Совершенствование стратегического планирования на промышленном предприятии в сфере внешнеторговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 21:58, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Стратегическое планирование является процессом моделирования деятельности промышленного предприятия в долгосрочной перспективе, благодаря которому обеспечивается возможность своевременного и адекватного учета изменений, как во внешней, так и во внутренней среде функционирования предприятия для достижения его стратегических целей.

Файлы: 1 файл

123.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

 

Согласно таблице, в период с 2000 г по 2007 г парк комбайнов в РФ уменьшился на 40,8%. К 2007 г рост объемов их производства составил 132,2%, экспорт увеличился в 7 раз (на 587% в сравнении с 2000 г).

При анализе структуры импорта комплектующих отечественными предприятиями, выпускающими комбайны, выяснилось, что большинство закупок приходится на страны СНГ. Так в 2003 г. доля импорта в закупках ОАО «Ростсельмаш» составляла около 18%, а в 2004г. закупки осуществлялись только на территории РФ. В настоящее время закупка импортных комплектующих приходится на поставки через представительства или дилерские сети иностранных производителей, расположенные на территории РФ.

Исследование основных стратегий внешнеторговой деятельности, применяемых российскими предприятиями, выпускающими сельхозтехнику, позволило сделать заключение, что в настоящее время этими предприятиями не определяются наиболее перспективные стратегические направления развития внешней торговли, основными стратегическими ориентирами при планировании является текущая доходность внешнеторговых операций, не выявляются зарубежные рынки, работа на которых обеспечит максимальное достижение стратегических целей промышленного предприятия, не определяются внешнеэкономические стратегические зоны хозяйствования. Внедрение стратегического планирования в практику планирования внешнеторговой деятельности отечественных предприятий, выпускающих сельхозмашины, позволит обеспечить не только их выживаемость, но и

 

долгосрочное эффективное функционирование на зарубежных рынках в условиях глобализации и транснационализации мирового хозяйства.

3. Введена в научный оборот категория «внешнеэкономическая стратегическая зона хозяйствования» промышленного предприятия.

Внешнеэкономическая стратегическая зона хозяйствования промышленного предприятия – это определенный отраслевой сегмент зарубежного рынка, стратегически важный для данного предприятия. Выбор внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования дает возможность определения тех сегментов, работа в которых, во-первых, в большей степени соответствует стратегии  предприятия, во-вторых, способствует формированию потенциала для развития рыночных преимуществ на выбранных сегментах зарубежных рынков и, в-третьих, позволяет использовать эффект синергизма.

Отличительной особенностью выбора внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия является то, что, по отраслевому критерию можно выделить четыре их возможных типа: экспорт-импорт товаров, экспорт-импорт услуг, экспорт-импорт технологий, совместное предпринимательство. При этом, работая на отдельном зарубежном рынке, промышленное предприятие может иметь на нем совокупность всех четырех внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования, подкрепляя свои позиции в каждой отдельной внешнеэкономической стратегической зоной хозяйствования работой в остальных, что позволяет промышленному предприятию потенциально иметь большее количество внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования в различных регионах. Возможная совокупность внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия представлена на рисунке 4.

Выбор внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия позволяет определить как будущие изменения самого предприятия, так и изменения стратегически значимых для него сегментов зарубежных рынков, что обеспечивает эффективность всего процесса стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия и предоставляет возможность оптимального позиционирования предприятия на стратегически важных сегментах зарубежных рынков в долгосрочной перспективе.

Рисунок 4 – Совокупность возможных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия*

* составлено автором по материалам исследования

 

4. Сформулирована концепция стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия, заключающаяся в определении целей, принципов, методических подходов к стратегическому планированию с учетом специфики процесса внешней торговли, конкретных условий зарубежных рынков и определенных внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования.

