Соотношение понятий: потребности, мотив, мотивация, стимулирование и вознаграждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно
или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разном

Содержание работы

Понятие мотивации………………………………………………………...3
Потребности………………………………………………………………...8
Стимул……………………………………………………………………..13
Мотив………………………………………………………………………15
Мотивирование……………………………………………………………17
Стимулирование………………………

Файлы: 1 файл

пятница.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Более высокие  потребности становятся главными и  определяют поведение работника  только после удовлетворения низших потребностей. Удовлетворенность работника  достигается, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям. В противном случае наступает чувство неудовлетворенности, которое блокирует актуализацию более высоких потребностей. 

Как правило, человек  испытывает одновременно несколько  взаимодействующих потребностей, сильнейшая из которых и определяет его поведение. Следовательно, руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности. 

Теория потребностей К. Альдерфера. Он предпринял попытку  уточнить и творчески развить  теорию иерархии потребностей Маслоу. Альдерфер выделяет 3 группы потребностей: 

1. Потребности  в существовании, к которым он отнес основополагающие физиологические потребности, а также потребности безопасности.

2. Социальные  потребности, включая потребности  общения, групповой принадлежности  и уважения со стороны других (по Маслоу, это социальные потребности  и потребности уважения).

3. Потребности  личностного роста, т.е. потребности  в самореализации, в том числе  участии в управлении.

Маслоу допускал мотивирующее воздействие потребностей только при движении снизу вверх, Альдерфер утверждает, что такое  воздействие может идти в обоих направлениях. 
 

Альдерфер попытался  установить связь между удовлетворением  потребностей и их активизацией. Он выделяет 7 принципов: 

- чем менее  удовлетворены потребности существования,  тем сильнее они проявляются.

- чем слабее  удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребностей существования.

- чем полнее  удовлетворены потребности существования,  тем активнее заявляют о себе  социальные потребности.

- чем менее  удовлетворены социальные потребности,  тем более усиливается их действие.

- чем менее  удовлетворены потребности личностного  роста, самореализации, тем сильнее  становятся социальные потребности.

- чем полнее  удовлетворены социальные потребности,  тем сильнее актуализируются  потребности личностного роста. 
 

Потребности - это  то, что неизбежно возникает и сопровождает человека в процессе его жизни, то, что является общим для разных людей, но одновременно оказывается индивидуально у каждого человека. Потребности - это ощущение физиологического, социального или психологического дискомфорта, нехватки чего-то, это необходимость в чем-то, что нужно для создания и поддержания нормальных условий жизни и функционирования человека. 

Огромная роль потребностей заключается в том, что они побуждают людей к  действию, т.е. порождают интерес  к определенной целевой деятельности. Характер происхождения нужд достаточно сложный, но в их основе лежат два определяющих причины: первая имеет физиологический характер, потому что человек как живое существо требует определенных условий и средств существования; вторая является результатом общественных условий. 

В сознании человека потребности превращаются на интерес  или мотив, который побуждает  человека к определенной целевой  действия. Термин «мотив» происходит от латинского «movere», что означает «приводить в движение», «толкать». Мотив в экономической литературе трактуется по-разному, но чаще всего как осознанное побуждение к действию. С разных взглядов на сущность мотивов наиболее плодотворным является, на наш взгляд, тот, в котором мотив рассматривается в контексте отображения и проявления потребностей. Тесная взаимосвязь мотивов и потребностей объясняется прежде всего схожестью сущностей. Потребности человека - это недостаток чего-то, мотивы - это принуждение человека к чему-то. Мотивы появляются почти одновременно с возникновением потребностей и проходят определенные стадии, аналогичные стадиям формирования потребностей. Поэтому правомерным является утверждение, что мотив - это то, что порождает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних отношении человека факторов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как именно будет осуществляться это действие. 

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а совокупностью их. При этом один из них может быть основным, ведущим, а остальные выполняют функцию дополнительной стимуляции. Безусловно, мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей. Вместе с тем они относительно самостоятельные, поскольку потребности не определяют однозначно совокупность мотивов, их силу и постоянство. При одинаковой потребности у разных людей могут возникать неодинаковые мотивы и действия. 

