Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 00:34, курсовая работа
Предмет работы - система обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в администрации Центрального района города Курска.
В квалификационной работе выполняются следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических основ организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих;
2. Анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации и Курской области;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 6
1.1 Цели, задачи и механизмы организации процесса обучения, подготовки и переподготовки персонала 6
1.2 Система подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих: зарубежный опыт 9
1.3 Нормативно-правовые основы и особенности организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации 12
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА КУРСКА 16
2.1. Система управления кадрами в Администрации Центрального района города Курска 16
2.2. Практика и проблемы организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Администрации Центрального района города Курска 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА КУРСКА 25
3.1. Направления совершенствования организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Администрации Центрального района города Курска 25
3.2. Программа мероприятий по совершенствованию организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Администрации Центрального района города Курска 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема организации обучения, повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих на сегодняшний день является актуальной.
Во-первых, Прокуратурой города Курска при проведении в 2011 году проверок исполнения законодательства, определяющего порядок прохождения муниципальной службы, установлено, что не всеми муниципальными служащими муниципального образования - город Челябинск соблюдаются запреты и ограничения, предусмотренные законом, в том числе, предъявляемые к уровню образования. Факты отсутствия у муниципальных служащих необходимого уровня образования вскрыты в Администрации города, ее структурных подразделениях.
Во-вторых, сфера муниципального управления предъявляет высокие требования к чиновникам различных уровней управления, к их профессиональным качествам. Успешность профессиональной деятельности у многих муниципальных служащих затруднена в связи с тем, что в недавнем прошлом они были врачами, учителями, военными и др., т.е. сменили сферу и характер деятельности.
Существенные изменения в профессиональной деятельности, обусловленные переходом на муниципальную службу, вызвали необходимость преодоления сложившихся ранее стереотипов деятельности, взаимодействия, ценностных суждений и т.п., формирования новых профессионально значимых качеств. По результатам опроса муниципальных служащих только половина респондентов отмечает высокую степень соответствия содержания базового образования респондентов содержанию выполняемой ими работы (55,1% муниципальных служащих).
В-третьих, обучение является одним из самых эффективных методов мотивации муниципальных служащих.
Поэтому в целях повышения результативности деятельности муниципальных служащих необходимо и далее развивать единую систему профессионального обучения кадров для местного самоуправления. Это позволит обеспечить стабильно высокий уровень качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих за счет привлечения к процессу обучения профессионалов из научного сообщества, а также обладающих огромным практическим опытом сотрудников и руководителей органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления.
Объектом исследования выступает система обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации.
Предмет работы - система обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в администрации Центрального района города Курска.
В квалификационной работе выполняются следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических
основ организации процесса
2. Анализ нормативно-правового
обеспечения процесса обучения,
подготовки и переподготовки
муниципальных служащих в
3. Исследование зарубежного опыта обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих;
4. Определить направления совершенствования организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих;
5. Разработать программные мероприятия по совершенствованию организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих.
Теоретико-методологические проблемы управления кадрами государственной и муниципальной службы рассматриваются в работах А.Н. Аверина, Г.Е. Асцатурова, Г.В. Атаманчука.
Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех муниципальных служащих. Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков необходим для успешного выполнения задач, возложенных на органы местного самоуправления населением и государством [7].
ФЗ о муниципальной службе устанавливает право и обязанность служащих на повышение квалификации, ФЗ о государственной гражданской службе – на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Данные виды обучения в соответствии со ст.62 ФЗ о государственной гражданской службе являются видами дополнительного профессионального образования.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования.
Исходя из этого, можно определить основные задачи системы профессионального образования муниципальных служащих, которые необходимо сегодня решать органам местного самоуправления в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями:
– разработка методик определения потребностей в обучении кадрового состава органов местного самоуправления;
– построение системы непрерывного профессионального образования муниципальных служащих;
– создание оптимальной системы программ профессионального образования с использованием инновационных технологий в обучении, в т.ч. информационно-коммуникационных технологий;
– создание механизмов оценки эффективности обучения муниципальных служащих в системе профессионального образования;
– формирование в органах местного самоуправления климата, благоприятствующего обучению и развитию муниципальных служащих, через создание системы мотивации к обучению, разработку муниципальных правовых актов в сфере профессионального обучения муниципальных служащих, оптимальное распределение финансовых ресурсов на обучение муниципальных служащих [11].
Основные элементы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих представлены в приложении 1.
