Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 12:36, реферат
Сбербанк России рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
Вряд ли сегодня в России существует хотя бы одна крупная корпорация, для которой не были бы крайне актуальными проблемы поиска и подбора персонала. Особенно если речь идет о такой многофилиальной корпорации, как Сбербанк России, имеющей свои подразделения в различных регионах страны. На ситуацию на рынке труда банковских специалистов в настоящее время особенно сильно влияют следующие факторы:
Сбербанк России рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы - дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка.
Идет поиск оптимального
сочетания материальных и нематериальных
стимулов мотивации работников к
повышению производительности и
качества труда, развитию инициативы,
поиску новых технологических решений.
Банк создает условия, позволяющие
каждому сотруднику реализовать
свои способности, получить возможность
повышения уровня профессиональных
знаний, понимать систему оценки результатов
его труда и перспективу
Наиболее востребованными в настоящее время банковскими специалистами являются, прежде всего, хорошие «клиентщики»: кредитные работники, векселисты, маркетологи, специалисты по разработке банковских продуктов, в том числе уникальных, специалисты по PR и рекламе. Это связано с усилением конкуренции на банковском рынке, борьбой банков за каждого нового клиента.
Наименее востребованы специалисты по работе на открытых рынках. Снижение доходности большинства межбанковских и биржевых операций ведет к тому, что они все в большей степени становятся механизмом регулирования ликвидности, за исключением разве что конверсионных операций по заявкам клиентов или получения доходов на арбитраже. Штаты соответствующих подразделений в большинстве уже давно сформированы и относительно стабильны.
В ближайшее время, в связи с вышеперечисленными причинами, спрос будет расти на специалистов клиентского блока, банковских технологов, специалистов по лизинговым операциям, специалистов по выстраиванию эффективных систем оценки и контроля, риск-менеджеров и аналитиков, которые способны устанавливать контакты с новыми клиентами, добиваться их доверия, развивать взаимопонимание и на этой основе выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения, предоставляя качественное обслуживание и помогая клиенту находить решения по развитию его бизнеса. Потребность же в других банковских специалистах с опытом практической работы останется относительно стабильной.
3.1 Организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры Сбербанка
Прием на работу в Зеленогорском отделение №7815 Сбербанка России осуществляется по результатам профессионального отбора персонала – системы оценочных процедур и мероприятий, позволяющих выявлять кандидатов, которые по своим деловым качествам наиболее пригодны к профессиональной деятельности.
Отбор кандидатов – это система мероприятий по оценке качеств и способностей, которыми обладает кандидат, на предмет их соответствия рассматриваемому виду трудовой деятельности.
Для эффективного отбора первостепенное
значение имеет определение критериев,
на основании которых будет
Критерии отбора – это формализованные требования к наличию необходимых качеств, профессиональных навыков претендента и уровню их выраженности. В банке используются следующие критерии: профессиональный, образовательный, социально-демографический, управленческий, психологический, медицинский, специальный.9
В Зеленогорском отделении №7815 Сбербанка России источниками отбора претендентов могут являться следующие: кадровый резерв на должности номенклатуры филиала Банка; кредитно-финансовые, другие учреждения и организации; службы занятости; высшие и средние профессиональные учебные заведения; самопроявившиеся кандидаты.
Старшие и ведущие специалисты
обычно замещаются из внутреннего резерва
с использованием процедуры внутреннего
конкурса. Объявление о таких вакансиях
помещается в специальный раздел
внутреннего информационного
Существуют, естественно, и другие процедуры из внутренних источников, вместе с тем привлекаются профессионалы извне, т.к. они могут взглянуть на внутренние проблемы со стороны и, возможно, скорее разрешить их. Это позволяет экономить усилия, время, деньги, а также способствует благоприятному моральному климату и карьерному продвижению сотрудников.
Основанием для организации
работы по подбору специалистов являются
письменные заявки профильных подразделений
филиала (Приложение Г), решения руководителя
Банка. Заявки формируются исходя из
наличия вакансий, потребности в
специалистах с учетом планов развития
подразделений и предполагаемых
должностных перемещений
Отбор кандидатов проводится на конкурсной основе. Для проведения отбора приказом филиала может создаваться конкурсная комиссия в составе председателя, членов комиссии и секретаря. Создание конкурсной комиссии при отборе персонала имеет важные преимущества:
во-первых, объективность принятия решения о приеме на вакантное место;
во-вторых, сотрудники будут готовы помогать новичку, если решение о приеме на работу было принято при их непосредственном участии.
Основной этап проведения конкурса на замещение вакантной должности, включает в себя:
Предварительный отбор включает в себя анализ информации, содержащейся в первичных документах предоставленных кандидатами (анкета, рекомендации, трудовая книжка, дипломы об образовании, медицинская справка, справка из налоговых органов о доходах и имуществе и др.). Одной из основных целей данного этапа отбора является отсев по формальным характеристикам кандидатов, явно не подходящих для имеющихся вакансий, не отвечающих минимальным требованиям вакантной должности.
Изучение поступивших от потенциальных кандидатов документов осуществляется кадровой службой банка, которые используются для сбора различной информации о биографии и существующем положении кандидата. Эта информация включает: биография кандидата; предыдущие и настоящее место работы; образовательный уровень; практическую подготовку и рекомендации; дополнительную информацию, которую кандидат желает предоставить, и которая подтверждает его профессиональный уровень.
Анкета о приеме на работу
применяется как первичный
При анализе анкеты выявляются моменты, о которых указывается вскользь, или не указывается вовсе, это отмечается и уточняется на личной беседе конкурсной комиссией.
Изучаются документы: медицинское заключение (с целью выявления отсутствия противопоказаний к государственной службе) и справка из налоговых органов о доходах и имеющемся имуществе.
Изучается выписка из трудовой книжки, особое внимание уделяется причинам увольнения.
Обязательной проверке подлежат
рекомендательные письма. Заранее подготавливается
список вопросов. Особое внимание уделяется
проверке тех фактов, которые вызвали
сомнения. Главное на этом этапе - получить
максимально полную информацию о
человеке. Специалист по персоналу
не запрашивает рекомендации с последнего
места работы, если соискатель ещё
не уволился и не ставил на работе никого
в известность о своём
Подводятся промежуточные итоги по результатам предварительного отбора - отмечаются наиболее подходящих на вакантную должность кандидаты по критериям образования, опыта работы в этой сфере, квалификации и т.д. Не позднее чем за неделю до конкурса сообщается о дате, времени и месте проведения конкурса гражданам, допущенным к участию в конкурсе, а тем, кто не пошел этап «предварительный отбор» по тем или иным причинам сообщается об отказе в участии в конкурсе.
Кандидаты, первичные сведения
о которых признаны соответствующими
предъявляемым требованиям, кадровой
службой приглашаются для собеседования,
изучения учетно-характеризующих
Руководитель профильного подразделения по результатам изучения представленных данных принимает решение о целесообразности проведения собеседования с кандидатом с целью определения уровня его профессиональной компетентности, практических навыков, знаний и умений и направляет в кадровую службу служебную записку.
Отобранные кандидаты приглашаются кадровой службой банка для изучения их личностно-деловых качеств,10 психологического тестирования и проведения собеседований в профильных подразделениях. Решение о дате, времени и месте проведения указанных мероприятий принимается кадровой службой по согласованию с профильным подразделением и доводится до сведения претендентов.
В случае если профильное подразделение
самостоятельно провело подбор кандидата
на вакантную должность (собеседование
и профессиональную оценку), служебная
записка с указанием
Подбор кандидатов на замещение
должностей в бизнес-подразделения
(операционный отдел, отдел кредитования
юридических лиц, отдел кредитования
частных клиентов), должностей заведующих
дополнительными офисами
Конкурс на замещение вакантных
должностей, относящихся к группе
ведущих и главных должностей
(ведущие специалисты, главные специалисты,
специалисты 1 категории, консультанты
и т.д.), проводится в форме конкурса
- испытания. При проведении конкурса
- испытания кандидатам предлагается
выполнить практическое задание, близкое
по своему содержанию к той профессиональной
деятельности, которую им придется
осуществлять в случае занятия вакансии.
Для оценки уровня профессионально-важных11 качес