Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 05:03, диссертация
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе изучения и обобщения отечественной и зарубежной теории и практики мотивации персоналом, а также на основе критического анализа применения существующих систем стимулирования сформулировать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала на российских предприятиях.
Достижение целей, реализация функций и технологий управления карьерным процессом ИП «Заиров» должны происходить на основе определенных принципов, основными из которых могут быть:
– совмещение целей организации и индивидуальных интересов менеджера;
– непрерывность развития и продвижения менеджеров;
– прозрачность процедур и технологий оценки, механизма должностных перемещений (информирование персонала о вакансиях, об условиях их замещения, критериях отбора).
Решение проблемы структуры
и кадров управления карьерным процессом
должно включать два основных момента.
Во-первых, субъектами управления должны
быть сами деятели карьеры – менеджеры,
а также их руководители (наставники,
кураторы, непосредственные начальники).
Таким образом, главными действующими
лицами выступают линейные руководители
всех уровней: каждый из них одновременно
является субъектом управления и
своей карьерой, и карьерой подчиненных.
Во-вторых, структура управления карьерой
должна являться неотъемлемой частью
системы управления персоналом в
виде ее подсистемы развития и продвижения
кадров, и функций в рамках данной
подсистемы должны выполняться специалистами
в области управления карьерой с
привлечением психологов, социологов.
Достижение целей, задач и выполнение
функций по управлению карьерным
процессом при такой
Механизм управления карьерой
на предприятии должен включать совокупность
организационно-
Управление карьерой как
стратегия, как определенный подход
к управлению человеческими ресурсами
не может не пронизывать все остальные
элементы (функции, технологии) системы
управления персоналом. В частности,
отбор, набор и найм может происходить
по принципу, называемому в современной
теории управления «принципом пирамиды»,
согласно которому за счет внешних
источников рабочей силы формируется
только основание пирамиды организационной
структуры (то есть заполняются должности,
не требующие высокой квалификации
и глубокого знания особенностей
организации). А за счет внутреннего
рынка труда, на основе формирования
системы планомерного развития и
продвижения персонала в
Таким образом, управление карьерой менеджера, карьерным процессом в целом представляет собой сложную, многоаспектную деятельность.
Для обеспечения в организации
успешного управления карьерным
процессом в целом и
Предложение предприятием возможностей развития карьеры сотрудникам может формироваться из простых программ в виде обучения и более детализированных консультационных услуг по совершенствованию дальнейших планов продвижения по службе. Данные программы при рациональном подходе не требуют больших затрат, хотя и способны оказать существенное мотивирующее воздействие.
Разработка системы карьерного роста на ИП «Заиров» должна включать в себя следующие услуги:
Программы развития карьеры
для обеспечения
– регулярно прилагаться;
– быть открытыми для всех работников;
– модифицироваться, если их оценка показывает, что необходимы изменения.
Общей целью программ развития карьеры является сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися на предприятии.
Для оказания консультационных
услуг сотрудникам предприятий
по развитию карьеры могут быть использованы
как формальные, так и неформальные
консультации. Первый способ подразумевает
привлечение специалистов, либо формирование
специализированного
Между тем, согласно последнему
обзору Американской ассоциации менеджмента,
наиболее широко распространенными
являются неформальное консультирование
специалистами-кадровиками и
Более формальными и быстро
распространяющимися, но менее широко
применяемыми практикой, являются специальные
семинары и особые центры самооценки.
В таких центрах сначала
В текущей ситуации более реальной для ИП «Заиров» представляется использование неформальной формы консультирования сотрудников по поводу развития карьеры.
Для этого в обязанности
управленческого штата
Обязательным условием эффективного
функционирования и стимулирующего
воздействия системы управления
карьерой является формирование хорошей
коммуникационной системы на предприятии.
На ИП «Заиров» может быть использовано
публичное систематическое
– сотрудники информируются не только о свободных местах, но и о действительно происходящих перемещениях и продвижениях;
– информация дается не менее, чем за пять-шесть недель до объявления набора из вне;
– стандарты отбора и инструкции формулируются четко и ясно;
– каждый имеет возможность попробовать свои силы;
– работники, претендовавшие, но не получившие места, в письменной форме извещаются о причинах отказа.
Предложенные мероприятия
способны заложить основу функционирования
системы управления карьерой на предприятии.
