Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 00:34, курсовая работа
Предмет работы - система обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в администрации Центрального района города Курска.
В квалификационной работе выполняются следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретических основ организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих;
2. Анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации и Курской области;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 6
1.1 Цели, задачи и механизмы организации процесса обучения, подготовки и переподготовки персонала 6
1.2 Система подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих: зарубежный опыт 9
1.3 Нормативно-правовые основы и особенности организации процесса обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Российской Федерации 12
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА КУРСКА 16
2.1. Система управления кадрами в Администрации Центрального района города Курска 16
2.2. Практика и проблемы организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Администрации Центрального района города Курска 22
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА КУРСКА 25
3.1. Направления совершенствования организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Администрации Центрального района города Курска 25
3.2. Программа мероприятий по совершенствованию организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих в Администрации Центрального района города Курска 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
В целях первоочередного обучения лиц, впервые поступивших на муниципальную службу, при Администрации города Курска могут образовываться постоянно действующие курсы повышения квалификации. Обучение на таких курсах может проводиться по учебным программам объемом не менее 72 часов и с частичным отрывом от работы.
Учреждения ежегодно самостоятельно определяют свою потребность в переподготовке и повышении квалификации работников, исходя из анализа их количественного и качественного состава, перспективных потребностей в специалистах определенного уровня профессиональной подготовки и специализации, опыта работы, деловых и личных качеств отдельных работников.
В предложения на переподготовку и повышение квалификации не включаются следующие работники:
- обучающиеся в высших
и средних профессиональных
- прошедшие переподготовку за счет средств бюджета города менее пяти лет назад;
- находящиеся в длительных (полгода и более) отпусках (по беременности и родам, по уходу за ребенком, без сохранения заработной платы и других).
Сведения об уровне образования муниципальных служащих администрации Центрального района представлены в таблице 1 [6].
Таблица 1 - Уровень образования муниципальных служащих администрации Центрального района г. Курска (на 01.01.2012)
Состав работников |
Количество работников |
С высшим профессиональным образованием |
75 |
в том числе: экономическим |
9 |
юридическим |
5 |
техническим |
2 |
педагогическим |
8 |
прочим |
7 |
С незаконченным высшим профессиональным образованием |
5 |
Остальных |
15 |
ВСЕГО |
95 |
В сфере профессиональной подготовки муниципальных служащих программой определены следующие целевые индикаторы:
1.Количество муниципальных служащих:
1) прошедших профессиональную
переподготовку по
2) прошедших обучение
на курсах повышения квалификац
3) прошедших обучение на обучающих семинарах - 104 человека в 2012 г., 106 человек в 2013 и в 2014 годах.
2. Количество муниципальных
служащих, имеющих высшее
Повышение уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих запланировано осуществлять при проведении следующих мероприятий:
1. Профессиональная
2. Повышение квалификации
3. Проведение обучающих семинаров
Таким образом, организация обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих осуществляется в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», с учетом требований Положения о переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления и Избирательной комиссии города Курска, утвержденного решением Курской городской Думы от 25.09.2007 № 25/30, с учетом рекомендаций областной целевой программы «Развитие муниципальной службы в Курской области на 2011 - 2012 годы», утвержденной Постановлением Правительства Курской области от 27.10.2010 № 207-п.
При подготовке выпускной квалификационной работы автором был проведен опрос муниципальных служащих администрации Центрального района города Курска. Всего опрошенных 30 человек.
Практика работы в администрации Центрального района показывает, что в связи с возникновением срочных поручений, отсутствием замены муниципальные служащие вынуждены не посещать занятия. В итоге муниципальный служащий «числиться» в учебном заведении, а фактически находится на рабочем месте. Очень часто в такой ситуации находятся служащие занимающие ведущие, главные и высшие должности.
Кроме того, мнение самого муниципального служащего практически не учитывается. Например, главный бухгалтер считает, что нуждается в получении юридических знаний, так как по мере работы ему приходится согласовывать огромный спектр документов, начиная от договоров для нужд администрации заканчивая документами приема-передачи имущества. Но в тоже время для переподготовки за счет администрации у него основания отсутствуют [4].
Подбор образовательных учреждений для профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, проведения обучающих семинаров осуществляется Управлением муниципальной службы и кадров Администрации города Курска.
Проведенное социологическое исследование выявило ряд проблем в сфере образования муниципальных служащих администрации Центрального района.
