Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:13, курсовая работа
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Японская модель менеджмента основывается на философии, «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров - установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Описание японской модели менеджмента………………………………….5
1.2 Специфика японской модели менеджмента……………………………….12
1.3 Применение японского опыта управления в Российском менеджменте...19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА, ООО «РЕСПЕКТ»
2.1 Характеристика деятельности компании…………………………………..28
2.2 Внешнее окружения ООО «Респект», анализ организационной структуры управления…………………………………………………………………….…30
2.3 Совершенствование организационной структуры управления с учётом японской модели менеджмента………….……………………..………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Менеджмент Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Сейчас ведущими экономистами и политиками активно дискутируются возможности развития экономики России по принципу одной из западных «моделей». Однако без учетов нашего национального менталитета, исторически сложившихся отличий в теории и практике управления, ни одну из мировых схем развития экономики и выхода из кризиса нельзя приложить к российским условиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы, которые можно сделать, рассматривая Японскую модель и систему управления, таковы: люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности; основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием общих целей работы; когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полной меру своих способностей.
Японские менеджеры самостоятельно пытались выработать свою модель управления. Их творческий поиск завершился созданием специфической «японской» системы управления. На этот процесс, без сомнения, повлияли американские идеи, но в, то, же время следует отметить, что непосредственное применение американских методов управления оказалось неудачным. В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствовавших в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использует все морально - психологические рычаги воздействия на личность. Налоговая система Японии работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно - фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать, чувство коллективизма максимально эффективно Японский метод управления отличается своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы.
Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятий в основном за счет повышения труда работников.
В Японии предметом особого внимания является увеличение объема продаж. При этом менеджеры заботятся об активизации человеческих ресурсов даже больше, чем о движении денежных средств. Японские компании обращают особое внимание на производственный процесс, и стратегиям, направленным на совершенствование производственных операций, отдают большее предпочтение.
Изучение Японского опыта управления актуально для Российского менеджмента. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно - рыночным условиям, в которых происходит функционирование организации. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри - и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
По мнению ряда специалистов, российский менеджмент сочетает в себе черты японского менеджмента, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу эффективно функционировать в сложных постоянно меняющихся условиях. Для широкомасштабной модернизации экономики России необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики.
Овладение стержнем японского менеджмента - отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы - необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
1.Белорусов А.С. Международный менеджмент: учебник. М.: 2007. - 669с.
2.Винанский О.С. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. - М.: 2006. - 596.
3.Волгин Н.А.Японский опыт
4.Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 506с.
5.Джексон Грейсон, Харла О’Делл. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Наука, 2005. – 326с.
6.Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т. Учебник для вузов - М.: Издательский центр « Академия», 2007. – 297с.
7.Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2008. – 129с.
8.Менеджмент: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. - М.: КНОРУС, 2010. – 367с.
9.Матрусова Т.Н., Япония: материальное стимулирование в фирмах. - М: Наука , 2009. – 183с.
10.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ. - М.: «Дело», 2002. – 206с.
11.Монден Я., «Тойота» - методы эффективного управления. - М.: Экономика 2009. – 205с.
12.Менеджмент: Учебник / под ред. М.М. Максимцова и А.В. Игнатьевой. - М.: ЮНИТИ , 2008 – 301с.
13.Татарникова А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М., ИНЭ,2006. – 208с.
14.Управление организацией под ред. З.П. Румянцевой. М.: ИНФРА - М, 2009 год. – 404с.
15.Управление персоналом и трудовыми отношениями в Японии // Управление персоналом. 2007. -№7. – 268с.
16.Управление персоналом под ред. Т.Ю. Базарова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 178с.
17.Семенова И.И.История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - 2009. – 117с.
18.Основы менеджмента: учебное пособие / под ред. д-ра эконом. наук, проф.В.И. Королева. - М.: Магистр, 2008. – 308с.
19.Полянчева, А.Г. Исследование зарубежного опыта управления научно-технологическим развитием и оценка его использования в российских условиях // Менеджмент в России и а рубежом. - 2007. - № 2. – 325с.
20.Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: Журнал Эксперт, 2006.
21.Томилов В.В. Менеджмент. - М.: Юрайт - Издат, 2006. – 296с.
22.Шонбергер Р. Японские методы управления производством. - М.: Экономика, 2007. – 239с.
23.Управление организацией под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М.: ИНФРА - М, 2008 – 306с.
24.Управление персоналом и трудовыми отношениями в Японии // Управление персоналом. 2007. -№8. – 294с.
25.Управление персоналом под ред. Т.Ю. Базарова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 234с.
26.Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика. - М.: Наука, 2006. – 406с.
27.«Эти невероятные японцы» // Паркинсон С. Н. , 2008. – 301с.
28.Хироси Хазама «История управления трудом в Японии». Лондон , 2005.
ПИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1- основные принципы японского стиля менеджмента
Принцип |
Описание |
Вклад в повышение уровня конкурентоспособности |
1 |
2 |
3 |
В сфере производства | ||
Точно в срок |
Поставщики поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику |
Сокращаются складские расходы, и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции |
Кружки контроля качества |
Добровольное участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции |
Коллектив становится сплоченнее |
Гибкая специализация |
Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией |
Создаются условия быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства |
В сфере экологии | ||
Неуклонное соблюдение норм по охране окружающей среды и техники, безопасности |
Четкие и конкретные формулировки норм и стандартов |
Сокращение расходов на охрану окружающей среды |
Человеческие ресурсы и производственные отношения | ||
Продвижение по служебной лестнице и бригадный метод работы |
Определяется стажем работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады |
Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения |
Поощрение в зависимости от качества исполнения |
Оплата в прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции |
Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы |
Кружки совершенствования производства |
Непрерывное совершенствование производственного процесса. Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров |
Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами |
Кружки инициативных работников |
Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства |
Улучшаются условия труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства |
Автономия департаментов компании |
Автономия принятия решений в департаменте компании |
Упрощается координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента |
Ступенчатый метод принятия решений |
В обсуждении вариантов важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения - руководство компании. Решение принимается консенсусом |
С расширением круга участников обсуждения повышается степень объективности решения |
Ротация рабочих и служащих |
Ротация рабочих, инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы |
Повышение взаимопонимания и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании |
Пожизненный наем на работу |
Повышается преданность компании |
Повышение уровня квалификации сотрудников |
Заработная плата выше у старших по должности |
Более сильным сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата |
У рабочих и служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании |
Широкая специализация членов производственной бригады |
Бригада осуществляет полный производственный цикл |
Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд |
Профсоюзы на предприятии |
В рамках профсоюзов осуществляются периодические консультации рабочих с менеджерами |
Улучшаются производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании |
Организация управления | ||
Разделение на департаменты |
Генеральная администрация координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании |
Упрощается схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции |
Бизнес единицы |
Каждая бизнес-единица в рамках компании ответственна за свою прибыльность |
Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов |