Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая база малого бизнеса 5
1.2. Особенности организации и ведения малого бизнеса 15
2. Анализ состояния и развития малого бизнеса в России 18
2.1. Анализ развития малого бизнеса в России 18
2.2. Анализ развития малого бизнеса по субъектам России 23
3. Перспективы развития малого бизнеса в России 29
3.1. Факторы и проблемы развития малого бизнеса 29
3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в России.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года

При разработке Стратегии  развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года необходимо учитывать те глобальные вызовы и угрозы, которые ожидают в перспективе не только российскую экономику, но и всё мировое сообщество.

Речь идёт о глобальных процессах и тенденциях, таких  как демографический кризис и последующая трудовая миграция, развитие альтернативной энергетики и сохранение природных ресурсов, ужесточение природоохранных требований и защита экологии, повсеместное распространение и расширение возможностей сети Интернет и т.д.

Реализация Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р) предполагает не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства с 15 до 60 %.

По имеющимся прогнозам, в ближайшее время нашу страну ожидает серьёзное сокращение численности  трудоспособного населения. Так, согласно среднему варианту прогноза Росстата, к 2025 г. его численность уменьшится на 14 млн. чел., или на 16%! Такой обвал ресурсной составляющей рынка за столь короткий период будет невозможно возместить за счет технического прогресса и реструктуризации экономики. В этой ситуации именно малый бизнес более других категорий предпринимательства пострадает в борьбе за трудовые ресурсы, поскольку не сможет конкурировать с крупным и средним бизнесом за высококвалифицированный персонал.

Малый и средний бизнес эффективно развивается в странах, где в экономике реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, где произошла перемена приоритетов (диверсификация экономики). Отдельным направлением должно стать развитие предпринимательской активности – это важный фактор развития экономики. На практике должен найти подтверждение тезис о том, что предпринимателем быть почетно и в стране созданы базовые условия для открытия, ведения и развития бизнеса.

Малое предпринимательство  оказывает существенное влияние  на развитие национального хозяйства, гибкость и мобильность экономики, является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также развития занятости населения. Развитие малого предпринимательства является, в том числе, обязательным условием решения следующих задач: формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; содействия структурной перестройке экономики; создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы; вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

Социальные функции  малого предпринимательства ставят его развитие в число важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России и, как производное, развития рынка труда.

Малое предпринимательство  является тем сектором экономики, который в кратчайший срок позволяет создавать необходимое количество новых эффективных рабочих мест, обеспечить их оборачиваемость и расширить возможности занятости населения.

В этой связи, повышение  эффективности государственной  поддержки малого предпринимательства, в том числе, государственной поддержки безработных граждан, желающих открыть собственное дело, является одним из приоритетных направлений действий на рынке труда. В целях содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости необходимо обеспечить: координацию действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечить координацию действий по содействию самозанятости населения и поддержке развития малого предпринимательства, информированию безработных граждан, создающих собственное дело, о возможности и порядке получения финансовой помощи, включая субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, в рамках региональных (межмуниципальных) программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации; продолжение практики содействия самозанятости безработных граждан, предусматривающей предоставление финансовой помощи на открытие собственного дела; организацию профессионального обучения безработных граждан, а также опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, основам предпринимательской деятельности, включая разработку бизнес-проектов.20

