Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:32, курсовая работа
Цель курсового проекта — разработка и апробация методики текущей периодической оценки сотрудников организации.
В курсовом проекте необходимо отразить следующие вопросы:
основные качественные характеристики какой-либо должности и конкретного сотрудника, ее занимающего;
цели деловой оценки данного сотрудника;
порядок (организационная процедура) проведения оценки сотрудников;
выбор оценщиков (их должности или место в структуре по отношению к оцениваемому сотруднику);
состав показателей оценки, характеризующих сотрудника за оцениваемый период;
Введение………………………………………………………………. 5
Глава 1. Понятия и цели оценки персонала ………………………. 6
1.1 Определение оценки персонала ………………………………… 6
1.2. Цели оценки персонала………………………………………… 8
1.3. Порядок проведения оценки персонала ………………………. 11
Глава 2. Методы оценки персонала………………………………… 13
2.1. Деловая оценка кадров ………………………………………… 13
2.2. Тестирование ………………………………………………….. 19
2.3 Ассессимент-центр ………………………………………………. 24
2.4. Интервью ……………………………………………………….. 25
2.5. Деловая игра……………………………………………………… 27
Глава 3. Оценка персонала на примере ОАО «ТуристПро»…….. 30
3.1.Характеристика предприятия …………………………………… 30
3.2.Оценка персонала и рекомендации ……………………………. 35
Заключение…………………………………………………………… 38
Список литературы…………………………………………………. 40
Исходными данными для оценки персонала являются:
Главное действующее лицо - линейный руководитель, отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником. При формировании окончательной оценки следует учитывать: мнения коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками; подчиненных; специалистов в области деловой оценки, а также результаты самооценки работника.
Организационная процедура дело
1) разработку методики деловой
2) формирование оценочной
комиссии с привлечением
3) определение времени и
4) установление процедуры
5) проработку вопросов
документационного и
6) консультирование оценщиков
со стороны разработчика методики
Принципы процедуры деловой оце
1) объективность - оценка
2) надежность - оценка
3) достоверность в отношении
4) возможность прогнозирования -
5) комплексность - оценивается
6) процесс оценивания и критерии
7)проведение оценочных
Задача службы персонала при
Линейный руководитель вместе
Деловая оценка кадров – достаточно сложная в методическом и организационном плане работа. Прежде всего, нужно отметить, что единой универсальной методики, пригодной для решения всего комплекса задач, стоящих перед оценкой кадров, просто не существует и вряд ли она возможна. Нет общепринятой методики оценки и за рубежом.
По этой причине чаще всего предприятия
вынуждены разрабатывать
Оценка личностных качеств возможна
при длительном наблюдении за сотрудником.
Определенное свойство одного человека
может рассматриваться как
Управляемость. В структуре организации над каждым наемным сотрудником есть свой начальник, отдающий какие-то приказы и распоряжения. Если работник не управляем, или управляем с трудом, перспективы его в этой компании весьма сомнительны. Неуправляемость проявляется, в первую очередь, в попытках “лезть со своим уставом” и “показывать, кто тут главный”. Повнимательнее присмотреться к управляемости кандидата могут заставить и некоторые факты его трудовой биографии. «Факторами риска» являются: предшествовавшие трудоустройству работа «свободным художником», управление собственным бизнесом, занятие должности, более высокой по статусу, чем рассматриваемая. Во всех этих случаях кандидат будет вынужден столкнуться со сменой своего социального статуса, получить больше “дураков-начальников”, нежели имел прежде. Неуправляемость – серьезное противопоказание для того, чтобы кандидата рекомендовать на позицию.
В отличие от неуправляемости, “бесхребетность” является противопоказанием только для тех вакансий, где, в первую очередь, будет важна “несгибаемость” кандидата, его умение отстаивать интересы компании и “не поддаваться на провокации”. В остальных случаях такие работники могут работать весьма успешно, поскольку начальство будет ценить их за отзывчивость к сверхурочной работе и безмолвное усердие.
Чем выше уровень обучения, тем
лучше адаптивные способности человека.
Высоко обучаемый кандидат легко
может сменить сферу
Адекватность, наверное, самый очевидный
фактор. Отслеживание адекватности, обычно,
проблем не представляет – если
ответы кандидата соответствуют
задаваемым вопросам, а поведение
и эмоциональные реакции
Для проведения оценки создается комиссия, в которую могут включаться следующие представители организации: непосредственный руководитель, представитель службы управления персоналом, вышестоящий руководитель, коллеги работника из других подразделений. К мнению последних следует относиться осторожно, так как их оценки могут быть субъективными. В целом подход к выбору процедур оценки и формы их проведения полностью подчиняется поставленным в организации бизнес – задачам.
