Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:06, курсовая работа
Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития.
Введение 3
1. Понятие малого бизнеса 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая база малого бизнеса 5
1.2. Особенности организации и ведения малого бизнеса 15
2. Анализ состояния и развития малого бизнеса в России 18
2.1. Анализ развития малого бизнеса в России 18
2.2. Анализ развития малого бизнеса по субъектам России 23
3. Перспективы развития малого бизнеса в России 29
3.1. Факторы и проблемы развития малого бизнеса 29
3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44
3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года
При разработке Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года необходимо учитывать те глобальные вызовы и угрозы, которые ожидают в перспективе не только российскую экономику, но и всё мировое сообщество.
Речь идёт о глобальных процессах и тенденциях, таких как демографический кризис и последующая трудовая миграция, развитие альтернативной энергетики и сохранение природных ресурсов, ужесточение природоохранных требований и защита экологии, повсеместное распространение и расширение возможностей сети Интернет и т.д.
Реализация Концепции
долгосрочного социально-
По имеющимся прогнозам, в ближайшее время нашу страну ожидает серьёзное сокращение численности трудоспособного населения. Так, согласно среднему варианту прогноза Росстата, к 2025 г. его численность уменьшится на 14 млн. чел., или на 16%! Такой обвал ресурсной составляющей рынка за столь короткий период будет невозможно возместить за счет технического прогресса и реструктуризации экономики. В этой ситуации именно малый бизнес более других категорий предпринимательства пострадает в борьбе за трудовые ресурсы, поскольку не сможет конкурировать с крупным и средним бизнесом за высококвалифицированный персонал.
Малый и средний бизнес эффективно развивается в странах, где в экономике реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, где произошла перемена приоритетов (диверсификация экономики). Отдельным направлением должно стать развитие предпринимательской активности – это важный фактор развития экономики. На практике должен найти подтверждение тезис о том, что предпринимателем быть почетно и в стране созданы базовые условия для открытия, ведения и развития бизнеса.
Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие национального хозяйства, гибкость и мобильность экономики, является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также развития занятости населения. Развитие малого предпринимательства является, в том числе, обязательным условием решения следующих задач: формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; содействия структурной перестройке экономики; создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы; вовлечения в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
Социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в число важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России и, как производное, развития рынка труда.
Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который в кратчайший срок позволяет создавать необходимое количество новых эффективных рабочих мест, обеспечить их оборачиваемость и расширить возможности занятости населения.
В этой связи, повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе, государственной поддержки безработных граждан, желающих открыть собственное дело, является одним из приоритетных направлений действий на рынке труда. В целях содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости необходимо обеспечить: координацию действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обеспечить координацию действий по содействию самозанятости населения и поддержке развития малого предпринимательства, информированию безработных граждан, создающих собственное дело, о возможности и порядке получения финансовой помощи, включая субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, в рамках региональных (межмуниципальных) программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации; продолжение практики содействия самозанятости безработных граждан, предусматривающей предоставление финансовой помощи на открытие собственного дела; организацию профессионального обучения безработных граждан, а также опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, основам предпринимательской деятельности, включая разработку бизнес-проектов.20
В большинстве развитых
стран именно малый и средний
бизнес является основой экономики. Так, например,
в странах Европейского союза, США, Японии
доля занятых в малых и средних компаниях
в среднем составляет около 50-70% от общего
числа экономически активного населения.
При этом доля инновационных предприятий
также высока – до 40 % от общего числа малых
и средних компаний. В России в разных
секторах экономики доля малых инновационных
предприятий разнится, по данным Росстата,
от 1,5% (в сфере производства и распределения
электроэнергии) до 10% (в химическом производстве).
За последние годы было принято множество
значимых государственных решений и нормативно-правовых
актов, главной целью которых было развитие
и поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства. Однако анализ проводимой
политики показывает, что сегодня меры
государственной поддержки малого бизнеса
нацелены на решение конкретных тактических
задач. Однако, целостной стратегии, которая
обеспечит к 2020 году переход к новой, инновационно-ориентированной
структуре экономики, не существует. Пока
нет и четких индикаторов, способных в
реальном масштабе времени (по годам) показать
насколько результативно решаются поставленные
задачи по развитию малого бизнеса в целом
и в отраслях. В этой связи представляется
необходимым разработать чёткую Стратегию
развития малого и среднего бизнеса на
перспективу до 2020 года с пошаговым алгоритмом
достижения поставленных целей и реализации
конкретных мер. Главной целью стратегии
должен стать системный анализ возможностей
МСП в различных отраслях и регионах (кластерный
анализ), разработка точечных механизмов
поддержки, которые позволят малому и
среднему предпринимательству стать основой
новой диверсифицированной экономики.
Будут выявлены «сильные» стороны малого
бизнеса, проведен анализ потенциальных
«ниш», в которых возможно ускоренное
развитие конкурентоспособного малого
и среднего бизнеса. По итогам данного
исследования будет разработан комплексный
План развития малого и среднего предпринимательства
на среднесрочную перспективу до 2020 года
в виде конкретных решений, способствующих
развитию малого и среднего бизнеса. Одновременно
будет подготовлен прогноз развития МСП
на основе полученных данных.21
Заключение
В условиях трансформации (преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств) мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.
Трудно переоценить роль и значение развития малого и среднего предпринимательства для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.
Между тем анализ состояния и динамики развития малого и среднего предпринимательства показывает низкий уровень развития и темпов роста. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России все более уверенно превращается в особый сектор экономики, играющий всевозрастающую роль в поддержании экономической стабильности и динамичного развития страны, обеспечивающего в значительной мере общенациональный экономический рост.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого и среднего бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого и среднего предпри- нимательства.
Список использованной литературы
1Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2004
2 Коноплев, В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса: учебное пособие / В.А. Коноплев. ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
3 Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2004
4 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
(с изменениями от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
5 Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. - №7.
6 Федеральная служба государственной статистики. Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение
по видам экономической
деятельности. [Электронный ресурс] – точка доступа:
http://www.gks.ru/bgd/regl/
7 Дадашев, А. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. – 2006. - №6. – С. 55-61.
8 Бусыгин, А.В. Предпринимательство .учебник / А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – М.: Дело, 2002. – 640 с.
9 Пелих, А.С. Основы предпринимательства: учебник / А.С. Пелих. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
10 Орлов, А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. - №7. – С. 119-126.
11 Лапуста, М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2004
12 Предпринимательство: от идеи до воплощения. Практическое пособие. Часть 1. / Отв.ред. В.А.Кузнецов, Барнаул, 2007. - 187 с.
13 Малый бизнес и государственная поддержка сектора//сентябрь 2010
14 Число малых предприятий в России. // Российский статистический ежегодник – М. 2010.
15 Количество малых предприятий на конец
периода [Электронный ресурс] – точка
доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/
16 Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ в первом полугодии 2010 года.
17 Александрин Ю.Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства // Москва 2010
18 Опора России. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства // Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ 2007
19 Опора России. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства // Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ 2007
20 Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации до 2020 года
/ развитие малого бизнеса в России [Электронный
ресурс] – точка доступа: http://strategy2020.rian.ru/
21 Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации до 2020 года/ Развитие малого и среднего предпринимательства
в России [Электронный ресурс] – точка
доступа: http://2020strategy.ru/data/
Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России