Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие малого бизнеса 5
1.1. Понятие и нормативно – правовая база малого бизнеса 5
1.2. Особенности организации и ведения малого бизнеса 15
2. Анализ состояния и развития малого бизнеса в России 18
2.1. Анализ развития малого бизнеса в России 18
2.2. Анализ развития малого бизнеса по субъектам России 23
3. Перспективы развития малого бизнеса в России 29
3.1. Факторы и проблемы развития малого бизнеса 29
3.2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года 37
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в России.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

• привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.7

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера. В целях упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ведется постоянная работа по совершенствованию механизмов кредитования субъектов малого предпринимательства, развитию негосударственных небанковских организаций финансирования малого предпринимательства, совершенствованию системы лизинга как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства, развитию государственных и муниципальных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства имеют целый ряд льгот и преимуществ, закреплённых как на федеральном, так и на региональном уровнях. Лицо, которое подпадает под федеральные условия отнесения его к субъектам малого предпринимательства, для получения льгот, финансируемых федеральным бюджетом, достаточно факта госрегистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.8

Государственное регулирование  – необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя – от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Одним из эффективных способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше, является франчайзинг. Это наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для предпринимателей, даже для тех, кто никогда не занимался бизнесом. Развитие международного франчайзинга влечет за собой привлечение значительных иностранных капиталов в российскую экономику.

В дальнейшем необходимо продолжить работу в данных направлениях, а также создать сеть специализированных инновационных фондов и фондов венчурного капитала для малых предприятий, использующих в своей работе высокотехнологичные инновационные разработки и ноу-хау на базе действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Одним из наиболее востребованных направлений финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства является микрофинансирование.

Другое важное направление финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства – реализация программ кредитования. Чтобы упростить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, необходимо разработать общегосударственную многоуровневую систему для предоставления поручительств (гарантий) финансово-кредитным организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, пригодную для действующих малых предприятий и для малых предприятий, только начинающих свою деятельность. Для установления конструктивного диалога бизнеса и власти огромное значение имеет организация и проведение региональных съездов предпринимателей, конференций, региональных совещаний структур поддержки малого предпринимательства, "круглых столов", выставок и др. Для успешного развития малого бизнеса нужно не только "брать" с малых предприятий, но и помогать им встать на ноги. Опыт поддержки и развития малого предпринимательства в большинстве регионов России свидетельствует о важности разработки и реализации в субъектах Федерации программ поддержки малого предпринимательства. Практически во всех регионах России сегодня разрабатываются и реализуются собственные программы государственной поддержки предпринимательства.9

1.2. Особенности организации и  ведения малого бизнеса

Малое предпринимательство  во многих развитых странах мира играет значительную роль. Результаты деятельности малых предприятий в ряде стран  определяют темпы экономического роста, доля их в  валовом национальном продукте достигает 70%. Например, в США малый бизнес обеспечивает около 60% всех услуг. В Германии, Великобритании, Италии за счет малого бизнеса создаются две трети рабочих мест.

Малое предприятие, специализируется в конкретной области деятельности (например, фотография, столовая, булочная, авторемонтная мастерская и т. п.), и клиентами в основном являются отдельные граждане.10

Успешность деятельности малого предприятия по оказанию индивидуальных услуг зависит от количества клиентов. Если в булочную не придут покупатели, то она разорится, поэтому ее владелец и ее работники будут стремиться к повышению качества обслуживания, расширению ассортимента товара и их рекламе. Эти мероприятия способствуют появлению постоянных покупателей и привлечению новых, а в итоге – обеспечивают рост прибыли.

Кроме того, участие в малом бизнесе позволяет раскрыть творческий потенциал, реализовать активность и трудоспособность миллионов граждан, наполнить рынок нужными  товарами и услугами.

Малое предприятие имеет  ряд особенностей:

  • работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;
  • в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь
  • высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;
  • нововведения руководителя быстро реализуется.
  • К преимуществам деятельности малых предприятий относятся:
  • возможность для многих граждан стать соучредителями (по причине небольших первоначальных вложений в основной и оборотный капитал);
  • возможность использования местных сырьевых ресурсов и отходов производства;
  • создание новых рабочих мест;
  • небольшой аппарат управления по сравнению с крупными предприятиями, как следствие, более низкие накладные расходы;
  • возрождение подсобных производств и народных ремесел;
  • содействие экономическому и социальному развитию малых предприятий и небольших населенных пунктов.11

Субъекты малого предпринимательства – это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других предприятий (юридических лиц), не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В зависимости от рода деятельности этих организаций максимальная численность персонала ограничена: в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек; в оптовой торговле – 50; в промышленности – 100; в сельском хозяйстве – 60; на транспорте – 100; в научно-технической сфере – 60; в других видах деятельности – 50 человек.

