Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 21:58, автореферат
Актуальность темы исследования. Стратегическое планирование является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе, благодаря которому обеспечивается возможность своевременного и адекватного учета изменений, как во внешней, так и во внутренней среде функционирования предприятия для достижения его стратегических целей.
Научная новизна работы состоит в развитии методических основ стратегического планирования деятельности промышленного предприятия в сфере внешней торговли на основе выбора стратегически значимых сегментов зарубежных рынков, в разработке соответствующего инструментария и его практической апробации в рамках выбранных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования. Элементы научной новизны диссертационной работы заключаются в следующем:
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в приращении научного знания посредством разработки концептуальных основ, методики, форм и методов стратегического планирования деятельности промышленного предприятия в сфере внешней торговли, определяется достигнутым уровнем научной разработанности проблематики, значимостью предложенного инструментария стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия. Разработанные теоретические положения позволяют на более высоком теоретико-методологическом уровне решать вопросы стратегического планирования деятельности промышленного предприятия в сфере внешней торговли и могут быть использованы как в теории, так и в практике внешнеторговой деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предложенная методика стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия позволяет выделить несколько перспективных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования, сформировать стратегии функционирования для каждой из них, дает возможность интеграции полученных результатов в комплексном стратегическом плане внешнеторговой деятельности предприятия.
Результаты исследования могут быть использованы предприятиями при стратегическом планировании собственной внешнеторговой деятельности в целях повышения эффективности осуществления внешнеторговых операций, а также в учебном процессе для проведения занятий по дисциплинам «Организация и техника внешнеторговых операций», «Стратегическое планирование», «Основы внешнеэкономической деятельности».
Апробация результатов исследования. По материалам диссертации опубликовано 13 печатных работ общим объемом 5,81 п.л., в т.ч. лично автора - 5,08 п.л. Основные результаты исследования были апробированы на международной научно-практической конференции «Европейская наука 21 столетия: стратегия и перспективы развития - 2006» (г. Днепропетровск, Украина), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы наук – 2008» (Чехия), межвузовской научно-практической конференции «Исторические и социально-экономические проблемы Юга России» (РГЭУ «РИНХ», г.Азов), на научно-практических конференциях Азовского технологического института (филиала) ДГТУ, обсуждались на промышленных предприятиях ОАО «АОМЗ», ЗАО «Кузнечно-литейный завод», где получили положительные отзывы.
Структура и объем диссертационной работы диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка использованных литературных источников, приложений.
Основные результаты исследования
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
1. Рассмотрены экономическая сущность и возможные стратегии внешнеторговой деятельности промышленных предприятий, предложена классификация этих стратегий на основе ранжирования признаков, определяющих возможные стратегические альтернативы.
Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.1 Традиционно она рассматривается как один из возможных видов внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта, поэтому в целях определения места внешнеторговой деятельности во внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия представляет интерес уточнение содержательной сущности категории «внешнеэкономическая деятельность промышленного предприятия». Под этой категорией мы понимаем деятельность промышленного предприятия, направленную на торговлю, кооперацию или любое иное сотрудничество с хозяйствующим субъектом, находящимся в другой стране, при этом в качестве предмета внешнеэкономической деятельности фигурируют товары и услуги собственного производства, совместные научно-технические исследования и разработки. Место внешнеторговой деятельности в рамках внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия отражено на рисунке 1.
Эффективное развитие внешнеторговой деятельности промышленных предприятий имеет важное значение для отечественной экономики в целом, поскольку воздействует на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производительных сил. Следовательно, актуальным является вопрос выявления оптимальных направлений развития внешнеторговой деятельности отдельных промышленных предприятий, что
Рисунок 1 - Место внешнеторговой деятельности во внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия *
*составлено автором по
может быть достигнуто посредством стратегического планирования и формирования стратегий внешнеторговой деятельности промышленных предприятий, соответствующих реалиям зарубежных рынков.
Стратегическое планирование внешнеторговой деятельности промышленного предприятия представляет собой систематический процесс моделирования желаемого места и роли предприятия на определенных зарубежных рынках в долгосрочной перспективе, осуществляющийся на основе маркетингового подхода и предполагающий разработку и реализацию совокупности управленческих решений, необходимых для достижения установленных целей, с учетом эволюционирования внешней экономической среды.
Под стратегией внешнеторговой деятельности промышленного предприятия понимается модель развития, определяющая выбор инструментов управления (в том числе планирования) деятельностью предприятия на зарубежном рынке, направленной на развитие торгово-экономического сотрудничества предприятия с зарубежными партнерами, для достижения стратегических целей промышленного предприятия с учетом международных особенностей и тенденций изменения внешней экономической среды.