Полученная информация должна минимизировать финансовые риски в принятии решений и давать максимальный возврат на инвестиции. Таким образом, стоимость методов оценки и их точность должны быть оптимальными по отношению к поставленной задаче.
Анкетирование. Из ответов кандидата
на вопросы анкеты можно сделать
вывод о том, что он хочет больше
всего получить от жизни вообще и
от конкретного вида деятельности в
частности. При проведении анкетного
опроса кандидата на вакантную должность
желательно выяснить не только узкоспециализированную
информацию по трудовой деятельности
кандидата, но и значительно более
широкий круг вопросов для скорейшей
адаптации работника. Также данная
информация позволит определить его
наклонности или наличие
Таблица 1 Анкетные методы оценки деловых качеств персонала
№ п/п |
Наименование |
Характеристика |
1 |
Индивидуальная оценка |
Оценочная анкета |
стандартизированный набор вопросов или описаний. Специалист, проводящий оценку, отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого работника и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг составляет сумму отметок (баллов). | ||
2 |
Метод экспертных оценок |
Сбор мнений экспертов (специалистов по тем или иным вопросам), их анализ и составление заключения. |
3 |
Шкала рейтингов поведенческих |
В бланке описывается решающие ситуации профессиональной деятельности. Бланк рейтинга обычно содержит от шести до десяти специальных характеристик результативности труда, каждая из которых выводится из пяти или шести решающих ситуаций с описанием поведения. Лицо, проводящее оценку, отмечает то описание, которое в большей степени соответствует квалификации оцениваемого работника. Тип ситуации соотносится с баллом по шкале. |
4 |
Метод групповой оценки |
Позволяет провести сравнение эффективности работы сотрудников внутри группы, сопоставить их между собой. |
5 |
Метод классификации |
Лицо, проводящее оценку, должно поочередно распределить всех работников от лучшего до худшего по какому-либо общему критерию. Если работников больше 20, то с применением данного метода возникают сложности. Проще выделить самого успешного или неуспешного. |
6 |
Метод парного сравнения |
Сравнение каждого с каждым производится в специально сгруппированных парах. Затем отмечается, сколько раз работник оказывается лучшим в своей паре, и на основании этого строится общий рейтинг. |
7 |
Метод заданного распределения |
Лицо, проводящее оценку, должно дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. От эксперта требуется выписать на отдельные карточки фамилии работников и распределить всех оцениваемых по группам в соответствии с заданной квотой. |
Интервью представляет собою беседу,
направленную на сбор информации об опыте,
уровне знаний, и оценку профессионально
важных качеств претендента. Интервью
при приеме на работу способно дать
глубокую информацию о кандидате, при
сопоставлении которой с
Еще одним эффективным методом оценки персонала, который выделяет автор Арутюнян Ф., позволяющим прогнозировать поведение работников в упреждающем режиме, является анализ отношений [4, С. 18]. Основной ее процедурой является исследование межличностных отношений, определение эффективности взаимоотношений между сотрудниками.
Тесты – самые известные и
распространенные из оценочных процедур.
Также серьезным ограничением применения
тестов является то, что они хорошо
оценивают относительно простые
психологические факторы - формальный
уровень интеллекта, эмоциональную
устойчивость, коммуникабельность. И
очень плохо измеряют сложные
факторы - лидерство, новизна, открытость
к обучению, ориентацию на результат.
Поэтому тесты чаще всего применяются
для оценки персонала на низших позициях,
требований к которым немного, и
они просто формализуются. В оценке
руководителей высшего звена
тесты не применяются, либо используются
только как вспомогательные
Аттестация представляет собой построение делового портрета кандидата с помощью специально разработанного метода персонал – технологии. Данный метод включает в себя разработку перечня из 80 профессиональных, деловых и личностных качеств применительно к данной управленческой деятельности и оценка группой экспертов всех кандидатов на должности в соответствии с данным перечнем критериев. Аттестационный способ не применяют для отбора в чистом виде и дополняют собеседованием и другими методами испытаний.
Имитационное моделирование – это достаточно сложная процедура. Существуют два подхода: на основе менеджерской концепции В.К. Тарасова со строго структурированными игровыми имитационными процедурами и на базе организационных игр. Причем последний метод реализуется в форме марафона и базируется на мыслительной методологии (работа с будущим, проектирование и программирование будущей деятельности программируются в форме игр).
Способ ситуационного
Информация о работе Совершенствование деловой оценки персонала