Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 18:16, курсовая работа
Актуальность. Возникающие при поставках продукции производственно-технического назначения между поставщиками и потребителями хозяйственные связи представляют собой совокупность организационных, экономических, и правовых взаимоотношений.
Эти связи должны обеспечивать: наименьшие издержки обращения, в том числе наименьшие транспортные расходы; наименьшие совокупные (как у поставщика, так и у потребителя) запасы продукции; своевременность поступления продукции к потребителю; минимальный документооборот; простую систему договорных отношений; наиболее полную реализацию продукции у поставщика и наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя.
Введение 3
Организационно-правовой статус предприятия и характеристика основы его взаимоотношений с контрагентами 6
Характеристика организационно-экономических условий деятельности предприятия с контрагентами
2.1. Изучение системы взаимоотношений предприятия с поставщиками и заказчиками 10
2.2. Анализ финансово-экономических условий договорных связей 14
2.3. Оценка эффективности комплекса договорных взаимоотношений, сложившихся на предприятии 23
3. Направления совершенствования организационно-экономических условий деятельности предприятия с контрагентами 28
Заключение 32
Список литературы
В договор при наличии согласия обеих сторон могут включаться санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, по которым законодательством не установлена имущественная ответственность. К ним относятся, например, санкции за не использование аккредитива, увеличенные санкции за нарушение условий договора. Стороны могут предусмотреть возмещение убытков в оговоренной сумме, которая взыскивается в случае ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе в части требований своевременной и правильной оплате продукции.
Основными условиями контрактов ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» на закупку продукции являются: предмет договора, количество закупаемой продукции, ее цена, сумма контракта, сроки исполнения, условия оплаты, качество продукции, тара и упаковка, транспортировка, санкции за ненадлежащее исполнение соглашения.
Цены реализации, как и порядок оплаты закупаемой ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» у хозяйств продукции, определяются сторонами в договоре.
Расчеты производятся посредством инкассовой формы (если иной порядок не предусмотрен соглашением) при помощи инкассовых поручений, при списании средств со счетов в бесспорном порядке, а также платежных требований-поручений и платежных требований, применяемых по операциям товарного характера.
ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» разработаны процедуры обеспечения соответствия установленным требованиям по управлению закупками и управлению складом. Поставщики компании выбираются на основании их способности удовлетворять требованиям контракта.
Выбор поставщика в ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» осуществляется с учетом критериев качества поставляемой продукции, выполнения сроков поставки, наличия системы менеджмента качества. Другими критериями отбора поставщиков являются условия поставки, возможности предоставления кредитов, перспективы долгосрочного сотрудничества.
Основные проблемы во взаимодействии с поставщиками связаны со срывом сроков поставок. Если проектирование и изготовление необходимо произвести в сжатые сроки, что является решающим фактором в конкурентной борьбе, на первый план выходят сроки поставок и цена. Однако необходимо учитывать, что и поставщиков ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» могут подвести свои поставщики.
Выбор поставщиков иногда может диктоваться требованиями заказчика. Например, несколько лет назад по требованию заказчика часть ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» был вынужден отдать другой компании, которая выполнила их не на лучшем уровне.
При наличии у компании портфеля поставщиков периодически проводится поиск новых (это предусмотрено системой менеджмента качества), организуются пробные закупки. Каждый поставщик в зависимости от опыта взаимоотношений с ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» отнесен к одной из трех групп в порядке убывания надежности (группы А, В и С).
Поставщики, отнесенные к более высокой группе надежности, пользуются предпочтением при заключении контрактов. Новые поставщики, ранее не поставлявшие продукцию ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез», относятся к группе С. Статус поставщика меняется по результатам выполнения контрактных обязательств и входного контроля поставленной продукции. На статус поставщика оказывает влияние наличие у него системы менеджмента качества.
Изменение статуса поставщика в ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» осуществляет Заместитель директора по производству на основании данных о проведенных закупках.
Поставщик переводится в следующую по надежности группу при определенных условиях:
а) отсутствии рекламаций по результатам входного контроля;
б) выполнении точно в срок 75% поставок, задержка не более одной недели при выполнении 25% поставок;
в) не менее пяти поставок, выполненных в течение полугода;
г) наличии у поставщика системы менеджмента качества число поставок, необходимых для перевода в очередную группу, снижается до трех.
Поставщик переводится в более низкую по уровню надежности группу в следующих случаях:
а) рекламации по результатам 2-х поставок подряд;
б) отсутствие поставок в течение полугода.
Сегментация рынка и выделение профилей сегмента заказчиков представлено в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Сегментация рынка заказчиков и выделение профилей сегментов
Параметры сегментирования |
Профиль сегмента | ||||
Физические лица |
Юридические лица | ||||
Форма собственности |
Частная |
Частные организации |
Государственные и муниципальные организации | ||
Автомобиль |
Легковые автомобили иностранного производства |
Легковые автомобили отечественного производства |
Легковые и грузовые автомобили отечественного и иностранного производства |
Легковые и грузовые автомобили отечественного и иностранного производства |
Сельхоз- техника |
Размер закупок |
200-300 т.р. |
30-150 т.р. |
500-1500 т.р. |
1000-10000 т.р. |
300-200 т.р. |
Доставка |
Самовывоз |
Договор |
Договор |
Договор | |
Доля выручки |
19% |
20% |
24% |
32% |
5% |
Оказание сопутствующих услуг, т.р. |
7-10 т.р. |
15-20 т.р. |
25-30 т.р. |
35-50 т.р. |
- |
Согласно таблице, целевыми сегментами являются физические лица (автовладельцы транспортных средств, достигшие возраста 18 лет, с момента получения водительского удостоверения) и до неограниченного возраста, имеющие автомобиль, предназначенный для личного пользования; а также юридические лица – фирмы и предприятия г. Тюмени, покупающие автомасла оптом и в розницу.
