Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:42, реферат
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно
или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между
отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой
взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разном
Понятие мотивации………………………………………………………...3
Потребности………………………………………………………………...8
Стимул……………………………………………………………………..13
Мотив………………………………………………………………………15
Мотивирование……………………………………………………………17
Стимулирование………………………
соответствующей их интересам и склонностям, требующей творческих
способностей.
Морально-психологические
способы стимулирования
основные элементы:
Во-первых, создание условий, при которых люди испытывали бы
профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную
ответственность за ее результаты.
Во-вторых, присутствие вызова, обеспечение возможности каждому на своем
рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить
собственную значимость. Для этого задание должно содержать известную долю
риска, но и шанс добиться успеха.
В-третьих, признание авторства результата. Например, отличившиеся
работники могут получать право подписывать документы, в разработке которых они
принимали участие.
В-четвертых, высокая оценка, которая может быть личной и публичной.
Суть
личной оценки состоит в том,
что особо отличившиеся
упоминаются в специальных докладах руководству организации, представляются
ему, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных
дат. В нашей стране такая практика широкого распространения еще не получила.
Публичная
оценка предполагает
награждения ценными подарками, почетными грамотами, нагрудными значками,
занесения в Книгу почета и на Доску почета, присвоения почетных званий, званий
лучших по профессии и проч.
В-пятых, к морально-психологическим методам стимулирования относятся
высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и
самоотверженный труд. Удовлетворенность, возникающая при их достижении, влияет
на поведение в сходных ситуациях в будущем.
В-шестых, морально
стимулируют такие
создание атмосферы взаимного уважения, доверия, забота о личных интересах,
поощрение разумного риска, терпимость к ошибкам и неудачам и проч.
В-седьмых, предоставление всем равных возможностей вне зависимости от
должности, вклада, личных заслуг, ликвидация зон, запретных для критики.
Одной из форм стимулирования, по существу, объединяющую в себе рассмотренные
выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую
заработную плату (экономический стимул), и интересную и содержательную работу
(организационный стимул), а также отражает признание заслуг и авторитета
личности путем попадания в более высокую статусную группу (моральный стимул).
Однако этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации
не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди
способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего,
продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
В то же время, когда вакансий мало, страх потерять работу служит достаточным,
хотя и не
идеальным стимулом, обеспечивающим
желательную
Нужно иметь
в виду, что перечисленные
психологические факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени
пребывания в должности, но после 5 лет ни один из них не обеспечивает
мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.