В дальнейшем же на основе изучения
потребностей и интересов работников
провести дальнейшее развитие карьерной
системы предприятия и
Таким образом, хорошо сформулированные усилия по развитию системы управления карьерой на предприятии могут помочь работникам в определении их собственных потребностей к продвижению, дать информацию о подходящих возможностях карьеры внутри предприятия и сочетать потребности и цели работника с целями организации. Формирование такой системы может уменьшить устаревание людских ресурсов, которые так дорого обходятся предприятию.
Совершенствование методов
экономического стимулирования персонала
ИП «Заиров» должно основываться на установлении
зависимости между оплатой
Существующая на предприятии система премирования не ставит размер оплаты труда в зависимость от непосредственной результативности работы персонала, ориентируясь на производственные планы подразделений. Она призвана только предотвращать нарушения трудовой дисциплины. Для более эффективного воздействия материальных стимулов на персонал необходимо ввести более дифференцированную систему надбавок к основному фонду оплаты труда для всех работников. Те компоненты, которые оказывают существенное влияние на повышение производительности труда в существующей системе, продолжают использовать во вновь создаваемой системе мотивации.
В современном менеджменте различают две базовые формы заработной платы – сдельную и повременную13. В первом случае размер денежного вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы. Во втором – уровень оплаты связывается с продолжительностью затраченного на работу времени. На основе этих форм конструируются различные варианты и комбинации оплаты труда.
Современные системы оплаты
труда строятся на выборе тех или
иных форм заработной платы и установлении
соотношений между разными
Основной задачей любой современной системы оплаты труда является обеспечение мотивационного потенциала заработной платы – взаимосвязи между эффективностью труда и вознаграждением за него. «В корпорациях развитых стран часто применяются сразу несколько систем оплаты труда, в которых отражается его специфика в разных подразделениях и их роль в достижении получаемых результатов»14.
Сопоставление наиболее распространенных систем заработной платы, используемых в развитых странах, по условиям, преимуществам и недостаткам их применения представлено в таблице 7.
Таблица 7 – Сравнительная характеристика систем заработной платы15
Система |
Условия |
Преимущества |
Недостатки | ||
1. Повременная оплата |
Используется там, где трудно измерить и контролировать качество/ количество труда или где производительность далека от критической |
Проста, легко реализуется и легко начисляется, обеспечивает хорошие отношения с работниками |
Плохо стимулирует, терпима к плохим производственным результатам | ||
2. Сдельная оплата |
Используется для специфических видов работ, когда высоко значение денежного вознаграждения |
Вознаграждение Непосредственно связано с результатами |
Источник конфликтов и недовольств, если не гарантирует минимального дохода | ||
3. Ставка + надбавка за высокие индивидуальные результаты (в виде премии, комиссионных и т.п.) |
Используется там, где труд можно измерить, деньги мотивируют, система принимается работниками и понятна им |
Хорошо мотивирует, так как непосредственно связана с вознаграждением, способствует росту |
Сложна в использовании, способствует конфликтам, не способствует росту групповой отдачи | ||
4. Стсвка + надбавка на группу (за показатели работы бригады, цеха, отдела) |
Используется там, где трудно определить индивидуальные показатели и где хорошая атмосфера в рабочих группах |
Хорошая мотивация при условии, что связь между усилиями и надбавкой воспринимается на индивидуальном уровне |
Сложности в использовании
из-за неравных индивидуальных усилий,
что может вызвать | ||
6. Премиальная надбавка в соответствии с заслугами работника. Исчисляется по единой методике (например, на основе стажа или рейтинга) |
Используется там, где трудно с оценкой конечного результата или ситуациях, когда на результат оказывает действие множество факторов |
Стимулирует не только производственные, но и другие значимые для фирмы показатели, способствуют взаимодействию |
Трудно сформулировать общую методику, которая обеспечит сопоставимость неоднородных случаев, велика вероятность субъективности | ||
7. Участие в прибылях в соответствии с оценками финансовых показателей фирмы |
Используется там, где публикуются показатели финансовой деятельности и где имеется участие работников в делах фирмы |
Обеспечивает идентификацию
работников с делами фирмы, вознаграждение
оказывается связанным с |
Не существует четкой связи
между вознаграждением и |