Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:11, курсовая работа
Фирмы и предприятия, которые хотят развиваться, иметь успех на рынке предлагаемого ими товара или услуги стремятся нанять качественных специалистов в области управления персоналом. Такие люди требуют больших затрат, но каждый умный и опытный руководитель старается получить такого специалиста, потому что эти затраты скоро окупятся профессионализмом подобранного персонала. Этот метод свойственен крупным и быстрорастущим предприятиям. Для остальных же предприятий, малых и средних, можно использовать достаточно лишь структурировать управление персоналом и нанять добросовестного начальника кадрового отдела. Даже такие, не слишком затратные, меры дадут свои положительные результаты:
персоналу будет проще приспособиться к новому месту работы;
сотрудники будут понимать свою позицию в организации;
Введение 3
Глава I. Теоретические основы управления персоналом 5
1.1. Сущность, цели и задачи управления персоналом 5
2.2 Система управления персоналом 8
Глава II. Анализ управления персоналом в государственном унитарном предприятии Свердловской области «Монетный Щебеночный завод» 32
2.1 Краткая характеристика 32
2.2 Оценка управления персоналом на предприятии «Монетный Щебеночный Завод» 34
Глава III. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом 37
Заключение. 39
Списо к испо льзованной литературы 40
Функции этих подсистем
выполняются различными подразделениями
по работе с кадрами организации.
В зависимости от размеров организации
состав подразделений меняется: в
мелких организациях одно подразделение
может выполнять функции
Глобальная цель управления
персоналом, как считает Н.П. Беляцкий,
состоит в формировании, развитии
и реализации с наибольшей эффективностью,
кадрового потенциала организации.
Это означает улучшение работы каждого
сотрудника с тем, чтобы он оптимальным
образом наращивал и
Цели системы управления персоналом - совокупность желаемых состояний, результатов деятельности системы управления персоналом. Цели системы управления персоналом выражаются двояко. С одной стороны, это цели персонала, которые он ставит перед собой в процессе трудовой деятельности. Достижение целей персонала зависит от его собственных усилий и от работы администрации организации, ее службы управления персоналом, направленной на обеспечение реализации целей персонала. С другой стороны, администрация организации имеет собственные цели по использованию персонала, которые не всегда совпадают с целями персонала.
Среди целей, сформированных
по факторному признаку, следует выделить
целевое обеспечение общих
Основной задачей управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Количественная характеристика персонала предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников предприятия — это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность — это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания.
Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.).
Для определения
численности работников за определенный
период используется показатель среднесписочной
численности. Он применяется для
исчисления производительности труда,
средней заработной платы, коэффициентов
оборота, текучести кадров и ряда
других показателей. Среднесписочная
численность работников за месяц
определяется путем суммирования численности
работников списочного состава за каждый
календарный день месяца (включая
праздничные и выходные дни) и
деления полученной суммы на число
календарных дней месяца. Среднесписочная
численность работников за период определяется
путем суммирования среднесписочной
численности работников за все месяцы
работы предприятия в данном периоде
и деления полученной суммы на
количество месяцев работы соответственно.
Для правильного определения
среднесписочной численности
Качественная характеристика персонала предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей предприятия и производства работ.
Качественные
характеристики персонала предприятия
и качество труда оценить значительно
сложнее. В настоящее время нет
единого понимания качества труда
и качественной составляющей трудового
потенциала рабочей силы. Основной
круг параметров или характеристик,
определяющих качество труда: экономические
(сложность труда, квалификация работника,
отраслевая принадлежность, условия
труда, трудовой стаж), личностные (дисциплинированность,
наличие навыков, добросовестность,
оперативность, творческая активность),
организационно-технические (привлекательность
труда, его техническое оснащение,
уровень технологической
Служба управления персоналом решает ряд задач, которые можно разделить на основные и дополнительные. К основным относятся:
Система управления персоналом включает в себя 5 этапов работы с персоналом:
Этап №1.
Кадровая политика - система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации).
Кадровая стратегия — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике кажется алогичным. Однако мы можем встретиться с ситуацией, в которой руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи. Хотя в программах развития предприятия кадровые проблемы выделяются и рассматриваются специально, основные трудности возникают при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
Но механизмы, которыми может пользоваться руководство в анализе ситуации, приводят к тому, что основания для прогноза и программ могут быть как рациональными (осознаваемыми), так и нерациональными (мало поддающимися алгоритмизации и описанию).
В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.
Проблемы при реализации
подобной кадровой политики могут возникнуть
в том случае, если усилится влияние
факторов, которые ранее не включались
в рассмотрение, что приведет к
резкому изменению ситуации, например,
при существенном изменении рынка,
появлении нового товара, который
может вытеснить имеющийся
Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики — открытую и закрытую.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
Этапы построения кадровой политики
Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере.
Информация о работе Совершенствования системы управления персоналом