Совершенствование стратегического планирования на промышленном предприятии в сфере внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 21:58, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Стратегическое планирование является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе, благодаря которому обеспечивается возможность своевременного и адекватного учета изменений, как во внешней, так и во внутренней среде функционирования предприятия для достижения его стратегических целей.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая,   что  одной из основных базовых стратегий внешнеторговой деятельности  промышленного   предприятия   является стратегия   роста, немаловажным вопросом в процессе стратегического планирования внешнеторговой   деятельности становится определение   возможностей   экономического  роста   промышленного   предприятия на   зарубежных   рынках, поэтому в  процессе стратегического  планирования внешнеторговой

деятельности промышленного предприятия предлагается использовать модель экономического роста предприятия, которая имеет следующий вид:5

 

где Y – выручка от реализации продукции предприятия; ql - численность работников предприятия; pl  - заработная плата и другие выплаты работникам; qn - количество используемых материальных ресурсов; pn - цена каждого используемого материального ресурса; А - амортизационные отчисления; Рпр - прочие расходы предприятия; r – рентабельность производства; n - число покупателей продукции предприятия; c - средняя цена товара; p – среднее число покупок в расчете на одного покупателя за исследуемый период; s – потенциально возможная доля рынка данного промышленного предприятия.

Поскольку спрос на продукцию промышленного предприятия на внутренних рынках может быть ограничен в силу ряда факторов (платежеспособность потребителей, наличие сильной конкуренции, емкость рынка и т.п.), то развитие внешнеторговой деятельности и работа на совокупности зарубежных рынков может позволить предприятию реализовывать стратегию роста, увеличивая показатели хозяйственной деятельности в будущих периодах. Следовательно, рассматриваемая модель экономического роста предприятия может применяться в процессе стратегического планирования внешнеторговой деятельности, позволяя планировать синергический эффект от развития внешнеторговых операций предприятия.

6. В качестве инструментария формирования стратегии функционирования промышленного предприятия в конкретной внешнеэкономической стратегической зоне хозяйствования (для торговых операций) предложена адаптированная для задач стратегического планирования модель «Ситуация, цели, стратегия, тактика, действия, контроль».

В рамках   выбранных   внешнеэкономических   стратегических   зон   хозяйствования промышленного предприятия необходимы адекватные информативные   и   практически   применимые   инструменты   стратегического

 

 

планирования внешнеторговой деятельности, для чего адаптирована модель «Ситуация, цели, стратегия, тактика, действия, контроль» (СЦСТДК), традиционно применяемая при планировании маркетинговых коммуникаций. Модифицированная модель содержит документарные формы стратегического анализа и планирования внешнеторговой деятельности по каждой из выбранных перспективных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия. Использование модифицированных форм позволяет сформировать стратегию достижения установленных целей внешнеторговой деятельности предприятия, адекватную условиям внешнеэкономической среды в рамках конкретной внешнеэкономической стратегической зоны хозяйствования. Формирование стратегии функционирования предприятия во внешнеэкономической стратегической зоне хозяйствования базируется на выборе возможных стратегий на основе классификации стратегий с учетом значимости критериев, их определяющих (см. рисунок 2). Апробация модифицированной модели на примере ОАО «АОМЗ» подтвердила возможность формирования стратегии функционирования предприятия в рамках выбранной перспективной внешнеэкономической стратегической зоны хозяйствования (Украинский рынок прицепной свеклоуборочной техники).

Адаптированная для задач стратегического планирования внешнеторговой деятельности  модель «СЦСТДК» достаточно универсальна и может быть использована при планировании экспорта результатов НИОКР, при планировании импорта, при определении перспектив внешнеторгового сотрудничества промышленного предприятия в рамках перспективной внешнеэкономической стратегической зоны хозяйствования.

7. Рекомендована методика разработки стратегического плана внешнеторговой деятельности промышленного предприятия.

Поскольку промышленное предприятие может иметь несколько внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования, то для обеспечения принципа комплексности стратегического планирования  внешнеторговой деятельности необходимо интегрировать разработанные стратегии функционирования предприятия в рамках внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования в единый, комплексный стратегический

план внешнеторговой деятельности промышленного предприятия (см. рисунок 6). Это будет способствовать наиболее рациональному распределению организационных ресурсов промышленного предприятия между существующими внешнеэкономическими стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими зонами хозяйствования внутри страны, позволит реализовать эффект синергизма и, в конечном итоге, обеспечит достижение стратегических целей предприятия желаемым образом.

