Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая база малого бизнеса 5
1.2. Особенности организации и ведения малого бизнеса 15
2. Анализ состояния и развития малого бизнеса в России 18
2.1. Анализ развития малого бизнеса в России 18
2.2. Анализ развития малого бизнеса по субъектам России 23
3. Перспективы развития малого бизнеса в России 29
3.1. Факторы и проблемы развития малого бизнеса 29
3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в России.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Значительная часть  сегодняшних трудностей и препятствий  на пути развития российского малого предпринимательства лежит вне  самой этой сферы и обусловлена  недальновидной и непоследовательной политикой государства (таблица 3.1.1).

Таблица 3.1.1. Оценка предпринимательского климата18

Аспект предпринимательского климата

Краткое описание

Среднее значение индекса  по всем регионам

Количество регионов с индексом выше 100

Финансовое состояние

Самооценка финансового состояния бизнеса

124,5

71

Трансакционные издержки

Оценка затрат ресурсов на взаимодействие с властями, в том числе коррупционных расходов

114,3

68

Поддержка малого предпринимательства  властями

Оценка отношений властей региона и местных властей к ИП

113,2

57

Мотивация ведения бизнеса

Оценка текущей ситуации в регионе с условиями МП и  перспектив

93,5

27

Уровень безопасности

Оценка уровня рисков взаимодействия с властями, проверяющими инстанциями и криминальной средой

68,7

7

Состояние конкурентной среды

Наличие/отсутствие ограничений по выходу на рынки

75,8

3

Имущественные ресурсы

Оценка доступности  производственных площадей

55,3

3

Правовые условия

Обеспечение правовой (судебной) защитой

47,6

0


 

Из таблицы 3.1.1. видно какие факторы являются наиболее проблемными, а по каким направлениям ситуация благополучна. Значение рейтинга выше «100» говорит о том, что ситуация в регионе по данному показателю скорее благополучна, ниже «100» - наоборот.

Из таблицы мы видим, что первые три аспекта – финансовое состояние собственного бизнеса, допустимые затраты ресурсов на взаимодействие с властями (даже с учетом коррупционных издержек), поддержка малого бизнеса властями – предприниматели оценивают в большинстве российских регионов как более приемлемые по сравнению с остальными пятью аспектами.

Наиболее проблемным аспектом являются правовые условия, которые ухудшили общеэкономические условия бизнеса.

Крайне низко оценивается  судебно-правовая защита. Отвечая на вопрос о наиболее актуальных рисках, субъекты МП акцентируют внимание не столько на криминальных угрозах, сколько на рисках экономической среды. для МП это самый существенный риск.

Проблемным аспектом, специфическим для малого предпринимательства, является обеспеченность доступа к производственным площадям, под которыми понимаются и офисные помещения. Во многих регионах такие площади либо крайне дефицитны, что соответственно сказывается на условиях аренды, либо же их получение/приобретение сопряжено с необходимостью преодолевать разного рода административные барьеры.

Новым явлением оказалось  смещение акцента в проблеме безопасности бизнеса: сегодня малый предприниматель в большей степени озабочен экономической конъюнктурой, проблемами конкуренции, спроса и т.п., а не поисками подходов к тому или иному чиновнику или отношениями с местной преступной группировкой.

Ситуация с конкуренцией в основном неблагополучна. Большую  часть ответственности за это, судя по мнению респондентов, несут администрации, создающие на местах незаконные преференции «своим» бизнесам. Не случайно, ситуацию с преференциями «для своих» со стороны властей предприниматели оценивают намного хуже, чем ситуацию с недобросовестной конкуренцией со стороны крупного бизнеса.

Финансовое состояние  бизнеса самым благополучным  аспектом предпринимательского климата. В целом предпринимательское сообщество оценивает общее состояние своего бизнеса, а также динамику финансового положения предприятия, как достаточно неплохое, т.е. положительные оценки в основном превалируют над отрицательными. Заметим, что позитивный настрой в данном случае не должен вводить нас в заблуждение: хорошая оценка финансового (и общего) состояния бизнеса связана, прежде всего, с самим фактом существования предприятия. Поскольку предприятие существует, имеет оборотные средства, приносит так или иначе прибыль, предприниматель считает, что, в общем и целом, все в порядке.

