Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 05:03, диссертация
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе изучения и обобщения отечественной и зарубежной теории и практики мотивации персоналом, а также на основе критического анализа применения существующих систем стимулирования сформулировать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала на российских предприятиях.
Попробуем разобраться подробней, что создает мотивацию и от чего она зависит.
Мотивацию создают:
Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением.
Виды мотивов человека
делятся на два уровня: мотивы сохранения
и мотивы достижения. Чаще всего
в своей жизни человек
Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:
Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.
Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:
-побуждение к действию.
То есть выявление тех мотивов,
-направление деятельности.
Функция, с помощью которой
человек определяет, за счет чего
он сможет добиться цели и
удовлетворить свою
-контроль и поддержание
поведения направленного на
Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.
2.Cтимулы (от латинского stimulus
- палка, с помощью которой
По содержанию стимулы
могут быть экономическими и неэкономическими.
В свою очередь, последние делятся
на организационные и моральные.
Однако четкой границы между ними
не существует; на практике они тесно
переплетены, обусловливают друг друга,
а зачастую взаимопереходящие, так
что их невозможно разделить. Например,
повышение в должности и
Итак, применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в решении задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов называется стимулированием. Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, работник ведет себя стабильно или меняет поведение в требуемую сторону.
Мотивация - одна из
главных движущих сил
Для поддержки мотивации
хорошо помогает метод
Основные задачи мотивации:
-формирование у каждого
сотрудника понимания сущности
и значения мотивации
-обучение персонала и
руководящего состава
-формирование у руководителей
демократических подходов к
Для решения этих задач необходим анализ процесса формирования мотивации в организациях; индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется, и зависимости между ними; изменений, происходящих в мотивации деятельности при переходе к рыночным отношениям.
Первым и наиболее распространенным методом поощрения и наказания был метод «кнута и пряника». С повышением роли человеческого фактора большое значение стали играть психологические методы мотивации. Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной, которые будут рассмотрены ниже.
Мотив
часто путают с потребностью
и целью, однако потребность
- это, неосознаваемое желание
устранить дискомфорт, а цель - результат
сознательного целеполагания.
Мотивацию классифицируют по нескольким признакам.
В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную.
Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.
Трудовая мотивация
порождается непосредственно
Статусная мотивация
является внутренней движущей силой
поведения человека, связанного с
его стремлением занять более
высокую должность, выполнять более
сложную и ответственную
По используемым
способам различают мотивацию
Нормативная мотивация
— это побуждение человека к определенному
поведению посредством идейно-
Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование
— воздействие не на личность как
таковую, а на внешние обстоятельства
с помощью благ — стимулов, побуждающих
работника к определенному
Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.
По источникам
возникновения мотивов
Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.
На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому руководитель для осуществления мотивации должен определить эти потребности и найти способы их удовлетворения.
При внешней мотивации воздействие на субъект происходит из вне, например через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т. д.
Внутренняя и
внешняя мотивации четко не разграничены,
поскольку в различных
По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.
К основным видам
положительной мотивации
Таким образом, только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов включения человека в деятельность, способствующую его личностному развитию.
Мотивированные работники,
испытывая и осознавая
1.2. Роль и значение мотивации.
Разработка оптимальных
планов и методов их реализации,
обоснование эффективной
Что побуждает человека к эффективному труду? Почему в одном случае сравнительно удобо выполнимой работы необходимое принуждение работника, тогда как в другом случае исполнитель сам охотно выполняет тяжелую рутинную работу? Ответ на эти и другие вопросы дает анализ мотивации исполнителей, как важной функции управления.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности под воздействием внутренних и внешних движущих сил для достижения целей организации.
Исполнитель является не только важным ресурсом организации. Он имеет, в отличие от материальных факторов производства, свои цели, ценности, представления, надежды, потребности. На поведение исполнителя, в том числе на его отношение к конкретной деятельности, выполнению определенного задания, влияют также условия деятельности и ее содержание, взаимоотношения с коллегами, ситуация в организации и обществе в целом.
Мотивация имеет существенное отличие от других функций управления. Такие функции, как планирование, организация, регуляция, контроль и анализ осуществляются в основном менеджментом организации. Исполнительский персонал, как правило, играет при выполнении этих функций пассивную роль.