Предлагаемая методика стратегического планирования внешнеторговой деятельности, апробированная на примере ОАО «АОМЗ» позволила сформировать комплексный стратегический план внешнеторговой деятельности предприятия в части экспорта свеклоуборочной техники, согласно которому в течение пятилетнего периода предполагается увеличение объемов внешнеторговых поставок свеклоуборочных комплексов в 2 раза, увеличение доли рынка на 4,9%, повышение рентабельности экспортной деятельности до 25% (на 7,4%). Это свидетельствует о возможности эффективного практического применения предлагаемой в диссертационном исследовании методики стратегического планирования внешнеторговой деятельности в хозяйственной деятельности промышленного предприятия.

В заключении диссертационной работы обобщаются результаты проведенного исследования и формулируются соответствующие выводы.

 

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Доценко Е.Ю. Особенности стратегического планирования внешнеторговой деятельности на промышленных предприятиях.//Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО/Акад. труда и социал. отношений - Электрон. журн.-  М.: АТиСО, 2009 - № гос. регистрации 0420900008 - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Dotsenko.pdf, 0,43 п.л.
  2. Доценко Е.Ю. Методика выбора зарубежного рынка в процессе стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятия // Вестник РГЭУ «РИНХ». - 2008. - №2 (26). 0,86 п.л.

 

Статьи, опубликованные в научных журналах и сборниках:

  1. Доценко Е.Ю. Стратегическое планирование на предприятии: теоретические и практические аспекты // Экономика и управление в России на рубеже веков. Сборник статей, Ростов-н/Д, изд-во СКАГС – 2005. 0,25 п.л.
  2. Доценко Е.Ю. Обзор современного состояния внешнеэкономической деятельности в отрасли сельхозмашиностроения//Актуальные проблемы современной науки и образования. Межвузовский сборник статей. Изд-во РГУ, Ростов-н/Д – 2006. 0,86 п.л.
  3. Доценко Е.Ю. Стратегии внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия // Материалы международной научно-практической конференции «Европейская наука 21 столетия: стратегия и перспективы развития 2006», Днепропетровск, Наука – 2006. 0,36 п.л.
  4. Доценко Е.Ю. Основные факторы, определяющие процесс стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятия // Сборник научных работ Азовского технологического института Ростов-н/Д, издательский центр ДГТУ - 2007. 0,29 п.л.
  5. Доценко Е.Ю. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности российских предприятий сельхозмашиностроения // Сборник научных работ Азовского технологического института: Ростов-н/Д, издательский центр ДГТУ - 2007. 0,25 п.л.
  6. Доценко Е.Ю. Современные тенденции развития внешнеэкономической деятельности РФ // Материалы 5 межвузовской научно-практической конференции «Исторические и социально-экономические проблемы Юга России», РГЭУ «РИНХ», Ростов-н/Д – 2008. 0,24 п.л.
  7. Доценко Е.Ю. Мясоедова Л.В. Методические основы стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятий и выбора зарубежного рынка//Материалы 4 международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы наук – 2008» Экономические науки – 2008. 0,36/0,18 п.л.
  8. Доценко Е.Ю. Мясоедова Л.В. Стратегическое  планирование внешнеэкономической деятельности на основе организации ВСЗХ промышленного предприятия//Материалы 4 международной научно-практической конференции «Научная индустрия европейского континента 2008» Прага, Наука и образование – 2008. 0,24/0,12 п.л.
  9. Доценко Е.Ю. Применение методов SWOT-анализа в процессе стратегического планирования внешнеторговой деятельности  предприятия // Сборник научных работ Азовского технологического института: Ростов-н/Д, издательский центр ДГТУ – 2009. 0,43 п.л (в печати)
  10. Доценко Е.Ю. Концепция стратегического планирования внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий// Актуальные проблемы науки и образования // Межвуз. сб. науч. тр. / Ростов-н/Д, ЮФУ – 2009. 0,38 п.л.
  11. Доценко Е.Ю. Мясоедова Л.В. Модель СЦСТДК как инструмент формирования стратегии внешнеторговой деятельности промышленного предприятия // Актуальные проблемы современной науки и образования: межвуз. сб. науч. тр./РГЭУ – Ростов-н/Д – 2009. 0,86/0,43 п.л (в печати)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано к печати 21.10.09

Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Офсетная печать. Усл. печ.л. – 1,5л

Тираж 110 экз. Заказ №436

 

 

Отпечатано: Издательский центр ДГТУ адрес университета и полиграфического предприятия: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

1 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г № 164-ФЗ

2 По данным ежемесячного информационного бюллетеня «Союзагромаш»

3 Федеральная служба статистики  http://www.gks.ru

4 Прогнозирование мирового рынка как основа принятия эффективных тактических и стратегических решений В.В. Поляков – Внешнеэкономический бюллетень, 2004, №6, с 53-57

5 Составлено на основе Федотушкин С., Загребина О. «Микроэкономическое моделирование экономического роста»/ Экономика и управление, 2003 г., №5, с 16-24

 


 


 


 



Информация о работе Совершенствование стратегического планирования на промышленном предприятии в сфере внешнеторговой деятельности