Получить производственные площади российскому малому бизнесу непросто. Лишь 4.1% заявили, что получить их «очень легко», и еще 19% - «скорее легко, чем сложно». 69% респондентов, в свою очередь, заявили, что получить плошали «скорее сложно, чем легко» или «очень сложно».

Если говорить о приобретении недвижимости в собственность, то основная сложность связана с высокими ценами: 55,4% респондентов сообщили, что, по их мнению, рынок недвижимости в регионе имеется, но цены очень высоки и для малого бизнеса недоступны. Далее, 13,1% предпринимателей полагают, что рынок есть, но основная проблема в отсутствии долгосрочных кредитов. Наконец, еще 15,6% утверждают, что рынка деловой недвижимости как такового нет, и площади можно приобрести только через чиновников.

В качестве основных проблем, связанных с деловой недвижимостью, можно отметить, прежде всего, острый дефицит внешнего финансирования, в частности, банковских кредитов, недостаточное предложение, следствием чего являются высокие цены, а также незаконная деятельность на рынке недвижимости представителей органов региональных и местных властей.

О том. насколько неблагополучна ситуация с судебной системой в регионах РФ. говорят следующие цифры: 60.7% респондентов убеждены, что предприниматели региона в принципе не станут обращаться в суд и постараются решить проблемы другими способами.

Первый и главный из этих способов – обращение к посредникам из властных структур. Об этом заявили 52% опрошенных. Таким образом, альтернативой суду является, называя вещи своими именами, коррумпированный государственный аппарат. Слабая, коррумпированная судебная система наносит ущерб обществу, по меньшей мере, дважды: сначала она выталкивает граждан и бизнес из правового поля, а затем способствует тому, что сотрудники органов государственной власти начинают использовать служебное положение не по прямому назначению.

Есть и другие способы, помимо обращения к чиновникам, решения  проблем бизнеса. В частности. 14% респондентов заявляют, что бизнес обращается к посредникам из криминальных структур. 16% - к вышестоящим должностным лицам. Всего 11% упоминают предпринимательские объединения.

Эффективно работающая судебная система и. соответственно, доверие к суду являются важнейшими факторами, способствующими снижению коррумпированности аппарата властей на всех уровнях, выводу малого бизнеса из тени, снижению его затрат на преодоление разного рода административных препятствий и просто проблем, лежащих в сфере компетенции суда.

Проблема доступа на рынки в регионах стоит довольно остро: 50.5% респондентов заявили о существовании в регионе отраслей экономики, доступ в которые кем-либо искусственно затруднен.

Главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки являются региональные и муниципальные власти. По мнению 65% опрошенных респондентов представители администраций используют свое служебное положение для поддержки отдельных фирм «часто» или «иногда». Из всех отраслей (в целом по  обследованным регионам) наиболее свободны от коммерческих интересов администраций розничная торговля и общественное питание (эту отрасль указали 33.6% респондентов), бытовое обслуживание населения (24.6%). Прочие отрасли получили значительно меньше голосов.

Самой проблемной отраслью с точки зрения вмешательства  региональных администраций является строительство и монтажные работы: 43.4% представителей этой отрасли заявили о том. что региональные власти, имея на данном рынке собственные коммерческие интересы, так или иначе препятствуют работе независимых компаний.

Партнерские отношения с большим бизнесом могут выступать для малого бизнеса одним из важных факторов развития. В российской экономике этот источник используется пока не в полной мере, хотя 33.5% опрошенных предпринимателей доводилось выполнять заказы крупных компаний, что. в общем-то, немало.

Средняя численность  занятых на предприятиях, получавших заказы крупных компаний, составляет 18.9 человек, а на предприятиях, таких  заказов не получавших – почти в два раза меньше (10.2 человека). Это свидетельствует о том, что выстраивание партнерских отношений между разными уровнями бизнеса способствует созданию новых рабочих мест, улучшению ситуации на рынке труда. Вероятно также иное объяснение: МП с относительно большой численностью персонала способны выполнять больший объем работ, а также более сложные работы, и в этом плане более приспособлены для взаимодействия с крупным бизнесом.

Здесь представлен график где предприниматели давали собственную  оценку своему предприятию с точки  зрения общего состояния предприятия, текущего финансового состояния, динамики этого параметра за текущий год и на предстоящие 12 месяцев.

Рисунок 3.1.1. Оценка состояния бизнеса в целом на текущий момент, %

В целом по оценкам предпринимателей состояние их бизнеса в настоящий момент является достаточно благоприятным. Большинство Российских предпринимателей (68,1%) позитивно («хорошо, скорее хорошо») оценивают положение дел в своем бизнесе, негативно («плохо, скорее плохо») 28,2%.

Во всех Федеральных  округах страны доля позитивных оценок состояния бизнеса практически в два раза выше доли негативных. В целом по Федеральным округам принципиальных отличий нет, можно лишь указать на то, что хуже всего воспринимается положение дел в своем бизнесе малыми предпринимателями Южного ФО.

Следующим показателем  состояния малого бизнеса является финансовый. Предприниматели оценивали финансовое состояние предприятия с точки зрения того, в какой степени располагаемых финансовых ресурсов хватает для поддержания и развития бизнеса (Таб. 3.1.2.).

 

Таблица 3.1.2. Оценка текущего состояния бизнеса, в %

ФО

Устойчивое, хватает для поддержания бизнеса, есть источники для его развития

Относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития бизнеса нет

Неустойчивое, не хватает для поддержания текущего состояния бизнеса

Ухудшается с каждым днем

Кризис

Фактическое банкротство

В целом по России

24,1

50,1

16.6

5,3

1.7

0,6

Центральный ФО

24,3

50,2

16,6

6,6

0,6

0,4

Северо-Западный ФО

23,9

51,9

14,5

6,5

1,3

0,2

Южный ФО

21,5

48,3

20,3

5,5

1,8

0,8

Приволжский ФО

23,2

49,8

17,9

4,9

2,5

0,4

Уральский ФО

37,5

37,5

13,0

5,0

3,0

2,5

Сибирский ФО

25,4

50,5

16,0

4,1

2,2

0,9

Дальневосточный ФО

24.0

53,0

14.5

3,5

2.5

0,5


 

Половина всех опрошенных предпринимателей по России (50,1%) считают финансовое состояние своего бизнеса в настоящее время относительно устойчивым: средств хватает для поддержания бизнеса, но не хватает для его развития. Практически четверть опрошенных (24,1%) отметили устойчивость своего бизнеса, финансовых ресурсов хватает для поддержания бизнеса, а также есть источники для его развития.

Доля отрицательных  оценок текущего финансового состояния  бизнеса составляет по России 24.3%: неустойчивым свой бизнес считают 16,6% представителей малого предпринимательства; 5.3% отметили, что финансовое состояние ухудшается с каждым днем; кризисной ситуацию в своем бизнесе называют 1.7% респондентов, фактическое банкротство своего предприятия отметили 0,6% участников опроса. По отдельным федеральным округам по России наиболее часто финансовое состояние своего бизнеса также характеризуется как «относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, но для развития нет». Исключение составляет Уральский ФО. где финансовое состояние малых предприятий оценивается в равной мере как устойчивое и относительно устойчивое (по 37,5%). При этом стоит отметить, что в данном округе относительно невысока доля тех, кто оценивает ситуацию в своем бизнесе как неустойчивую (13,0%). Хуже всего текущее финансовое состояние бизнеса оценивается в Южном ФО (доля положительных оценок составляет 69,8%, доля отрицательных оценок 28,4%).

Ниже представлен график на которым можно увидеть для каких целей малые предприятия в России используют заемные средства (Рис. 3.1.2.)

Рисунок 3.1.2. Для каких целей используются заемные средства, %

 

Как видно из рисунка 3.1.2, в России заемные средства в большинстве случаев (56.4%) используются бизнесменами для пополнения оборотных средств. Около трети предпринимателей на занимаемые деньги приобретают материальные активы (землю, помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.п.). Нематериальные активы (лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, программное обеспечение и др. объекты интеллектуальной собственности) на заемные средства приобретают 8.1% предпринимателей.

Ситуация по отдельным  федеральным округам заметно различается. Наиболее распространенным способом целевого использования заемных средств практически во всех ФО. также как и по России в целом, является пополнение оборотных средств. В остальных федеральных округах покупку материальных активов на заемные средства осуществляют от 23.7% респондентов в Южном ФО до 40.2% в Приволжском ФО. Приобретение нематериальных активов на занимаемые средства наиболее распространено в Уральском ФО (12.4%) и Южном ФО (11.3%), наименее распространено в Дальневосточном ФО (4,3%).19

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России