С учетом особенностей работы малых предприятий можно разделить  на две группы: традиционные и инновационные.

Традиционные малые предприятия отличаются стабильностью объемов выпускаемой продукции в определенной сфере деятельности. Они производят необходимые виды услуг, без которых человек не может обойтись, выпускают продукцию широкого потребления. Примером таких предприятий являются небольшие специализированные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские и т. п. Владельцы традиционных малых предприятий ориентируются на небольшую сумму прибыли и сохранение традиций в производстве или обслуживании, а не на стремительное развитие своего предприятия.

Инновационные малые предприятия возникают на основе конкретных научных открытий. Они часто оказываются «проводником» нового вида производства, новой продукции. Создавая инновационное предприятие, владелец рискует: если не будет спроса на новые виды товаров, то предприятие разорится и все вложенные в него капиталы пропадут. Но если новое дело станет успешным, то прибыль будет быстро расти и владелец предприятия превратится из мелкого бизнесмена в крупного предпринимателя.12

При учреждении малого предприятия  используют одну из перечисленных форм:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • общество с дополнительной ответственностью.

Для выпуска ряда товаров  и оказания услуг требуется наличие сертификата. К сертифицируемым товарам и услугам относятся: автомобили, телерадиоаппаратура, бытовая техника, продукты питания, посуда, товары для детей, ремонт автомобилей и мотоциклов, выпуск ваты, бинтов, медицинских приборов и др. Сертификация производится специальными организациями на основе соответствующих испытаний и лабораторных исследований. Предприятие, сертифицирующее свою продукцию, обязано маркировать соответствующим знаком тару, упаковку и товарно-сопроводительную документацию. 

2. Анализ состояния и развития  малого бизнеса в России

2.1. Анализ развития малого бизнеса в России

Официальная статистика сектора малого предпринимательства  свидетельствует о положительной динамике основных показателей этого сегмента экономики в 2000-2009 годах.

Начиная с 2008 года, принципы статистического наблюдения за секторами малого и среднего предпринимательства изменились. Так, ранее критерии отнесения к малым предприятиям в зависимости от численности сотрудников были дифференцированными по отраслям. С 2008 года отраслевые различия учитываться перестали, что значимым образом отразилось на статистике сектора в сторону существенного увеличения всех показателей (за счет включения дополнительных сегментов бизнеса). На диаграммах ниже специально выделена точка изменения системы статистического наблюдения.

 

 

Рисунок 2.1.1. Число малых предприятий (включая микропредприятия) в 1999-2009 годах13

 

Рост предприятий малого бизнеса проходил за счет увеличения числа микропредприятий но фактически количество малых предприятий сокращалось. (Рис. 2.1.2)

Рисунок 2.1.2. Число малых предприятий (без микропредприятий)14

По состоянию на 1 апреля 2011 года в России было зарегистрировано 225 041 тыс. малых предприятий, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Малые предприятия распределены по федеральным округам России неравномерно: в валовом отношении более 50% сосредоточено в Центральном, Приволжском и Северо-Западном Федеральных округах.

Рисунок 2.1.3. Количество малых предприятий на 2011 год (тыс.)15

Однако объективность  развития малого предпринимательства  в большей степени отображается показателем числа малых предприятий на тысячу жителей, а не общим числом.

 

Таблица 2.1.1. Количество МП в расчете на 100 тыс. чел. населения (исходя из численности населения на 1 января 2010 г.)

 

Количество зарегистрированных МП на 1 января 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Федеральные округа

Единиц

Прирост/сокращение за период 01.01.2010-01.01.2011

В % от среднего по РФ

Российская Федерация

154,8

-5,7

100,0

Центральный ФО

184,1

-12,8

118,9

Северо-Западный ФО

230,5

-0,5

148,9

Южный ФО

130,2

-26,6

84,1

Приволжский ФО

157,6

1,4

101,8

Уральский ФО

116,5

3,9

75,3

Сибирский ФО

128,1

-2,9

82,7

Дальневосточный ФО

154,5

5,9

99,8

Информация о работе Состояние и перспективы развития малого бизнеса в России