Существует множество различных признаков, по которым можно классифицировать стратегии внешнеторговой деятельности промышленного предприятия. Многообразие подобных признаков может затруднять выбор
оптимальных стратегических альтернатив в процессе стратегического планирования внешнеторговой деятельности на конкретном предприятии, поэтому для облегчения подобного выбора представляется целесообразным провести ранжирование признаков, определяющих возможные стратегии внешнеторговой деятельности промышленного предприятия (рисунок 2).
Классификационные признаки разделены на три группы по степени значимости. Факторы первого уровня (наиболее значимые) имеют первостепенное значение для любого промышленного предприятия, планирующего работу на зарубежном рынке, и служат исходной позицией при стратегическом планировании. Они являются определяющими при выборе стратегий внешнеторговой деятельности предприятия.
Факторы второго уровня находятся в прямой зависимости от факторов первого уровня, и выбор конкретной стратегии на втором уровне логически зависит от уже принятых стратегических решений на первом уровне
Факторы третьего уровня зависят от выбранных ранее стратегий и являются их следствием, поэтому факторы, не учтенные в двух вышеназванных случаях, предлагается относить к факторам третьей группы.
Разработанная классификация возможных стратегий внешнеторговой деятельности промышленных предприятий позволила выявить стратегии, которые в настоящее время применяются российскими предприятиями, выпускающими сельхозтехнику. Кроме того, эта классификация необходима при стратегическом планировании внешнеторговой деятельности, поскольку используется для выработки стратегий функционирования промышленного предприятия в рамках отобранных перспективных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования.
Объектом исследования выступают российские предприятия, выпускающие сельхозтехнику. Методические подходы к стратегическому планированию внешнеторговой деятельности на этих предприятиях не имеют принципиальных различий с аналогичными процессами на промышленных предприятиях прочих отраслей, поэтому предлагаемая в исследовании методика стратегического планирования внешнеторговой деятельности может быть использована промышленным предприятием, осуществляющим внешнюю торговлю, независимо от его профиля.
Рисунок 2 – Классификация стратегий внешнеторговой деятельности промышленного предприятия *
* составлено автором по материалам исследования
2. Проведен комплексный анализ тенденций и проблем развития внешнеторговой деятельности отечественных и зарубежных предприятий, выпускающих сельхозмашины, что позволило обосновать необходимость применения стратегического планирования при планировании внешнеторговой деятельности отечественных промышленных предприятий.
Анализ экспорта сельхозтехники (в стоимостном выражении) свидетельствует о приросте объемов экспорта в 2007 г на 222,7% по сравнению с 2004 г. Одной из ключевых причин увеличения экспорта российской техники является значительный износ парка сельхозтехники в большинстве стран СНГ, которые являются ее основными импортерами, что видно из рисунка 3.
Рисунок 3 - Географическая структура экспорта сельскохозяйственной техники РФ2
Анализ структуры экспорта сельхозтехники, производимой отечественными предприятиями, показывает, что основной его объем приходится на комбайны (53,5%). Учитывая это обстоятельство, представляется целесообразным более глубокое исследование внешнеторговой деятельности предприятий комбайностроения.
Для анализа и оценки экспортного направления внешней торговли предприятий, выпускающих комбайны, анализируются данные таблицы 1, в которой отражены результаты деятельности отечественных предприятий отрасли зерноуборочных комбайнов.
Таблица 1 - Динамика объемов производства, экспорта и импорта зерноуборочных комбайнов
Наименование |
Ед. |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Парк 3 |
тыс.шт. |
198,700 |
186,390 |
173,437 |
158,257 |
143,494 |
129,200 |
117,600 |
107,700 |
Производство |
тыс.шт. |
5,201 |
9,063 |
7,500 |
5,400 |
7,893 |
7,518 |
6,875 |
7,162 |
Производство в % к парку |
% |
2,6 |
4,9 |
4,3 |
3,4 |
5,5 |
5,8 |
5,8 |
6,6 |
Экспорт |
тыс.шт. |
0,340 |
1,075 |
2,945 |
2,297 |
1,779 |
3,541 |
1,999 |
2,624 |
Экспорт в % к пр-ву |
% |
6,5 |
11,9 |
39,3 |
42,5 |
22,5 |
27,2 |
17,2 |
36,6 |
Импорт |
тыс.шт. |
0,750 |
0,860 |
1,456 |
1,002 |
0,908 |
1,578 |
1,477 |
2,357 |
Импорт в % к парку |
% |
0,4 |
0,5 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
1,2 |
1,3 |
2,2 |
Импорт в % к экспорту |
% |
220,6 |
80,0 |
49,4 |
43,6 |
51,0 |
44,6 |
125,4 |
89,8 |
Импорт в % к пр-ву |
% |
14,4 |
9,5 |
19,4 |
18,6 |
11,5 |
21,0 |
21,5 |
32,9 |