В большинстве развитых стран именно малый и средний  бизнес является основой экономики. Так, например, в странах Европейского союза, США, Японии доля занятых в малых и средних компаниях в среднем составляет около 50-70% от общего числа экономически активного населения. При этом доля инновационных предприятий также высока – до 40 % от общего числа малых и средних компаний. В России в разных секторах экономики доля малых инновационных предприятий разнится, по данным Росстата, от 1,5% (в сфере производства и распределения электроэнергии) до 10% (в химическом производстве). За последние годы было принято множество значимых государственных решений и нормативно-правовых актов, главной целью которых было развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако анализ проводимой политики показывает, что сегодня меры государственной поддержки малого бизнеса нацелены на решение конкретных тактических задач. Однако, целостной стратегии, которая обеспечит к 2020 году переход к новой, инновационно-ориентированной структуре экономики, не существует. Пока нет и четких индикаторов, способных в реальном масштабе времени (по годам) показать насколько результативно решаются поставленные задачи по развитию малого бизнеса в целом и в отраслях. В этой связи представляется необходимым разработать чёткую Стратегию развития малого и среднего бизнеса на перспективу до 2020 года с пошаговым алгоритмом достижения поставленных целей и реализации конкретных мер. Главной целью стратегии должен стать системный анализ возможностей МСП в различных отраслях и регионах (кластерный анализ), разработка точечных механизмов поддержки, которые позволят малому и среднему предпринимательству стать основой новой диверсифицированной экономики. Будут выявлены «сильные» стороны малого бизнеса, проведен анализ потенциальных «ниш», в которых возможно ускоренное развитие конкурентоспособного малого и среднего бизнеса. По итогам данного исследования будет разработан комплексный План развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу до 2020 года в виде конкретных решений, способствующих развитию малого и среднего бизнеса. Одновременно будет подготовлен прогноз развития МСП на основе полученных данных.21 

Заключение

В условиях трансформации (преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств) мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Трудно переоценить  роль и значение развития малого и  среднего предпринимательства для  нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.

Между тем анализ состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства показывает низкий уровень развития и темпов роста. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России все более уверенно превращается в особый сектор экономики, играющий всевозрастающую роль в поддержании экономической стабильности и динамичного развития страны, обеспечивающего в значительной мере общенациональный экономический рост.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и  наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого и среднего предпри- нимательства.

 

Список использованной литературы

  1. Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2004
  2. Коноплев, В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса: учебное пособие / В.А. Коноплев. ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  3. Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. - №7.
  4. Федеральная служба государственной статистики. Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности. [Электронный ресурс] – точка доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/.htm 
  5. Дадашев, А. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. – 2006. - №6. – С. 55-61.
  6. Бусыгин, А.В. Предпринимательство .учебник / А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – М.: Дело, 2002. – 640 с.
  7. Пелих, А.С. Основы предпринимательства: учебник / А.С. Пелих. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
  8. Предпринимательство: от идеи до воплощения. Практическое пособие. Часть 1. / Отв.ред. В.А.Кузнецов, Барнаул, 2007. - 187 с.
  9. Малый бизнес и государственная поддержка сектора//сентябрь 2010
  10. Число малых предприятий в России. // Российский статистический ежегодник – М. 2010. 
  11. Количество малых предприятий на конец периода [Электронный ресурс] – точка доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/
  12. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ в первом полугодии 2010 года.
  13. Александрин Ю.Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства // Москва 2010
  14. Опора России. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства // Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ 2007
  15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / развитие малого бизнеса в России [Электронный ресурс] – точка доступа: http://strategy2020.rian.ru/

1Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2004

2 Коноплев, В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса: учебное пособие / В.А. Коноплев. ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

3 Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2004

4 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

(с изменениями от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

5 Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. - №7.

6 Федеральная служба государственной статистики. Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение

 по видам экономической  деятельности. [Электронный ресурс] – точка доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/.htm

7 Дадашев, А. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. – 2006. - №6. – С. 55-61.

8 Бусыгин, А.В. Предпринимательство .учебник / А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – М.: Дело, 2002. – 640 с.

9 Пелих, А.С. Основы предпринимательства: учебник / А.С. Пелих. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.

10 Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. - №7. – С. 119-126.

11 Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2004

12 Предпринимательство: от идеи до воплощения. Практическое пособие. Часть 1. / Отв.ред. В.А.Кузнецов, Барнаул, 2007. - 187 с.

13 Малый бизнес и государственная поддержка сектора//сентябрь 2010

14 Число малых предприятий в России. // Российский статистический ежегодник – М. 2010.

15 Количество малых предприятий на конец периода [Электронный ресурс] – точка доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

16 Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ в первом полугодии 2010 года.

17 Александрин Ю.Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства // Москва 2010

18 Опора России. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства // Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ 2007

19 Опора России. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства // Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ 2007

20 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / развитие малого бизнеса в России [Электронный ресурс] – точка доступа: http://strategy2020.rian.ru/load/366066529

21 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года/ Развитие малого и среднего предпринимательства в России [Электронный ресурс] – точка доступа: http://2020strategy.ru/data/2011/08/19/1214736410/




Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России