Совершенствования социально-психологических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций предприятию по успешному применению социально-психологических методов в управлении, для чего в работе решены следующее задачи:
- определено понятие и рассмотрена сущность социально-психологических методов управления, их влияние на управление предприятием в современных условиях;
- проведена оценка применяемых методов управления на примере ОАО «Красный Пищевик»;
- изучены и выявлены основные направления по совершенствованию и повышению эффективности применения социально-психологических методов на данном предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.……………………………………………………
1.1 Содержание социально-психологических методов управления………...
1.2 Структура и основные инструменты социально-психологических методов управления……………………………………………………………..
1.3 Зарубежный опыт использования социально-психологических методов управления………………………...……………………………………………..
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК».……...
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»…………………………………………………………………………
2.2 Анализ используемых социально-психологических методов управления на предприятии…………………………………………………...
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Файлы: 1 файл

Использование социально-психологических методов управления в организации Менеджмент Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………….

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ        МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.…………………………………………………

1.1 Содержание социально-психологических методов управления………...

1.2 Структура и основные инструменты социально-психологических                   методов управления……………………………………………………………..

1.3  Зарубежный опыт использования социально-психологических методов управления………………………...……………………………………………..

2  АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ            УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК».……...

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный                     пищевик»…………………………………………………………………………

2.2  Анализ используемых       социально-психологических       методов                   управления   на предприятии…………………………………………………...

3  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ        СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ             МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»…………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Организационно-управленческая структура ОАО               «Красный пищевик»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Основные     технико-экономические     показатели                       деятельности ОАО  «Красный пищевик» за 2007-2009 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Подготовка кадров и повышение квалификации              работающих на ОАО  «Красный пищевик» в 2008-2009 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Рекомендации для сотрудников предприятия «Как           бороться со стрессом», разработанные отделом кадров

 

3

 

4

4

 

6

 

8

 

11

 

11

 

13

 

18

21

22

 

 

             

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последние годы в Беларуси происходят фундаментальные преобразования в управленческой деятельности, в структуре и функциях управления, в процедурах разработки и принятия управленческих решений. С входом в нашу жизнь рыночных отношений меняется социально-психологический климат белорусского общества и каждой его ячейки в отдельности. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны - ни в каких других странах  мира за столь короткий срок не происходили коренная ломка одной экономической системы и формирование другой. В этих условиях идет и трансформация всей системы управления, происходит смена управленческих кадров.

Актуальность исследования обуславливается и тем, что характер взаимоотношений во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.

Таким образом, все компании, фирмы и предприятия на определенном этапе столкнулись с имеющей большое значение  проблемой эффективного управления - это и обуславливает актуальность изучаемой темы.

Объектом данной курсовой работы является ОАО «Красный Пищевик», предметом исследования – социально-психологические методы управления.

Целью исследования является разработка рекомендаций предприятию по успешному применению социально-психологических методов в управлении, для чего в работе решены следующее задачи:

- определено понятие и рассмотрена сущность социально-психологических методов управления, их влияние на управление предприятием в современных условиях;

- проведена оценка применяемых методов управления на примере ОАО «Красный Пищевик»;

- изучены и выявлены основные направления по совершенствованию и повышению эффективности применения социально-психологических методов на данном предприятии.

 

 

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ        МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

1.1 Содержание социально-психологических методов управления

 

Методы управления — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев, в первую очередь.

Наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т. п.

Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально-психологические методы управления, прежде всего, отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

В настоящее время в менеджменте все большее значение приобретают психологические методы управления. Эти методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом. Трудовая деятельность осуществляется на основе функционирования психики человека, т.е. мышления, воображения, внимания и иных психических свойств. Совершенно очевидно, что психическое состояние человека в тот или иной временной период прямо и непосредственно оказывает воздействие как на его личные результаты труда, так и на трудовые достижения коллектива, в котором он работает.

К психологическим методам управления относятся:

- методы комплектования малых групп и коллективов;

- методы гуманизации труда;

- методы психологического побуждения (мотивации);

- методы профессионального отбора и обучения.

1) Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные соотношения между работниками в малых группах и коллективах. Посредством социологических исследований выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе. Существуют два вида совместимости: психологическая и социально-психологическая. Первая совместимость подразумевает соответствие психологических свойств работника процессам управления. Вторая совместимость формируется в результате оптимального сочетания типов поведения работников и основывается на общих интересах, ценностных ориентациях.

2) Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.

3) Методы психологического побуждения (мотивации). Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления - работника (работников). Методы психологического побуждения многообразны. К их числу относятся: убеждение - воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров; внушение - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления путем влияния руководителя на психику подчиненного. Наибольшую эффективность дает применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника. Внушаемость во многом зависит от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические качества внушающего имеют важное значение в повышении эффективности применения рассматриваемого метода; подражание - воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом.

4) Методы профессионального отбора и обучения. К таким методам относятся: отбор работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют выполняемой работе (занимаемой должности); развитие необходимых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела. Все вышеуказанные методы могут оказывать эффективное воздействие на человека, если будут применяться с учетом особенностей психологического склада конкретной личности, т.е. ее характера, способностей, темперамента.

 

 

1.2 Структура и основные инструменты социально-психологических

методов управления

 

Социальные методы управления играют важную роль в управлении персоналом, они позволя­ют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспе­чить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Класси­фикация элементов, регулируемых с помощью социальных методов, показана на рисунке 1.1.

Рассмотрим данные методы более подробно.

1) Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результа­тов. Конкретной формой соци­ального  планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Схема классификации элементов, регулируемых социальными

методами управления

Примечание - Источник:  [3, c.205, рис.10.2]

 

В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих круп­ных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт совет­ского периода. У большинства же действующих предприятий на территории СНГ,  сейчас другие задачи – сохранить хотя бы те социальные достижения и социальную инфраструктуру, которые были созданы до развала СССР.

2) Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Знание социальных методов управления позволяет руководителю коллектива объ­ективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологичес­кий климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические исследования в коллективе; особенно полезно знать мне­ние членов коллектива о руководителе.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главная их особенность – обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Рассмотрим основные элементы, регулируемые психологическими методами управления.

Психологическое планирование – направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профес­сиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов [4, с.76].

Информация о работе Совершенствования социально-психологических методов управления