Первичная подготовка муниципальных служащих осуществляется в высших учебных заведениях в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Под профессиональной переподготовкой понимается обучение муниципальных служащих с целью получения дополнительных теоретических знаний, практических навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется по программам в объеме свыше 500 часов, длится от 3 до 6 месяцев с отрывом от работы и от 6 месяцев до 1 года без отрыва от работы и заканчивается защитой дипломной работы.
Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
Под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации может включать краткосрочное тематическое обучение по профилю профессиональной деятельности (72 - 100 часов) с защитой реферата или обучение для углубленного изучения проблем по профилю профессиональной деятельности (свыше 160 часов) с защитой выпускной работы. Срок обучения с отрывом от работы составляет от 2 до 6 недель и без отрыва от работы от 6 недель до 6 месяцев. Обучение осуществляется по мере необходимости, но не реже раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности муниципального служащего.
Главной задачей повышения квалификации является удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих является подсистемой образовательной системы в России и в качестве структурных элементов включает [13]:
- государственные и
- профессиональные
- соответствующие
- органы управления подготовкой
и переподготовкой
Представляет интерес содержательная сторона обучения в зарубежных вузах: чему и как обучают слушателей. Наглядное представление об этом дает подготовка слушателей в академиях управления ряда земель ФРГ, в частности Баден-Вюртемберга, Гамбурга и других центрах. В академию принимаются в возрасте до 35 лет по направлению министерств или ведомств, а также на основе личного заявления. Обязательным условием поступления в академию является прохождение ряда тестов. Конкурс в академию составляет примерно два человека на место. Обучение носит преимущественно практическую направленность. Об этом свидетельствует модель учебного процесса. «Она включает следующие циклы»:
3 месяца – основной курс в академии;
3 месяца – производственная практика;
4 месяца – углубленный курс в академии; 1 месяц – каникулы;
3 месяца – практика за рубежом;
1 месяц – обмен опытом
и обобщение результатов
Практическая направленность обучения предопределяет и состав преподавателей. Представители науки составляют в нем меньшинство, хотя и незаменимое при получении слушателями теоретических знаний. Основную массу преподавателей составляют практические работники: министры, директора предприятий, руководители банков, менеджеры крупных концернов, мэры и др. переподготовка персонал муниципальный служащий
В зарубежных вузах осуществляется, как правило, универсальная подготовка слушателей, рассчитанная на специалистов широкого профиля. Каждый вуз определяет свой набор дисциплин, необходимых для подготовки специалистов. В конце обучения дается оценка результатов работы каждого слушателя [14].
Многие страны стремятся комбинировать подготовку кадров для государственной службы в специализированных учебных заведениях и вузах общего профиля. Так, в США разработано свыше 190 программ по изучению государственного управления, из которых 14% приходится на специализированные вузы, 34% – на факультеты управления университетов, 31% – на политологические факультеты, остальные – на другие учебные заведения.
Отбор на должности государственных служащих во Франции происходит лишь среди лиц, имеющих специальное управленческое образование.
Конституция Германии гарантирует всем гражданам равный доступ к работе в государственных ведомствах при условии, что они работоспособны и обладают качествами, необходимыми для выполнения этого вида деятельности. Религиозные и мировоззренческие аспекты не являются препятствием для поступления на государственную службу. Претендент на статус чиновника должен соответствовать определенным требованиям (образование, опыт практической работы, способность данного вида деятельности). В рамках этих принципов осуществляется подбор государственных служащих, чиновников в аппарат государственных структур, их дальнейшее продвижение по службе.
После принятия в должность наступает фаза проверки (испытательный срок), в ходе которой должностное лицо должно подтвердить свою способность к выполнению возложенных на него обязанностей. Продолжительность этого периода зависит от того, какую функцию выполняет чиновник. Для продвижения по службе в каждом конкретном случае учитывается качество работы и её практические результаты.
В Японии в основном проходит процесс децентрализации управления как важнейшего условия ускорения процесса инноваций. Обычно централизованно формируются лишь стратегические цели и задачи. Конкретное выполнение проблем по управлению возложено во многом на местное управление.
Поступившим уготована далеко не райская жизнь. Учеба в Академии очень напряженная. В течение 1,5 лет учащиеся испытывают постоянный стресс. Каждый день с 8 утра до 22 вечера они находятся под наблюдением, их постоянно оценивают. Это по душе далеко не многим. Делается это вполне сознательно, чтобы никому, вступившему на эту стезю, государственная служба не казалась медом, ибо в реальной действительности «руководители всех звеньев, в том числе среднего и нижнего, регулярно испытывают на работе стресс, который они должны выдерживать».