2.2 Анализ финансово-экономических условий договорных связей
Возникающие при поставках продукции производственно-технического назначения между поставщиками и потребителями хозяйственные связи представляют собой совокупность организационных, экономических, и правовых взаимоотношений.
В зависимости от того, устанавливаются хозяйственные связи между предприятиями непосредственно или через посредника (снабженческо-сбытовую или торговую организацию), различают прямые хозяйственные связи и хозяйственные связи с посредником, или хозяйственные косвенные связи.
Организация представляет собой живой организм, и любые изменения во внешней среде в свою очередь, сказываются на эффективности функционирования организации в целом.
Потенциальные возможности и ответные реакции ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» на совокупность изменении внешней среды (косвенного воздействия), отражены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Анализ среды косвенного воздействия
Ситуация |
Ответные реакции организации |
1. Изменение рекламных технологий |
Стимулирование сбыта продукции, ведет к увеличению объема сбыта товаров |
2. Развитие информационной |
Более качественное и быстрое обслуживание и информирование клиентов о текущих изменениях через Интернет, позволит в кратчайшие сроки информировать о новинках. |
3. Появление новых поставщиков |
Снижение цен на закупаемые товары ведут к увеличению выручки от реализации, увеличение ассортимента. |
4. Снижение цен на готовую |
Увеличению объема закупок, снижение издержек (транспорт), увеличение прибыли |
5. Предложения о сотрудничестве со стороны других предпринимателей |
Формирование единой сети сбыта товаров, диверсификация бизнеса |
6. Снижение налогов и пошлин |
Стимулирует сбыт продукции, способствует расширению деятельности предприятия |
Из таблицы видно, что использование имеющихся возможностей, при изменении внешней среды (косвенного воздействия), ведет к увеличению сбыта продукции ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез», следовательно, и доли рынка, увеличению выручки от реализации товаров, а также к увеличению прибыли организации.
Но, помимо возможностей, во внешней среде существуют и потенциальные угрозы для деятельности организации, при недооценке которых, можно понести серьезные потери. Угрозы для ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» отражены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Анализ угроз внешней среды
Ситуация |
Ответные реакции организации |
Изменение покупательских предпочтений |
Грозит предприятию снижением спроса на продукцию, увеличением издержек снижению прибыли |
Изменение правил ввоза продукции |
Повышение пошлин и наценки на товары |
Появление товаров-субститутов |
Снижение спроса, продаж, выручки, прибыли |
Сбои в поставках продукции |
Неудовлетворение спроса потребителей, серьезные проблемы организационного характера, большие финансовые потери |
Появление принципиально нового товара |
Снижение объема продаж товара, спроса, прибыли, увеличение издержек |
Снижение уровня жизни населения | |
Рост темпов инфляции | |
Ужесточение законодательства |
|
Изменение уровня цен | |
Скачки курсов валют | |
Усиление конкуренции | |
Появление новых фирм на рынке |
Снижение доли продаж, более острая конкуренция, возможно ценовая. |
Из таблицы можем сделать вывод любые отрицательные изменения внешней среды (косвенного воздействия) так или иначе, влияют на предпочтения заказчиков, изменения их спроса (появление новых товаров), что в свою очередь, ведет к снижению объема реализации, увеличению издержек и уменьшению прибыли. Ответными мерами организации могут быть: совершенствование сервиса, гибкие системы скидок, снижение цен и т.д.
Объем реализации продукции определяет результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, от него зависит размер доходов и прибыли.
В 2013 году реализация масел осуществлялась по договорам с ОАО «ТНК» на экспорт и внутренний рынок, с ОАО «Торговый Дом» ТНК» по маркетингу и продажам» на внутренний рынок, ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» осуществлял поставку масел по договорам с Администрацией города Нижневартовска, Администрацией Уватского района, Администрацией города Тюмени и дочерними обществами: ОАО «Тюменнефтекомплектсервис», ОАО «Тюменнефтеспецстрой», ОАО « ТПП РС Тюменнефть».
Масла реализованы по следующим направлениям:
В 2013 году ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» было реализовано Администрации города Нижневартовска, Администрации Уватского района и Администрации города Тюмени 26 382 тонны нефти.
Исходя из специфического рода деятельности предприятия, некоторые потребители также являются конкурентами предприятия. Среди таковых можно выделить: ОАО «Сургутнефтегаз»; ОАО «Юганскнефтегаз»; ОАО «Сибгеопроект»; ЗАО «СИБИНТЭК»; ПНГРЭ.
Что касается поставщиков, то их нет, только если рассматривать наемные организации которые предоставляют определенного вида услуги: ремонт КРС, бурение при чем, если ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» по некоторым причинам не сможет организовать данные работы нехватка или поломка оборудования.
Для оперативного учета и контроля компания использует собственную систему связи между вычислительными центрами предприятий и Автоматизированную систему исполнения договоров (АСКИД), которая ежесуточно собирает данные о приеме и сдаче масел предприятиями транспорта, о запасах, о свободной емкости резервуарных парков, о потерях и т.п.
Процедура расчета транспортных тарифов состоит в следующем. Предприятия планируют тарифную выручку и грузооборот по участкам сетей, находящихся под их управлением. Отношение тарифной выручки к грузообороту дает значение удельного тарифа в руб./тыс.км. на территории данного предприятия (управления).
ООО «ЛУКОЙЛ-Сибнефтеоргсинтез» собирает и контролирует обосновывающие материалы предприятий и представляет удельные тарифы в сводном виде для утверждения. Затем удельные тарифы умножают на длины участков сети и получают тарифы на перекачиваемых направлениях.