Особенности стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия определяются тем, что работа на зарубежных рынках сопряжена с дополнительными рисками, большей неопределенностью и изменчивостью внешней среды, усилением конкурентного давления и повышенными сложностями доступа на целевые зарубежные рынки (в связи с все еще существующими протекционистскими мерами). Кроме того, промышленному предприятию (в сравнении, например, с торговым) требуется больше временных и прочих ресурсов для того, чтоб адекватно отреагировать на изменения, происходящие на зарубежном рынке, поскольку необходимо корректировать собственные производственные возможности в соответствии с существующим спросом.

В основу концепции стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия положены приоритетные цели деятельности на внешнем рынке, базовые принципы стратегического планирования и факторы, влияющие на данный процесс, поскольку они

отражают основную идею процесса стратегического планирования внешнеторговой деятельности и определяют генеральный замысел стратегии функционирования предприятия на зарубежных рынках. Синтез концептуальных элементов стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия в единую концепцию графически представлен на рисунке 5.

Авторская концепция позволяет сформировать методические подходы стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного

Рисунок 5 - Концепция стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия*

* составлено автором по материалам  исследования

 

предприятия, применение которых обеспечивает возможность адекватной адаптации предприятия к внешнеэкономической среде, учитывая существующие тенденции эволюционирования зарубежных рынков.

5. Разработаны методические основы стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленных предприятий, интегрирующие научные выводы, методологические положения, последовательность действий и инструментарий стратегического планирования и учитывающие возможность наличия на промышленном предприятии совокупности внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования всех четырех типов.

В целях формирования методики    стратегического   планирования внешнеторговой    деятельности     промышленного   предприятия определена

транспарентная последовательность стратегического планирования, которая позволяет оптимизировать этот процесс в целях более рационального распределения административных, финансовых, временных ресурсов (рисунок 6).

* синергизм внешнеторговой деятельности и внутристрановой деятельности, а также между отдельными внешнеэкономическими стратегическими зонами хозяйствования предприятия и стратегическими зонами хозяйствования внутри страны

Рисунок 6 – Последовательность осуществления  стратегического планирования внешнеторговой деятельности промышленного предприятия *

* разработано автором по материалам исследования

 

Предложены алгоритмы выбора наиболее перспективных зарубежных рынков и определения внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия, различающиеся по направлениям внешнеторговых операций (экспорт или импорт), и разработаны   методические рекомендации для каждого этапа исследования перспективных зарубежных рынков.

Для планирования экспортных операций рекомендован алгоритм, представленный на рисунке 7.

Рисунок 7- Алгоритм выбора зарубежных рынков и определения внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования промышленного предприятия (для экспортных операций)*

* разработано автором по материалам исследования

 

В общем виде рассмотрен вопрос оптимизации объемов продаж при прогнозировании экспортных операций предприятия. При анализе конъюнктурной обстановки на исследуемых рынках необходимо учитывать    целевую функцию прогнозирования экспорта предприятия в страну или группу стран4:

 

где - прогнозная цена реализации товара на 1,2…n шаге заданного периода; - количество товара, предназначенного к реализации на соответствующем шаге; i - шаг прогнозирования в рамках всего заданного периода.

При условии, что при    

где - общее количество товара, предназначенного к реализации; - предельная емкость рынка на каждом шаге реализации товара; - общая предельная емкость рынка на всем заданном периоде реализации товара. Постановка и успешное решение данной оптимизационной задачи возможны в том случае, если участник внешнеторговой деятельности  достаточно регулярно выступает на зарубежном рынке с относительно крупными продажами или, напротив, закупками соответствующего товара.

