Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:19, дипломная работа
Целью настоящего дипломного проекта является совершенствование системы приема на работу и отбора персонала ОАО «Сибирьтелеком». Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- исследовать понятие приема и отбора персонала, а также обеспечение и принципы отбора кадров;
- исследовать понятия и особенности приема и отбора персонала в организации;
- дать краткую характеристику ОАО «Сибирьтелеком»;
- проанализировать состояние системы найма и отбора персонала в обществе;
- рассмотреть перечень документов, необходимых для обеспечения процесса найма и отбора персонала;
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Значение и специфика человеческих ресурсов в современной организации
1.2 Роль и место кадровой службы в системе управления организации
1.3 Система найма и отбора персонала организации
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ В ОАО «СИБИРЬТЕЛЕКОМ»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ персонала ОАО «Сибирьтелеком»
2.3 Исследование системы найма и отбора в ОАО «Сибирьтелеком»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАЙМА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОАО «СИБИРЬТЕЛЕКОМ»
3.1 Разработка инструмента для проведения социологического исследования
3.2 Анализ результатов социологического исследования
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы найма и отбора персонала
3.3.1 Рекомендация по использованию источников набора персонала
3.3.2 Рекомендация по найму дополнительной штатной единицы в качестве менеджера по персоналу
3.3.3 Рекомендация по введению системы повышающих и понижающих коэффициентов премирования
3.3.4 Рекомендация по введению надбавки за выслугу лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Другим принципом является обеспечение соответствия требованиям, предъявляемых содержанием работы, индивидуальным качествам претендента: образования, стажа, опыта, а в ряде случаев пола, возраста, здоровья, психологического состояния.
При наборе извне в первую очередь рассматривается бланк заявления кандидата, резюме, в котором указывается, где кандидат работал до подачи заявления в Общество, если нет трудового стажа (т.е. это может быть и выпускник ВУЗа), то где учится или учился и с какой успеваемостью. В дальнейшем проводится собеседование.
Основная цель отборочного
собеседования в ОАО «
- информирование кандидатов
о деятельности Общества и
объяснение им преимуществ
- реалистичное описание работы;
- выяснение, подойдут ли кандидаты для выполнения работы и какими качествами, значимыми для этой работы, они обладают;
- прояснение ожиданий
обеих сторон, включая реалистичное
обсуждение возможных
- предоставление кандидатам
возможности оценить,
Юрисконсульт отводит определенное количество времени для беседы с каждым кандидатом и не старается встретиться со слишком большим количеством кандидатов в один день, т.к. проведение собеседования - достаточно утомительное занятие, и встреча в один день с более чем с шестью кандидатами может означать, что он не сумеет их всех справедливо оценить.
При проведении собеседования
юрисконсульт составляет определенный
план собеседования. Он же готовит вопросы,
которые необходимо будет задать
кандидату во время собеседования.
Основные вопросы к кандидату
он формулирует заранее. Форма допроса
здесь неприемлема, в то же время
необходимо уметь задавать «трудные»
вопросы. В сложных ситуациях
инициатива должна исходить от юрисконсульта.
При этом нужно обладать не только
умением слушать, но и умением
вести собеседование в нужном
русле, по заранее намеченному плану
и временному интервалу. От юрисконсульта
зависит не только оценка соответствия
кандидата предъявляемым
- сильные и слабые стороны кандидата;
- профессиональный опыт, навыки и знания;
- готовность к обучению, ориентация на развитие;
- готовность к сотрудничеству;
- мотивация, трудовые ценности;
- инициативность, готовность брать на себя ответственность;
- ориентация на достижения;
- уровень самооценки, уровень притязаний.
Иногда в Обществе практикуется собеседование напрямую с руководителем структурного подразделения. Оно может проводиться сразу после интервью с юрисконсультом либо в другое назначенное время. Целесообразность такой встречи определяет юрисконсульт, руководствуясь установленной в компании процедурой отбора. В ходе встречи с руководителем структурного подразделения в значительной степени уточняются профессиональные навыки кандидата, его психологическая совместимость, выясняются организационные вопросы.
В основном в Обществе отбирают по следующим критериям:
- отбирают работников,
оценивая их по полученному
ими образованию. При равных
показателях руководитель
- практический опыт
является важнейшим критерием
уровня квалификации работника.
Чаще всего причинами
отказа при приеме на работу в ОАО
«Сибирьтелеком» после
1. Плохое личное впечатление.
2. Слишком агрессивен, подавляет окружающих («все знает»).
3. Не способен ясно выразить свои мысли (плохое произношение, грамматика).
4. Не планирует свою
карьеру (нет целей и
5. Мало интереса и энтузиазма (пассивный, безразличный).
6. Недостаточно уверенности и уравновешенности (нервный, легко смущается).
7. Избегает участия в деятельности.
8. Чересчур много
значения придает деньгам (
9. Плохие успехи в обучении (получал только переходной балл).
10. Не хочет начинать
с нижней ступени (ожидает
11. Извиняется (заглаживает
неблагоприятные факты в
12. Недостаточно тактичен.
13. Недостаточно зрел.
14. Недостаточно воспитан (дурные манеры).
15. Недостаточное социальное понимание.
16. Есть приметы неприязни к обучению.
