположных теории. 

Теория X - базис  на следующих предположениях: 

- Средний человек  ленив, стремится избегать работы.

- Работники не  слишком честолюбивы, боятся ответственности.

- Строгое руководство  и контроль – главные методы  управления.

Отсюда –  негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания. 

Теория Y: 

- При хороших  условиях труда в работнике  проявляется прирожденная любовь  к труду.

- Тогда же  работники будут стремиться брать  на себя ответственность.

- Вознаграждение  и личное развитие – лучшие  средства осуществления целей  организации.

Следовательно, поскольку трудовой потенциал работников гораздо выше, чем принято считать, главное – давать им больше свободы для проявления инициативы, творчества. 

Теория Z Оучи: главным  в мотивации считает коллективистские принципы (ценности «производственного клана» - предприятия как одной  большой семьи). Отсюда – в корпорации должны быть: пожизненный найм, широкие коммуникации и универсальный характер квалификации, коллективный метод принятия решений, гласность, эгалитаризм. 

Теория человеческих отношений (Э. Мэйо, Ротлизбергер) –  основные идеи: 

- Трудовая мотивации  определяется в первую очередь существующими в организации социальными нормам.

- Мотив высокой  эффективности деятельности –  удовлетворенность трудом (хорошая  оплата, возможность служебного  роста).

- Важное значение  для мотивации имеет социальное  обеспечение и забота о каждом  человеке. 

Внутриличностные  теории анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Классическая внутриличностная теория мотиваций принадлежит А. Маслоу («Пирамида потребностей» А. Маслоу). Он исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые побуждают их к действию. Все люди постоянно ощущают какие-либо потребности, которые и побуждают их к действию. Все потребности, которые оказывают влиянии на человека можно объединить в 5 групп, расположив их по принципу иерархии. 
 
 

     Потребность

       это выражение нужды, необходимости для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Формами проявления потребности являются притязания и ожидания. Притязания представляют собой привычный, детерминирующий поведение человека уровень удовлетворенности. На базе одной и той же потребности могут сформироваться разные притязания и ожидания. Ожидания конкретизируют притязания применительно к реальной ситуации и определенному поведению. Основываясь примерно на одинаковых притязаниях, ожидания могут тем не менее существенно различаться. 
 

Все потребности, которые оказывают влиянии на человека можно объединить в 5 групп, расположив их по принципу иерархии. 

1. Физиологические  потребности (в пище, жилье, сне,  отдыхе). Их удовлетворение нужно для поддержания жизни, выживания. На производстве они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, освещении, отоплении и т.д. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом оплата и условия. 

2. Потребности  в безопасности: физическая безопасность (охрана здоровья, безопасности на  рабочем месте), экономическая безопасность (денежный доход, гарантированность  рабочего места, социальное страхование по старости и на случай болезни). Эти потребности выходят на первый план только после удовлетворения физиологических потребностей. Удовлетворение данных потребностей дает уверенность в завтрашнем дне. Они отражают желание сохранить уже достигнутое положение. 

3. Социальные  потребности (общение и эмоциональные  связи с другими: дружба, любовь, принадлежность к группе и  принятие ею). Мотивированный социальными  потребностями сотрудник рассматривает  свой труд как частичку деятельности  всего коллектива. Руководство такого рода людьми должно иметь характер дружеского партнерства. 

4. Потребности  в уважении или личностные  потребности (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, авторитете, власти, служебном положении). Мотивированный такими потребностями сотрудник должен иметь частичку независимости и самостоятельности. Эти потребности ориентируют человек на завоевание и поддержание общественного признания, репутации, статуса внутри группы. Их внешними проявлениям могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе. 

5. Потребности  в самореализации и самовыражении  (потребности в творчестве, осуществлении  собственных замыслов, реализации  индивидуальных способностей, развитии  личности). Эти потребности более индивидуальные, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности. 

Первые 4 группы обычно называют потребностями дефицита, так как степень их удовлетворения имеет предел. Пятый вид потребностей составляют потребности в самореализации – это потребности роста, который может быть безграничным. 

Информация о работе Соотношение понятий: потребности, мотив, мотивация, стимулирование и вознаграждение