Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая база малого бизнеса 5
1.2. Особенности организации и ведения малого бизнеса 15
2. Анализ состояния и развития малого бизнеса в России 18
2.1. Анализ развития малого бизнеса в России 18
2.2. Анализ развития малого бизнеса по субъектам России 23
3. Перспективы развития малого бизнеса в России 29
3.1. Факторы и проблемы развития малого бизнеса 29
3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в России.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

Кафедра экономики  таможенного дела

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика предприятия»

студента                   Синельниковой Ларисы Владимировны


группа                                                   221


факультет                                  экономический


на тему          «Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России»


Научный руководитель:

И.В. Шарощенко      к.э.н. профессор

 

                                                                             

 

 

 

 

 

Владивосток

2011

Содержание

 

Введение

Сегодня люди все более  начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями  является предпринимательство. А его  становление требует соответствующих  экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.

В настоящее время  в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Ввиду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема наиболее актуальной в современной жизни страны.

Цель данной работы:

1. Отразить теоретические  аспекты малого бизнеса

2. Провести анализ  текущего состояния малого предпринимательства

3. Выявить факторы и проблемы малого бизнеса и перспективы его развития

В первой главе отраженны нормативно – правовая база малого бизнеса, особенности организации и ведения малого бизнеса

Во второй главе будет проведен анализ состояния и развития малого бизнеса в РФ и её субъектах.

В третьей главе описаны  факторы, проблемы и перспективы  развития малого бизнеса в России. 

1. Понятие малого бизнеса

1.1. Понятие и нормативно –  правовая база малого бизнеса

Российское общество всё более осознаёт, что предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития свободной экономики с рыночным механизмом хозяйствования. То, что раньше так старательно обходила советская наука, то, что не встретишь в словаре русского языка С. Ожегова, стало, основным термином в наше время. Это – предпринимательство. Началось предпринимательство с развития малого бизнеса. Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на достижение положительных результатов. Изначально появившись в сфере ремесленничества и торговли, предпринимательство в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно, примерно к 15 в., образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. В то время термин предпринимательство относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода. Ко второй половине 19 в. появилась необходимость проведения и обозначения различий между предпринимателем и владельцем капитала – капиталистом (или собственником). Собственник на рынке – фигура пассивная, предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи. Не каждый субъект рынка, в том числе и бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (услуги), т.к. это будет предприятие с репродуктивными функциями. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых отличается поисковым характером. В России термин «предпринимательство» исчез после прекращения НЭПа. В течение 60-ти лет советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя в повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей соприкасались с предпринимательством как хозяйственной деятельностью, направленной на получение, наращивание дохода. Оно вновь стало появляться во времена перестройки, но уже не просто предпринимательство, а малое и среднее как наиболее доступное (МП в производственной сфере начало развиваться лишь во времена перестройки)1

Предпринимательство охватывает многие (практически все) сферы деятельности общества. Предпринимательство, включая малое, можно разделить на четыре группы (рис. 1.1.1): производственное, сервисное, коммерческое, творческое. Количественное соотношение между группами разное в разных странах, да и в пределах одного государства оно меняется. Так, в дореволюционной России производственных малых фирм было в пять раз больше, чем коммерческих, в нынешнее время соотношение противоположное.

 

Рисунок 1.1.1. Схема классификации предпринимательства2

 

Итак, «малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия».3

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу,  является:

  1. численность персонала;
  2. размер уставного капитала;
  3. величина активов;
  4. объем оборота (прибыли, дохода).

Таблица 1.1.1. Классификация предприятий

Организация

Численность

 

Микро предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Крупные предприятия

Европейский союз.

Не более 9

чел-к.

От 10 до 49

чел-к.

От 50 до 249 чел-к.

 

Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР)

До 19 чел-к.

До 99 чел-к.

От 100 до 499 чел-к.

От 500 чел-к.


В российской практике малое  предпринимательство было разрешено  в 1988 г. Поначалу к числу малых  относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим:

Таблица 1.1.2. Среднее число ежегодно занятых на предприятии

В промышленности

200 чел.

В науке и научном  обслуживании.

100 чел.

В других отраслях производственной сферы

50 чел.

В отраслях непроизводственной сферы

25 чел

В розничной торговле

15 чел.


В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 06.12.2011 N 401-ФЗ), к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

 а) от 101 до 250 человек  включительно для средних предприятий;

 б) до 100 человек  включительно для малых предприятий;  среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.4

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера; и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.

Для экономики в целом  деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса.5

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Число малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности на начало 2011 г. Представлено в таблице 1.1.3.

Таблица 1.1.3. Число малых предприятий по видам экономической деятельности на начало 2011г.6

 

Тысяч

В процентах к итогу

Всего

230,9

100

По видам экономической деятельности:

   

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

13,0

5,6

Рыболовство, рыбоводство

0,6

0,3

Добыча полезных ископаемых

1,1

0,5

Обрабатывающие производства

35,7

15,5

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

3,1

1,3

Строительство

31,6

13,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

71,1

30,8

Гостиницы и рестораны

9,6

4,2

Транспорт и связь

13,2

5,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

41,1

17,8

Образование

0,3

0,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3,0

1,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5,5

2,4

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России