Наряду с категориями  «мотив» и «интерес» в теории и практике мотивации трудовой деятельности широко используется термин «стимул». Несмотря на то, что эти категории имеют большой исторический «стаж», в экономической литературе нет однозначной трактовки их соотношений (общности и различий). Существует мнение о тождественность содержания категорий «мотивы» и «стимулы». На наш взгляд, такое мнение является как минимум спорной. Термин «стимул» (от лат. Stimulus - Стрекаль, кнут, пуга) означает побуждение к действию, побудительные причины. Исходя из этимологии термина, имеем все основания предполагать, что в основе этих побудительных действий лежат внешние факторы (материальные, моральные и т.д.). Следовательно, под стимулом понимаем внешние побуждения, имеющих целевую направленность. Мотив - это побуждение к действию, но в основе его может быть как стимул (вознаграждение, повышение по службе, административное постановление - приказ, распоряжение и т.д.), так и личные причины (чувство долга, ответственность, страх, благородство, стремление к самовыражения и т.п.). 

Стимул:

   это те или иные блага, способные удовлетворить потребность при осуществлении определенных действий. Стимул ориентирован на удовлетворение потребности. 

Несмотря на близость понятий мотива и стимула, они не тождественны. Мотив характеризует стремление работника получить блага, а стимул – это сами эти блага. Стимул может и не перерасти в мотив, если он требует от человека невозможных или неприемлемых действий. 

Стимул непосредственно  ориентирован на потребность, ее удовлетворение, мотив же является главным соединительным звеном, проскакивающих между потребность. И стимулом. 

Между потребностью и стимулом находится целый ряд  опосредующих звеньев, характеризующих  процесс восприятия (в том числе  оценки) стимула и образования неактуализированного (обычно латентного, скрытого или еще не полностью осознанного) мотива. 

Подчеркнем, что  стимул превращается в мотив лишь тогда, когда он осознанный человеком, воспринят ею. Например, чтобы премия (стимул) стала мотивом поведения и деятельности конкретного работника, нужно, чтобы он сознавал ее как справедливое вознаграждение за труд. Тогда попытка заслужить премию способствовать повышению эффективности труда. Однако для некоторой части работников, которые не имеют надежды получить премию (низкая профессиональная подготовка, недисциплинированность и т.д.), эта возможная вознаграждения не трансформируется в мотив, оставаясь на уровне потенциального стимула. 

Какова же сущность родственного термина «стимулирования»? В общем виде стимулирование - это процесс использования конкретных стимулов на пользу человеку и организации. Стимулировать означает воздействовать, побудить к целевой действия, давать толчок извне. Стимулирование является одним из способов, посредством которого может осуществляться мотивация трудовой деятельности. Чем выше качество рабочей силы, совершенные трудовые отношения, тем меньше необходимости в стимулировании как средстве управления людьми, тем более членов организации, причем без внешнего влияния, проявляют заинтересованность делами организации, осуществляющие меры для достижения ее целей. 
 
 
 
 

Для того чтобы  потребность заработала, нужны мотивы, т.е.

психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления),

побуждающие людей  к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.

Речь может  идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот,

избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него

объекта, который  он хочет сохранить, или избавиться от него. 

Мотив:

       это то, что вызывает определенные  действия человека. Мотив находится

«внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества

внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия

других, возникающих  параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по

устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть

совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая

их действие или даже устраняя их из своей мотивационной  совокупности. 

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью,

в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по

степени их воздействия  на поведение человека. Поэтому мотивационная  структура

человека может  рассматриваться как основа осуществления им определенных

действий. Мотивационная  структура человека обладает определенной

стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в

процессе воспитания человека, его образования. 

Выделяют следующие  основные типы мотивов:

1)       мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к

действиям (чувство  долга), связанным с их удовлетворением;

2)       мотив как неосознанная потребность  (желание);

3)       мотив как инструмент удовлетворения  потребности. Например, мотивом

может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;

4)       мотив как намерение, побуждающее  поведение;

5)       мотив как комплекс перечисленных  факторов. 

Соотношение различных  мотивов, влияющих на поведение людей, образует его 

мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и

обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием,

воспитанием, уровнем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными

ценностями, отношением к труду, работоспособностью и проч.

 

   Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения

его к определенным действиям путем пробуждения  в нем определенных мотивов.

Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком.

Эффективность управления в очень большой степени зависит оттого, насколько

успешно осуществляется процесс мотивирования. 

Выделяют следующие  типы мотивированности:

1)        трудовой (ориентация на заработок);

2)                 профессиональный (заинтересованность

в содержательной работе, овладении ее навыками, самовыражении);

2)      властный (приобретение высокой  должности);

3)  идейный  (готовность трудиться ради общего  блага);

4)      хозяйский (стремление к самостоятельности,  возможность приумножения

Информация о работе Соотношение понятий: потребности, мотив, мотивация, стимулирование и вознаграждение