Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 21:58, автореферат
Актуальность темы исследования. Стратегическое планирование является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе, благодаря которому обеспечивается возможность своевременного и адекватного учета изменений, как во внешней, так и во внутренней среде функционирования предприятия для достижения его стратегических целей.
На правах рукописи
ДОЦЕНКО ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Ростов-на-Дону-2009
Диссертация выполнена на кафедре «Инженерная экономика и маркетинг»в Федеральном государственном образовательном учреждении «Донской государственный технический университет»
Научный руководитель |
кандидат экономических наук, профессор Мясоедова Людмила Вениаминовна |
Официальные оппоненты: |
доктор экономических наук, доцент Андрющенко Ольга Геннадьевна Кандидат экономических наук, доцент Корсаков Михаил Николаевич |
Ведущая организация: |
Ростовский государственный экономический университет «РИНХ» |
Защита состоится «25» ноября 2009 года в 11-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 88, ауд. 220.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ЮФУ по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.
Автореферат разослан «24» октября 2009 г.
Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.
Ученый секретарь диссертационного совета к.э.н., доцент |
С. В. Гриненко |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Стратегическое планирование является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе, благодаря которому обеспечивается возможность своевременного и адекватного учета изменений, как во внешней, так и во внутренней среде функционирования предприятия для достижения его стратегических целей.
В настоящее время развитие деятельности отечественных промышленных предприятий осуществляется в условиях либерализации внешней торговли, поэтому достаточно остро стоит вопрос повышения эффективности и результативности их внешнеторговых операций, что инициирует внедрение стратегического планирования в практику российских промышленных предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность. Инструментарий стратегического планирования является эффективным механизмом адаптации промышленного предприятия к динамике рынка в условиях неопределенности, поэтому его использование предприятием может обеспечить желаемые показатели деятельности хозяйствующего субъекта на зарубежных рынках в долгосрочной перспективе.
Глобализация экономики, с одной стороны, и использование протекционистских и неопротекционистских мер государственного регулирования внешней торговли – с другой, определяет особую роль стратегического планирования внешнеторговой деятельности отдельных хозяйствующих субъектов на конкретных зарубежных рынках. Изменение внешней среды мировых рынков, обусловленное, в том числе, и мировым финансово-экономическим кризисом, предполагает разработку эффективных инструментов выбора зарубежных рынков и управления внешнеторговой деятельностью предприятия.
В сложившихся условиях деятельность большинства отечественных промышленных предприятий на зарубежных рынках характеризуется отсутствием стратегических ориентиров, что существенно осложняет возможности эффективного развития их внешнеторговой деятельности, эта проблема стоит достаточно остро и перед предприятиями, выпускающими сельхозтехнику. Учитывая, что уровень механизации сельского хозяйства в значительной степени влияет на продовольственную безопасность страны, существует целесообразность внедрения в практику предприятий, производящих технику для сельского хозяйства, прогрессивных технологий управления, в частности, технологии стратегического планирования внешнеторговой деятельности. Это позволит предприятиям, выпускающим сельхозтехнику, адекватно выбирать стратегически важные рыночные позиции на перспективных зарубежных рынках в соответствии с существующими условиями конкурентной среды и аккомодировать свою деятельность к динамичным условиям мировых рынков.
Степень разработанности проблемы. Раскрытие проблем стратегического планирования отражено в работах Ансоффа И., Акоффа Р., Джейкобса Р., Друкера П., Карлоффа Б., Коха Р., Мескона М., Минцберга Г., Томпсона А., Стрикленда А., Хасси Д. и др., а также в трудах отечественных ученых - Архипова В., Аткиной Н., Багриновского К., Бендикова М., Богомолова О., Бородина А., Бутыркина А., Виханского О., Гуркова И., Ефремова В., Камава В., Карпова А., Корнилова Д., Круглова М., Логинова П., Любановой Т., Моисеева Н., Мясоедовой Л., Олейниковой Ю., Петрова А., Фатхутдинова Р., Ханжиной В., Хрусталева Е., УткинаЭ., Яшина С.и др.
Особенности стратегического планирования деятельности предприятий при осуществлении внешней торговли затронуты в работах Алексеева И., Анна Х, Багиева Г., Богомолова А., БугуловаЭ., Буова А., Вадимова А., Васина А., Веснина В., Воронковой О., Герчиковой И., Глущенко В., Глущенко И., Горемыкина В., Кисловой Ю., Михайлина А., Прокушева Е., Покровской В., Пузаковой Е. Стровского Л. Тарасевича В., Черенкова В. и пр.
Большой вклад в теорию исследуемого вопроса внесли Пивоваров С., Тарасевич Л. и Майзель А., обосновавшие концептуальные основы международного менеджмента, Медведев П., исследовавший факторы эффективности экспорта российских предприятий, Вишняков Я., Лозинский С., Рыбкин С., анализирующие враждебность окружающей среды при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Признавая авторитет вышеназванных ученых, следует, однако, отметить, что исследование методики, системы и алгоритмов стратегического планирования внешнеторговой деятельности показало недостаточность как теоретической, так и методологической проработанности данной проблемы. В современных экономических условиях России предприятиями, выпускающими сельхозтехнику, применяются отдельные элементы стратегического планирования внешнеторговой деятельности, но их использование носит несистемный характер. Данное обстоятельство обусловило выбор темы диссертации, формулирование ее цели и задач.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических основ и инструментария стратегического планирования деятельности промышленного предприятия в сфере внешней торговли для повышения его конкурентоспособности и обеспечения возможности своевременной адаптации к динамике и конъюнктуре мирового рынка.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решались следующие задачи:
внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования явились промышленные предприятия как экономические системы, осуществляющие все направления деятельности, в том числе развивающие внешнеторговые связи. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, формирующие систему стратегического планирования промышленных предприятий в направлении внешнеторговой деятельности. Область исследования соответствует разделам паспорта специальности 08.00.05 «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)»: 15.4. «Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, в отраслях и комплексах»; 15.10. «Внешнеторговая деятельность предприятий в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности».
Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические положения, фундаментальные концепции и гипотезы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам стратегического управления и планирования деятельности промышленного предприятия в контексте внешней торговли.
Инструментарно-методический аппарат исследования. Исследование проводилось на основе общенаучных принципов и методологических подходов, связанных с использованием общенаучных и частных методов экономических наук, в том числе - классификация, сравнительный анализ, системно-структурный, логический анализ, экономико-статистический анализ, экспертно-аналитическое моделирование.
Информационно-эмпирическая и нормативно-правовая база исследования представлена статистико-аналитическими показателями внешнеторговой деятельности отечественных предприятий, выпускающих сельхозтехнику, материалами периодической печати, информацией web-сайтов.
Нормативно-правовую базу настоящей работы составили Федеральные законы РФ, указы, постановления и законопроекты Президента и Правительства РФ, нормативные акты в области внешнеторговой деятельности.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на представлении о том, что эффективное функционирование промышленного предприятия на зарубежных рынках в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и глобализации мирового хозяйства обеспечивается посредством стратегического планирования его внешнеторговой деятельности, основанного на определении внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования, что позволяет позиционировать промышленное предприятие на стратегически важных сегментах зарубежных рынков в перспективе и обеспечивать достижение его стратегических целей.
Положения диссертации, выносимые на защиту: