Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 21:58, автореферат
Актуальность темы исследования. Стратегическое планирование является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе, благодаря которому обеспечивается возможность своевременного и адекватного учета изменений, как во внешней, так и во внутренней среде функционирования предприятия для достижения его стратегических целей.
Учитывая, что одной из основных базовых стратегий внешнеторговой деятельности промышленного предприятия является стратегия роста, немаловажным вопросом в процессе стратегического планирования внешнеторговой деятельности становится определение возможностей экономического роста промышленного предприятия на зарубежных рынках, поэтому в процессе стратегического планирования внешнеторговой
деятельности промышленного предприятия предлагается использовать модель экономического роста предприятия, которая имеет следующий вид:5
где Y – выручка от реализации продукции предприятия; ql - численность работников предприятия; pl - заработная плата и другие выплаты работникам; qn - количество используемых материальных ресурсов; pn - цена каждого используемого материального ресурса; А - амортизационные отчисления; Рпр - прочие расходы предприятия; r – рентабельность производства; n - число покупателей продукции предприятия; c - средняя цена товара; p – среднее число покупок в расчете на одного покупателя за исследуемый период; s – потенциально возможная доля рынка данного промышленного предприятия.
Поскольку спрос на продукцию промышленного предприятия на внутренних рынках может быть ограничен в силу ряда факторов (платежеспособность потребителей, наличие сильной конкуренции, емкость рынка и т.п.), то развитие внешнеторговой деятельности и работа на совокупности зарубежных рынков может позволить предприятию реализовывать стратегию роста, увеличивая показатели хозяйственной деятельности в будущих периодах. Следовательно, рассматриваемая модель экономического роста предприятия может применяться в процессе стратегического планирования внешнеторговой деятельности, позволяя планировать синергический эффект от развития внешнеторговых операций предприятия.
6. В качестве инструментария формирования стратегии функционирования промышленного предприятия в конкретной внешнеэкономической стратегической зоне хозяйствования (для торговых операций) предложена адаптированная для задач стратегического планирования модель «Ситуация, цели, стратегия, тактика, действия, контроль».
В рамках выбранных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия необходимы адекватные информативные и практически применимые инструменты стратегического
планирования внешнеторговой деятельности, для чего адаптирована модель «Ситуация, цели, стратегия, тактика, действия, контроль» (СЦСТДК), традиционно применяемая при планировании маркетинговых коммуникаций. Модифицированная модель содержит документарные формы стратегического анализа и планирования внешнеторговой деятельности по каждой из выбранных перспективных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия. Использование модифицированных форм позволяет сформировать стратегию достижения установленных целей внешнеторговой деятельности предприятия, адекватную условиям внешнеэкономической среды в рамках конкретной внешнеэкономической стратегической зоны хозяйствования. Формирование стратегии функционирования предприятия во внешнеэкономической стратегической зоне хозяйствования базируется на выборе возможных стратегий на основе классификации стратегий с учетом значимости критериев, их определяющих (см. рисунок 2). Апробация модифицированной модели на примере ОАО «АОМЗ» подтвердила возможность формирования стратегии функционирования предприятия в рамках выбранной перспективной внешнеэкономической стратегической зоны хозяйствования (Украинский рынок прицепной свеклоуборочной техники).
Адаптированная для задач стратегического планирования внешнеторговой деятельности модель «СЦСТДК» достаточно универсальна и может быть использована при планировании экспорта результатов НИОКР, при планировании импорта, при определении перспектив внешнеторгового сотрудничества промышленного предприятия в рамках перспективной внешнеэкономической стратегической зоны хозяйствования.
7. Рекомендована методика разработки стратегического плана внешнеторговой деятельности промышленного предприятия.
Поскольку промышленное предприятие может иметь несколько внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования, то для обеспечения принципа комплексности стратегического планирования внешнеторговой деятельности необходимо интегрировать разработанные стратегии функционирования предприятия в рамках внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования в единый, комплексный стратегический
план внешнеторговой деятельности промышленного предприятия (см. рисунок 6). Это будет способствовать наиболее рациональному распределению организационных ресурсов промышленного предприятия между существующими внешнеэкономическими стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими зонами хозяйствования внутри страны, позволит реализовать эффект синергизма и, в конечном итоге, обеспечит достижение стратегических целей предприятия желаемым образом.
Предлагаемая методика стратегического планирования внешнеторговой деятельности, апробированная на примере ОАО «АОМЗ» позволила сформировать комплексный стратегический план внешнеторговой деятельности предприятия в части экспорта свеклоуборочной техники, согласно которому в течение пятилетнего периода предполагается увеличение объемов внешнеторговых поставок свеклоуборочных комплексов в 2 раза, увеличение доли рынка на 4,9%, повышение рентабельности экспортной деятельности до 25% (на 7,4%). Это свидетельствует о возможности эффективного практического применения предлагаемой в диссертационном исследовании методики стратегического планирования внешнеторговой деятельности в хозяйственной деятельности промышленного предприятия.
В заключении диссертационной работы обобщаются результаты проведенного исследования и формулируются соответствующие выводы.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:
Статьи, опубликованные в научных журналах и сборниках:
Подписано к печати 21.10.09
Формат 60х84/16. Бумага офсетная.
Офсетная печать. Усл. печ.л. – 1,5л
Тираж 110 экз. Заказ №436
Отпечатано: Издательский центр ДГТУ адрес университета и полиграфического предприятия: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
1 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г № 164-ФЗ
2 По данным ежемесячного информационного бюллетеня «Союзагромаш»
3 Федеральная служба статистики http://www.gks.ru
4 Прогнозирование мирового рынка как основа принятия эффективных тактических и стратегических решений В.В. Поляков – Внешнеэкономический бюллетень, 2004, №6, с 53-57
5 Составлено на основе Федотушкин С., Загребина О. «Микроэкономическое моделирование экономического роста»/ Экономика и управление, 2003 г., №5, с 16-24