Так, муниципальные служащие-респонденты в основном оценили традиционные формы профессионального образования как средние, а не наиболее полезные (61% – профессиональная переподготовка и повышение квалификации в рамках профессионального образования, 57% – учеба в обучающих организациях, 49,5% – общение с коллегами во время обучения в рамках семинаров, курсов и др.). При этом, заметим, респонденты выделили как наиболее полезные те формы профессионального образования, которые осуществляются в специализированных образовательных учреждениях, а не по месту работы.
Основными причинами, по которым профессиональное образование, по мнению опрошенных муниципальных служащих, не способствует их профессиональному развитию, является отсутствие вакантных должностей в системе муниципальной службы (68,8%), отсутствие системы управления карьерой в органах власти (39,6%), а также отсутствие у самих служащих стремления к карьерному росту (более 30% респондентов).
Оценивая результаты своего последнего обучения по программе повышения квалификации, большинство респондентов (60,4%) нашли возможность применить полученные в ходе обучения знания на практике. Только 18,9% служащих поделились с коллегами содержанием обучающей программы. К сожалению, только 12,3% муниципальных служащих прошли собеседование с руководителями по результатам своего обучения и 3,4% служащих разработали конкретные предложения по совершенствованию служебной деятельности. Это свидетельствует о наличии барьеров в использовании на практике результатов обучения как со стороны руководства органов местного самоуправления, которое часто не стремится использовать кадровый потенциал органов власти с учетом новых полученных в ходе обучения знаний и навыков, так и со стороны самих служащих, которые либо не считают нужным распространять в коллективе полученные в ходе обучения знания, либо сталкиваются с отторжением новых принципов работы со стороны коллег [5].
В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ муниципальные служащие администрации Центрального района города Курска проходят обучение по следующим направлениям.
1. Профессиональная
- Государственное и
- Управление финансами бюджетных организаций.
- Управление социальными процессами.
- Юриспруденция.
2. Повышение квалификации
- Государственное и
- Управление муниципальным имуществом.
- Управление муниципальными финансами.
- Правовое обеспечение местного самоуправления.
- Правовые и организационные
основы противодействия
- Реализация полномочий
органов местного
- Управление финансами бюджетных организаций.
- Противодействие коррупции
в органах государственной
Первостепенным направлением совершенствования организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих является внесение изменений в действующее законодательство.
В частности, в областной целевой программе «Развитие муниципальной службы в Курской области на 2011-2012 годы» необходимо расшифровать понятие единой системы непрерывного обучения.
Стажировка является составной частью единой системы обучения муниципальных служащих, повышения профессиональной культуры управления.
Задачами стажировки являются [6]:
- расширение общего кругозора
по проблемам городского
- приобретение и углубление
профессиональных знаний по
- повышение правовой культуры должностных лиц и сотрудников администрации города, районов.
На сегодняшний день актуальным направлением совершенствования организации обучения, подготовки и переподготовки муниципальных служащих является использование инновационных методов.
Необходимо установить и практиковать следующие основные виды развития образовательного потенциала кадров, обеспечивающие перманентность обучения:
1) систематическое
2) участие не реже одного
раза в месяц в постоянно
действующих семинарах по
3) краткосрочное (по мере
необходимости, но не реже одного
раза в год) обучение по месту
службы или в учебных
4) стажировка в передовых организациях муниципальной службы, в ведущих научных и учебных учреждениях, в том числе за рубежом;
5) среднесрочное (сроком
от 3 до 6 месяцев) обучение в целях
получения специализации по
6) переподготовка – получение
новой специальности по
Отдельно следует выделить и организацию учебного процесса. В данном случае интересен опыт зарубежных стран, в частности Японии и Германии, который свидетельствует о «жестких» методах обучения.
Особенно интересен опыт Японии. В структуру пяти великих японских систем, цементирующих стройную систему подготовки госслужащих, входят:
– система пожизненного найма;
– система кадровой ротации;
– система репутаций;
– система подготовки на рабочем месте;
– система оплаты труда.
Ценность и причина действенности этих систем заключается в том, что они представляют собой не набор отдельных элементов, а являются системами в единой системе. Каждая из них, дополняя другую, является основой и условием ее функционирования, способствует запуску следующих и эффективной их работе. Одна система не может существовать без другой.
В такой обстановке мотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решение проблем, стоящих перед регионом и страной в целом. Это то, чего не хватает российскому институту государственной службы. У госслужащих в России нет заинтересованности в целенаправленном и результативном труде.