17. Избегает смотреть в глаза интервьюеру.
18. Вялое рукопожатие.
19. Нерешителен.
20. Неряшливо заполненное заявление о приеме.
21. Опоздал на интервью без уважительной причины.
По окончании собеседования линейный руководитель проводит оценку полученных результатов и принимает решение. Если кандидат подходит, то с ним подписывается трудовое соглашение на испытательный срок 2 месяца, и если кандидат пройдет успешно этот испытательный срок, то его принимают на работу, при этом подписывается Трудовой договор.
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАЙМА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ОАО «СИБИРЬТЕЛЕКОМ»
3.1 Разработка инструмента
для проведения
Чтобы выделить положительные и отрицательные черты при проведении найма и отбора персонала в ОАО «Сибирьтелеком», а также дать правильные рекомендации, было проведено социологическое исследование. В качестве инструмента этого исследования автор использовал составленную им анкету, которую заполнили 50 работников (63%) Общества. Из них оказались 25 рабочих, 5 специалистов, 2 руководителя и 18 других служащих (приложение 2). Образец анкеты, как инструмент социологического исследования, включает такие блоки вопросов, как «Общие», «Прием на работу», «Условия труда», «Отношения между служащими» и «Мотивация персонала» (Приложение 4)
На основании данных ими ответов и был проведен анализ системы найма и отбора персонала, а также даны определенные рекомендации.
3.2 Анализ результатов социологических исследований
Проведя социологическое исследование среди персонала ОАО «Сибирьтелеком» (Приложение 2), автор проанализировал полученные ответы. Результаты оказались такими:
1. Большинство работающих
в Обществе - это люди в возрасте
от 25 до 45 лет, с высшим образованием,
состоящие в браке, также
Рис. 5. Возраст работников ОАО «Сибирьтелеком»
Рис. 6. Семейное положение работников ОАО «Сибирьтелеком»
Рис. 7. Образование работников ОАО «Сибирьтелеком»
Рис. 8. Стаж работы работников ОАО «Сибирьтелеком»
О вакансии на должность, которую работники занимают на данный момент, они узнали либо через объявления, либо через знакомых (рис. 9).
Рис. 9. Источники информации о вакантных местах работников ОАО «Сибирьтелеком»
2. Собеседование для
всех прошло легко и
3.
Рис. 10. Первое впечатление работников ОАО «Сибирьтелеком» о юрисконсульте во время проведения собеседования
4. Во время проведения
собеседования юрисконсульт не
практиковал никаких тестов в
отношении претендентов на
5. Всех работающих
устраивают условия труда,
6. Коллектив в ОАО
«Сибирьтелеком» слаженный,
Рис. 11. Отношения между
работниками ОАО «
7. Окружающие в коллективе обладают такими качествами, как доброта, отзывчивость, знание своего дела, компетентность, терпеливость, трудолюбие.
8. Среди имеющегося
персонала не хватает
9. Для большинства
работников стимулом для
Рис. 12. Стимул для работы
у сотрудников ОАО «
10. Заработная плата не устраивает большую часть работающего персонала Общества (рис. 13).
Рис. 13. Устраивает ли заработная плата работников ОАО«Сибирьтелеком»
Проведенное социологическое исследование позволило выявить ряд проблем, имеющихся в Обществе. Среди них можно выявить такие проблемы, как:
1) набор персонала
на вакантные должности
2) юрисконсульт, проводя
собеседование, произвел на
3) большинство рабочих
не устраивает заработная
Чтобы решить выявленные проблемы, автор предлагает ряд рекомендаций.
3.3 Рекомендации по
совершенствованию системы
3.3.1 Рекомендация по
использованию источников
Проанализировав процесс приема на работу и отбора персонала на ОАО «Сибирьтелеком», можно сказать, что в целом Общество правильно осуществляет отбор персонала при устройстве на работу. Но, как и в любой другой организации, есть и свои минусы или недочеты.
Так, например, набирая
кандидатов на более высокие посты,
руководитель использует свои связи, т.е.
набирает тех людей, которых он знает
лично или которых ему
В данном случае возможно
использование следующих
- обнародование всех возможных должностей, открытых для повышения или перевода, примерно за неделю до начала набора со стороны;
- опубликование основных
подходов и критериев, по
- опубликование всех
требований, предъявляемых к работнику,
который займет вакантный пост
(вакантную должность) в
- распространение
достаточного количества
- информирование всех
заявителей о дальнейших
Результатом ответа на эти вопросы должно быть решение: привлечь персонал со стороны или обойтись собственными силами.
И тот, и другой варианты набора сотрудников имеют как достоинства, так и недостатки [20; с.23-26]:
1. Преимущества
- предоставление шансов
для роста (повышает
- незначительные затраты на привлечение рабочей силы;
- знание претендентом данной организации;
- знакомство с работником, наличие представлений о его умениях;
- возможность более быстрого выполнения штатной должности;
- освобождение первоначальных должностей для молодых кадров;
- «прозрачность» кадровой политики, управляемость за счет кадрового планирования;
- целенаправленное
повышение квалификации
- избежание неэкономичной текучести кадров.
2. Недостатки
- меньше возможностей для выбора;
Информация о работе Совершенствование системы найма и отбора персонала