Анализ существующих мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет оценить возможные барьеры, поскольку они могут существенно снизить привлекательность отдельного зарубежного рынка или вообще сделать невозможным доступ на него товаров российского производства. Подобное исследование может быть проведено с использованием следующей формулы:

 

где Цз.р. -  стоимость товара на зарубежном рынке; Цexw  - стоимость товара на условиях EXW (согласно Инкотермс 2000); Рлог – логистические расходы, связанные с транспортировкой товара до места назначения за рубежом; Пэкс – экспортная пошлина, взимаемая при вывозе товара из РФ; НДС – налог на добавленную стоимость (при таможенном режиме «экспорт»; Пим.об  - импортная пошлина взимаемая при ввозе товара в зарубежную страну; Плэ.м. Пла.м Плт.м – платежи, связанные с имеющимися мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности  в зарубежной стране - экономическими, административными, техническими соответственно.

Для исследования общей экономической и политической ситуации на зарубежном рынке может быть использована методика совокупной рейтинговой оценки страны, предполагающая экспертный анализ рейтингов политической, экономической, социальной стабильности страны, публикуемых авторитетными агентствами в СМИ с введением для каждого из этих рейтингов коэффициентов весомости, что позволит составить интегрированную оценку экономической, политической и социальной стабильности страны по совокупности показателей. Средний балл по стране рассчитывается по формуле:

; где Бср – средний балл политико-экономической стабильности страны; Б1, Б2,Б3, Б4 – баллы страны по каждому рейтингу. Присваиваются по принципу максимум баллов наиболее привлекательной стране, минимум – наименее; Кв1, Кв2, Кв3, Кв4 – коэффициенты весомости рейтинга в определении привлекательности внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования.

Естественно, данная оценка является обобщенной, поэтому может быть дополнена экспертной оценкой, а при более глубоком исследовании - анализом коэффициента враждебности зарубежного рынка. Интегральный коэффициент враждебности рынка предложенный Вишняковым Я. и Лозинским С., рассчитывается по формуле:

  где  - частные коэффициенты враждебности i-го фактора

Коэффициент враждебности может изменяться в интервале от 0 до 1, зона в окрестности точки 0 считается зоной, наиболее благоприятной для развития бизнеса в принимающей стране, зона вблизи точки 1 является зоной, наименее благоприятной для развития внешнеторговой деятельности  в стране.

Исходя из результатов, полученных по итогам проведенного исследования, могут быть определены те зарубежные рынки, сотрудничество с которыми обеспечит промышленному предприятию наилучшие перспективы развития, максимизацию дохода и позволит достичь установленных стратегических целей внешнеторговой деятельности.

В    результате     реализации      предлагаемых     алгоритмов выбора зарубежных рынков и   определения внешнеэкономических   стратегических   зон хозяйствования, промышленное  предприятие может выделить несколько

 

внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования, при этом в процессе формирования их совокупности рекомендуется учитывать возможный синергический эффект от наличия и взаимодействия нескольких внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования, а также наличия стратегических зон хозяйствования на внутреннем рынке. Кроме того, при формировании совокупности внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования целесообразно также учитывать требования комплексности и системности, что позволит предприятию внедрять и эффективно использовать подходы всеобщего менеджмента качества (TQM) и международные стандарты (ISO).

Проведя анализ конъюнктуры зарубежных рынков, выбрав перспективные внешнеэкономические стратегические зоны хозяйствования, осуществляется разработка стратегических мероприятий для каждой выбранной внешнеэкономической стратегической зоны хозяйствования промышленного предприятия. Для определения сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз рынка рекомендуется использовать метод SWOT-анализа. Кроме того, для формирования стратегии функционирования предприятия в рамках внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования может использоваться матричный инструментарий стратегического планирования, например, матрицы БКГ, Мак-Кинзи, АДЛ, Ансоффа и пр.

Следующим этапом стратегического планирования внешнеторговой деятельности  промышленного предприятия является синтез стратегий функционирования предприятия в различных внешнеэкономических стратегических зонах хозяйствования в единый документ – стратегический план внешнеторговой деятельности, что позволяет отразить все направления внешнеторговой работы промышленного предприятия.

Информация о работе Совершенствование стратегического планирования на промышленном предприятии в сфере внешнеторговой деятельности